Защита от насекомых-вредителей
Декоративные изделия из древесины, так же как и мебель, могут подвергнуться разрушению жуками-точильщиками.
Насекомые могут размножаться во влажной древесине, откладывая личинки, которые причиняют изделиям вред. Самки жуков-точильщиков откладывают на внешнем слое древесины личинок, которые впоследствии вгрызаются и проникают во внутренние слои, получая тем самым необходимые питательные вещества. Личинка превращается в жука в течение одного или двух лет, проделывая ходы и окукливаясь около поверхности древесины. Взрослые жуки прогрызают тонкий слой древесины и выходят на поверхность.
Для защиты древесины от насекомых-вредителей рекомендуется применять неорганические, органические и комбинированные ядохимикаты. Отравляющие вещества, входящие в их состав, делятся на кишечные, контактные и фумиганты в зависимости от воздействия, оказываемого на организм насекомых.
К кишечным отравляющим веществам, называемым также внутренними, относятся кремнефтористый аммоний, кремнефтористый и фтористый натрий, хлористый цинк, сульфат меди, арсенат натрия и т. д., а также хлорированный нафталин, креозотовые масла и различные комбинированные антисептики. Концентрация отравляющих веществ для борьбы с жуками-точильщиками должна быть высокой.
Контактные вещества (ДДТ, гексахлоран, хлорофос, хлородон и т. д.) применяются наружно и воздействуют на насекомых и их личинки только после соприкосновения с ними. Данные вещества вредны и опасны для животных и человека, к тому же дорогостоящи.
Фумиганты – это вещества, в виде газа или пара попадающие через кожные покровы и дыхательные пути в организм насекомых. К ним относятся полихлориды бензола, сероуглерод, сернистый газ, дихлорэтан и т. д. Основным недостатком данных веществ является то, что они быстро улетучиваются.
Фтористый натрий представляет собой ядовитый порошок белого или серовато-белого цвета. Для борьбы с насекомыми применяется 3 %-ный раствор этого вещества.
Кремнефтористый аммоний является легко растворимым в воде ядовитым кристаллическим порошком белого или сероватого цвета, сильным антисептиком. Для борьбы с насекомыми используется 5 %-ный раствор, который приготавливается из расчета 50 г кремнефтористого аммония на 950 мл воды.
Кремнефтористый натрий представляет собой плохо растворимый в воде белый или серый порошок, иногда с желтым оттенком. Для того чтобы приготовить раствор, необходимо смешать 25 г кремнефтористого натрия, 25 г кальцинированной соды и разбавить полученную смесь 950 г воды.
Для борьбы с насекомыми-вредителями можно также применять нафталин, формалин, карболку, скипидар и керосин.
Комбинированными называются антисептики, состоящие из двух или более отравляющих веществ. Данные вещества нельзя применять в непосредственной близости от жилых помещений. При их самостоятельном изготовлении рекомендуется пользоваться керамической, деревянной или стеклянной посудой, так как металл при взаимодействии с отравляющими веществами, входящими в их состав, разрушается.
Обработка антисептиками проводится только после предварительного окрашивания древесины двумя-тремя слоями масляной краски.
Разбавлять отравляющие вещества при изготовлении антисептиков следует в чистой, желательно мягкой воде, подогретой до температуры 90–95 °C. В тех случаях, когда в состав комбинированного антисептика входит сода или аммиак, можно разогревать воду до 30–40 °C. В противном случае можно вызвать сильную реакцию.
Для борьбы с насекомыми-вредителями следует замазать все отверстия с наружной стороны изделия расплавленным парафином или воском, а после этого желательно ввести внутрь древесины с помощью шприца антисептики. Данную процедуру рекомендуется повторить несколько раз.
Глава 10 Обработка древесных наростов
В качестве материала для создания художественных и декоративных изделий резчики-любители используют практически все разновидности древесины. Для этих целей прекрасно подходят и наросты.
Наросты и их использование
Наросты представляют собой разросшиеся части древесины на корнях, стволе или сучьях, утолщения камбиального слоя, которые возникают и развиваются на месте ранения в результате биологических или механических травм. Чаще всего наросты можно наблюдать на березе, ольхе и сосне. Они могут иметь неправильную или правильную форму. В месте их появления искривляется направление волокон древесины в годичных слоях, что приводит к образованию красивой необычной текстуры на тангентальных срезах.
В некоторых случаях можно встретить наросты, созданные природными условиями на поросли деревьев, которые представляют собой практически законченное художественное произведение. Развиваются такие наросты при определенных условиях, на пойменных сырых грунтах, на прикорневых отпрысках березы, ивы, ольхи, тополя и других пород деревьев, если поросль систематически уничтожается неблагоприятными явлениями окружающей среды или животными. В этом случае пни и корни растений продолжают расти и утолщаются, а неразвившаяся поросль образует на наросте конусообразные вздутия, нередко выходящие на поверхность.
Наросты считаются у резчиков по дереву ценным материалом для творчества, несмотря на то, что встречаются в естественных условиях достаточно часто. Это происходит из-за определенных трудностей с заготовкой.
Нарост нельзя снять со ствола растущего дерева, так как это причинит ему травму, а сделать заготовку с корня можно только путем выкорчевывания всего дерева или свежих пней.
Рекомендуется использовать наросты для создания изделий, к прочности стенок которых предъявляются повышенные требования. Также гармоничнее выглядит произведение или композиция, где естественная форма материала была взята в качестве основной идеи. Таким образом можно достичь дополнительного эффекта красивой игры света и тени, выявить пластику материала и т. д. Иногда наросты используются в качестве материала для создания скульптурных групп и композиций с перерезанием волокон. Также некоторые резчики применяют их для повышения прочности деталей за счет большей свилеватости древесины и лучшего сопротивления изгибу.
Для того чтобы разнообразить внешний вид декоративных и художественных изделий, выполненных из наростов, можно включать в общий фон рисунка «рваные» волокна, а также цветные пятна усохших или пораженных грибными окрасками частей. Также прекрасно смотрятся изделия, где из общей композиции выделяются контрастирующие по фактуре, форме или цвету детали. Композиции, скульптурные группы или изделия прикладного характера из наростов прекрасно сочетаются с окантовкой из латуни, мельхиора или бронзы.
Заготовка наростов
Как говорилось выше, наросты встречаются практически повсеместно, но тем не менее являются очень ценным и редким материалом из-за трудностей, связанных с их заготовкой. В основном наросты можно снять, не причинив вреда, только с поваленных деревьев. Делается это в местах заготовки леса.
Также наросты снимают с бревен, вывезенных лесопильными предприятиями на лесной склад.
В некоторых случаях во время заготовки нароста резчик сразу же видит будущий образ произведения, которое можно изготовить из данного материала. Но чаще всего это не так. Именно поэтому рекомендуется снимать нарост вместе с частью стволовой древесины, которая может пригодиться для будущего изделия.
С сучьев нарост снимается с частью сучка с поперечными срезами, расположенными выше и ниже. Если на стволе имеется крупный нарост величиной больше 1/3 его размера, то заготовку лучше срезать вместе со стволом выше и ниже нароста.
Нарост, мало связанный со стволом, снимается с помощью следующего приема: на стволе выше и ниже нароста следует сделать поперечные пропилы, пересекающие искривленные волокна, границу которых можно заметить после снятия коры. Затем нарост отделяют от ствола ударом обуха топора поперек оси бревна. При этом следует учесть, что кора будет повреждена, поэтому, если она необходима для последующего создания композиции, желательно отделить нарост от ствола ударами клина или лезвия топора по линии скалывания. Ствол следует очистить от коры на месте заготовки, пока она не успела высохнуть. Нарост с корней снимать гораздо проще. Это можно сделать в местах массовой корчевки пней, например на очищенных площадях, предназначенных для сельскохозяйственных нужд, около строящихся трасс, а также в лесу.
Найденный нарост на корнях следует очистить от грязи, земли и коры. После этого боковые корни необходимо обрубить, завести под пень вагу, уложить под нее обрубок пня или полено, нажать на ее второй конец и выворотить пень из земли.
Корневые наросты очень декоративны. Наибольшую ценность придают им глазки: чем больше их количество, тем красивее становится текстура среза нароста. Также в композицию, помимо нароста, могут войти пень и корни, что обеспечит еще большую декоративность художественному изделию.
Как говорилось выше, по сравнению со стволовой древесиной наросты обладают более высокими декоративными качествами – такими, как текстура, блеск, прочность, твердость, цвет. Но даже такой материал можно улучшить. Например, наросты, образованные на мелкососудистых породах древесины (на клене, березе и др.), рекомендуется отшлифовать, а затем придать матовое или глянцевое покрытие, после которого применить дополнительную полировку. Так древесина приобретет светло-жемчужный цвет в местах изгибов волокон.
Встречаются грибные окраски на поверхности наростов, которые также можно использовать для усиления декоративных качеств. Для этого следует отшлифовать и отполировать изделие, а получившийся после этого эффект «зеркала» усилить с помощью водного красителя – морилки подходящего оттенка.
В лесу часто встречаются наросты, пораженные гнилью и сухобокостью. Многие задаются вопросом: можно ли использовать такой материал для создания декоративных и художественных изделий? Здесь все зависит от степени поражения. Поражение нароста начинается с возникновения гнили, которая не меняет структуры древесины, но со временем переходит в гниль. Нарост можно использовать для работы только тогда, когда он находится на начальной стадии твердой гнили. Сухобокость нароста можно определить по отпаду коры, а начальную стадию твердой гнили – по изменению окраски древесины. Мягкая деструктивная гниль поражает в основном рыхлую раннюю древесину и разрушает текстуру материала. Использовать наросты с мягкой гнилью можно только в том случае, если обрезать все пораженные места. Также при обрезании пораженных мест не следует забывать об антисептировании, которое поможет избежать дальнейшего распространения гифов грибов.
Метод «рваных» волокон
Обработка поверхности нароста методом «рваных» волокон основана на подчеркивании естественного рисунка и причудливого строения древесных волокон, расположенных в наружном слое.
Изделия из наростов, обработанные данным методом, приобретают оригинальную и очень эффектную фактуру. Чаще всего методом «рваных» волокон обрабатываются изделия прикладного искусства, например хлебницы, шкатулки и многое другое, а также лесные скульптуры. Дополнительным преимуществом метода «рваных» волокон является то, что он прост в исполнении и доступен даже начинающему резчику по дереву.
Перед началом обработки следует снять несколько тонких волокон в разных частях нароста – это поможет составить мнение о характере рисунка «рваных» волокон. Легче всего эта операция выполняется на свежесрубленном сыром материале. Желательно проводить данную процедуру непосредственно после снятия коры.
Обработка нароста ведется с учетом рисунка волокон. Сначала поверхность следует замочить или проварить в воде до той степени, когда волокна начинают хорошо отделяться. После этого стамеской-уголком на границе рисунка необходимо подрезать волокна на нужную глубину, а затем приподнять их и захватить плоскозубцами или пинцетом. Таким образом следует аккуратно вырывать волокна из древесины, внимательно следя за их направлением. Постепенно продвигаясь к противоположной стороне рисунка, пучок волокон следует отрезать узкой стамеской-уголком и продолжить операцию с другими пучками, пока поверхность нароста не будет покрыта бороздами.
При обработке изделий методом «рваных» волокон следует помнить, что ширина выступов рисунка и ширина впадин должны совпадать и быть пропорциональными размеру изделия. После окончания обработки можно приступить к отделке, которая заключается в зачистке углублений и выполняется острой стамеской-уголком. В процессе отделки должны быть сняты и удалены все имеющиеся на древесине заусенцы и сколы.
За очисткой следует процесс шлифования. Осуществлять его можно вручную с помощью шкурки, если бороздки не имеют крутых поворотов. В остальных случаях применяется механический метод.
После шлифования можно покрыть поверхность рисунка красителем и проклеить слабым раствором клея. После полного высыхания изделия рекомендуется осветлить с помощью шкурки все имеющиеся выступы, чтобы обеспечить эффект глубины рисунка.
Окончательно обработанное изделие необходимо покрыть матовым лаком, а после высыхания на места рельефных выступов нанести тонкий слой глянцевого покрытия и отполировать.