Режиссерская разработка композиции «эмигрант»

Пластический рисунок; мизансцен, пантомим, Действие: собы­тийный: ряд, за­дачи исполн. Технические эффекты: (музы ка, .свет, шумы)

Эпизод первый «ПЕТЛЯ ЖИЗНИ»

Экран

Товстоногов Г. О профессии (режиссера. М., 1967, с. 182.

•В центре сцены -кнехт (две корич­невые болванки из дерева вызыва­ют ассоциации: двух пней спилен­ных деревьев, ржавчину...) На кнехт наброшен петлей кусок толстого каната, концы которого дер­жит крайний участник массовки. Ос­тальные участники массовки распо­ложены по диагонали в левый угол. Разведенные руки мужчин массовки образуют как бы продолжение кана­та. На руки мужчин надеты специ­альные нарукавники из мешковины, которые по цвету сливаются с кана­там и создают линию «живого кана­та». Канат чуть покачивается. К кнехту медленно идет старик. Оста­навливается. Опыт и предчувствие подсказывают ему, что это судно должно ,уйти.

Петля «живого каната» соскаль­зывает с кнехта и уходит по диаго­нали, подчиняясь барабану лебедки. Старик поспешно притирает кнехт от

Событие: «Тру­довой день начал­ся». Задача: найти свободный кнект, на котором можно сегодня работать.

Короткие гудка буксиров. Бой

склянок. Дождь.

Тихо звучит- му­зыкальная тема «Стамбула». Два луна: один высве­чивает кнехт дру­гой — старика.

Событие: «Кнехт свободен». Зада­ча: Скорее начать работу

Заработала ле­бедка. Дождь, прекратился. Про­щальный гудок.

.дождя,' складывает свой рваный зонт и бережно вытащив из карманов щетки, одевает их на руки.

Появляется цепочка горожанок ^женская массовка).

:В такьце «манекенов» двигаются они по кругу, огибав кнехт. Каждая ста­вит ногу на кнехт, кидает старику воображаемую монету. Движение «манекенов» все убыстряется. .'..,.' Они уже пружинисто выкидывают но­ту, но не на кнехт, а в сторону лица чистильщика. Нарастание движений проходит в три круга. Массовка ухо­дит.

Старик один сидит на кнехте.

Медленно и с трудам снимает «врос­шие» в руки щетки, он как бы отди­рает их вместе с кожей.

Из правого угла, по диагонали по направлению к кнехту двигается «живой канат». Петля каната обхва­тывает кнехт. Старик (устало повора­чивает голову, всматривается в ка->нат. И вдруг медленно сползает пе-•ред мим на колени. Гладит канат ру­ками, припадает к нему лицом.

Событие: «Го­род проснулся

Задача: обслу­жить как можно больше клиентов.

Событие «Пере­рыв»

Задача: «Дать отдохнуть рукам.

Событие: «Знак России» Задача: вдохнуть и удер­жать в себе этот запах.

Тема «Стамбу-!ла» звучит грормко и наполненно.

Полное освеще­ние сцены.

Четкие уда;ры барабана

Обрыв музыки Гудок.

Издалека начи­нает звучать тема «Рябины».

Старик встает и 1медленно отходит •от кнехта «Живой канат уползает, как бы растворяярь. Затыкает уши, обрывая звучание песни. Наплыв первый *Бег».

Стремительное появление «живого каната» слева по диагонали (жен-•ская массовка). Пантомима «Атака», красноармейцы - кавалеристы вытя­гивают левую руку вперед, как бы держа ее поводья, а правой делают круговые движения, как |бы рубя противника шашками. Разноцветным фонтаном .летят белогвардейские по­гоны (их срубают шашки «красных»,,

Эпизод второй «БЕГ»

Событие: «Я помаю все!»

Задача: Вспом­нить все с самого начала

Наплыв: следний («Тупик»)

Событие: но отходит», дача:- попасть негр. . -

«По-

шанс

Суд--За-

Световая пере­бивка. Экран в тревожных крас­ных всполохах.

•60



, 3
срывают и бросают в панике сами •|  
•офицеры). Справа выбегает с ре-    
вольвером офицер и вскакивает на    
кнехт.    
Выбегает с крикам девушка. Она Задача девуш- Музыка звучит
падает к ногам офицера, пытается ки: удержать лю- приглушенно, в
-удержать его. Офицер спрыгивает с бимого, не пустить басах, чуть-чуть
кнехта, прижимает девушку к себе, на судно. Задача пробивается тема
..канат натягивается. Офицер, обни- офицера: убедить «яблочко».
мая одной рукой девушку, другой ее я правильности  
простреливает канат и цепляется за своего решения.  
него. Девушка вцепилась в его руку. Задача девуш-  
  ки: «е отдать лю-  
  бимого. Задача  
  офицера: успеть  
  на аудио.  
Офицер как бы находится на рас- Задача старика: Тревога в музы-
пятии из -.каната и руки девушки. предотвратить ке нагнетается.
•Старик со своего места протягивает ошибку молодо- Музыка резко сти-
руку, чтобы помочь девушке удер- сти. Событие: хает.
жать офицера. Офицер делает резкое «Обрубил».  
.движение. Девушка падает. «Живой Задача старика: Очень высоко,
канат» увлекает за' собой офТщёра. Не видеть, пре- надломленно зв,у-
•Старик закрывает глаза. Девушка рвать «вапяыв». чит тема «Ряби-
медленно встает, тело ее напряжен­но, все мысли, все внимание направ­лены к уходящему судну. Она пы- Задача девушки: НЫ»' Мощно звучит «Яблочко» (мар-
Еще раз ! |увидетъ,
запечатлеть род-
тается среди тысячи стояаивипихся ные (черты. шево)
на палубе, найти родное лицо. Вска-    
кивает на кнехт, вытягивает руку...    
'Сникнув опускает голову, уходит.    
красноармейцы, насалив на винтовки    
метлы, в танцевальной пантомиме    
выметают погоны.    
В танце появляется 1женщииЬ(. в «Начало /конца». Тема «Стамбу-
:центре офицер. Женщины проходят Задача офицера: ла» На экране
мимо него, с разных сторон по три, найти свое место эазноцветные бли-
по диагонали поочередно, . образуя в_ городе. ки ночного города.
как бы сеть улиц. Город ловит офи- '  
цера в сбои сети. Игра «кошки-мыш-    
ки».    
Офицер останавливается, он слы­шит русскую песню. • _Со бытие: «Ям~ Мелодия «Ям­щик» (приглуше-
щик не гони лоша-
  дей». - на)

Эпизод четвертый «ТОСКА»

Женская массовка перестраивает­ся в дверь «вертушку». Официант держит развернутое полотенце, на котором надпись «Рябинка». Офицер толкает «дверь» и входит в кабак. Официант накрывает кнехт полотен­цем и ставит бутылку с шампанским. Офицер отодвигает бутылку. Офи­циант делает хлопок и появляется хор (женская массовка)

На

«На дне». Зада­ча офицера: раз­рушить свое оди-

плечах

массовки русские

платки, в руках веточка рябины. Со­листка плавно поднимается на верх­нюю часть кнехта. Хоровод идет це­почкой между солисткой и офице­ром.

Ветки рябины направлены к офи­церу. Солистка, стоя на кнехте, раз­махивает над головой офицера чер­ными крыльями своего платка. Хо­ровод образует круг.

Офицер сталкивает солистку, вры­вается в круг с бутылкой. Круг, как заезженная пластинка, с шипением двигается вокруг офицера. Офицер несколько раз пытается остановить ее движение, но пластинка убыстряет свое движение. Нервы не выдержива­ют, офицер замахивается над голо­вой бутылкой...

Старик бросается к нему, но офи­цер отталкивает его и бъет бутылкой о «пластинку». Бутылка разбивается на сотни мелких осколков, а плас-

Событие: «Рус­ская песня» Задача офицера: забыться, найти утешение:

тинка продолжает свое движение. Время остановить нельзя.

Эпизод пятый «ПРОИГРЫШ»

ночество.

Задача: вить силой

заста-иокус-заплакать

офицера (такие болыше платят).

Задача офицера: «Не сдамся».

Задача старика:

толкнуть офицера

с этого чертова круга.

Заучит романс «Ямщик не гони> лошадей».

Первый куплет.

Припев.

Припев повто--ряетоя и убыстри- , ется, все громче и громче.

.Песня обрывает­ся. . Тема припева-(шепотом, /медлен­но с . нарастани­ем).

Яркая вспышка.

белая:

(Появляется мальчик-турченок, ко­торый несет два зажженнйх светиль­ника. За ним идет хозяин игорного дама. За хозяином следует, как шлейф, женская массовка. -Хозяин садится на кнехт, тасует карты. Мас­совка, как живые тени карт, соблаз­няют и приглашают офицера. Ста­рик пытается удержать офицера, но

Хозяин.

Задача хозяина: заманить офицера.

Событие: «Пер­вый проигрыш»,.

Музыкальная те­ма «Ста;мбула».

Цветные блики? на экране.

тот не замечает его знаков предосто­рожности. Офипер входит в игор­ный дом. На двух площадках кнехта, как на чашах весов, сидят хозяин и

•офицер, тасуют карты. Массовда, как живые тени карт, начинает пантоми­му-танец «Игра», раскрывая в . плас-

•тичеоком рисунке столкновение карт хозяина и офицера. Хозяин сгребает все карты к себе.

Офицер снимает фуражку, срывает с нее гцрб и передает фуражку хо­зяину.

Официант делает отмашку поло­тенцем, на котором надпись: «Про­шло несколько лет».

Снова игра.

Офицер снимает портупею и отда­ет хозяину.

Официант делает отмашку поло-•тенцем: «Прошло несколько лет».

Игра повторяется.

Офицер тасует карты сам. На кон поставлены остатки чести, надежды жить в достатке. Игра. Хозяин сгре­бает все карты. Офицер снимает .са­поги. Хозяин уходит. Офицер прямо сидит на кнехте, зажав в руке герб.

Разав ладонь, смотрит на герб, швыряет его в сторону моря. Сника­ет. Опускается на пол на колени перед светильниками, (медленно и отчаянно, как перед иконой. Старик медленно обходит кнехт сзади и, не отрывая взгляда от офицера, оста­навливается слева от светильников.

Глаза офицера и старика встреча­ются. Офицер не выдерживает взгля­да старика и задувает светильники Уходит.

Надлывы кончились г.таоик .садится на кнехт.

Задача офицера отыграться.

Событие: второй фоигрыш.

Задача: оты­граться, во что бы то ни стало.

Событие: «Последний проиг-эыш» (

Задача офицера: «Казаться незави­симым, гордым.

Событие: «Позд но».

Задача старика «Понять, почему все так произо шло? Добиться от вета. Задача офи цера: уйти' от от вета.

Тема «Самбула» в «басах.

Вырубка света. Только свет от светильников. Те­ма «Рябины» (щипком, отрывис­то на струнах).

Полный свет.

Наши рекомендации