Режиссерская разработка композиции «эмигрант»
Пластический рисунок; мизансцен, пантомим, | Действие: событийный: ряд, задачи исполн. | Технические эффекты: (музы ка, .свет, шумы) |
Эпизод первый «ПЕТЛЯ ЖИЗНИ»
Экран
Товстоногов Г. О профессии (режиссера. М., 1967, с. 182.
•В центре сцены -кнехт (две коричневые болванки из дерева вызывают ассоциации: двух пней спиленных деревьев, ржавчину...) На кнехт наброшен петлей кусок толстого каната, концы которого держит крайний участник массовки. Остальные участники массовки расположены по диагонали в левый угол. Разведенные руки мужчин массовки образуют как бы продолжение каната. На руки мужчин надеты специальные нарукавники из мешковины, которые по цвету сливаются с канатам и создают линию «живого каната». Канат чуть покачивается. К кнехту медленно идет старик. Останавливается. Опыт и предчувствие подсказывают ему, что это судно должно ,уйти.
Петля «живого каната» соскальзывает с кнехта и уходит по диагонали, подчиняясь барабану лебедки. Старик поспешно притирает кнехт от
Событие: «Трудовой день начался». Задача: найти свободный кнект, на котором можно сегодня работать.
Короткие гудка буксиров. Бой
склянок. Дождь.
Тихо звучит- музыкальная тема «Стамбула». Два луна: один высвечивает кнехт другой — старика.
Событие: «Кнехт свободен». Задача: Скорее начать работу
Заработала лебедка. Дождь, прекратился. Прощальный гудок.
.дождя,' складывает свой рваный зонт и бережно вытащив из карманов щетки, одевает их на руки.
Появляется цепочка горожанок ^женская массовка).
:В такьце «манекенов» двигаются они по кругу, огибав кнехт. Каждая ставит ногу на кнехт, кидает старику воображаемую монету. Движение «манекенов» все убыстряется. .'..,.' Они уже пружинисто выкидывают ноту, но не на кнехт, а в сторону лица чистильщика. Нарастание движений проходит в три круга. Массовка уходит.
Старик один сидит на кнехте.
Медленно и с трудам снимает «вросшие» в руки щетки, он как бы отдирает их вместе с кожей.
Из правого угла, по диагонали по направлению к кнехту двигается «живой канат». Петля каната обхватывает кнехт. Старик (устало поворачивает голову, всматривается в ка->нат. И вдруг медленно сползает пе-•ред мим на колени. Гладит канат руками, припадает к нему лицом.
Событие: «Город проснулся
Задача: обслужить как можно больше клиентов.
Событие «Перерыв»
Задача: «Дать отдохнуть рукам.
Событие: «Знак России» Задача: вдохнуть и удержать в себе этот запах.
Тема «Стамбу-!ла» звучит грормко и наполненно.
Полное освещение сцены.
Четкие уда;ры барабана
Обрыв музыки Гудок.
Издалека начинает звучать тема «Рябины».
Старик встает и 1медленно отходит •от кнехта «Живой канат уползает, как бы растворяярь. Затыкает уши, обрывая звучание песни. Наплыв первый *Бег».
Стремительное появление «живого каната» слева по диагонали (жен-•ская массовка). Пантомима «Атака», красноармейцы - кавалеристы вытягивают левую руку вперед, как бы держа ее поводья, а правой делают круговые движения, как |бы рубя противника шашками. Разноцветным фонтаном .летят белогвардейские погоны (их срубают шашки «красных»,,
Эпизод второй «БЕГ»
Событие: «Я помаю все!»
Задача: Вспомнить все с самого начала
Наплыв: следний («Тупик»)
Событие: но отходит», дача:- попасть негр. . -
«По-
шанс
Суд--За-
Световая перебивка. Экран в тревожных красных всполохах.
•60
, 3 | ||
срывают и бросают в панике сами | •| | |
•офицеры). Справа выбегает с ре- | ||
вольвером офицер и вскакивает на | ||
кнехт. | ||
Выбегает с крикам девушка. Она | Задача девуш- | Музыка звучит |
падает к ногам офицера, пытается | ки: удержать лю- | приглушенно, в |
-удержать его. Офицер спрыгивает с | бимого, не пустить | басах, чуть-чуть |
кнехта, прижимает девушку к себе, | на судно. Задача | пробивается тема |
..канат натягивается. Офицер, обни- | офицера: убедить | «яблочко». |
мая одной рукой девушку, другой | ее я правильности | |
простреливает канат и цепляется за | своего решения. | |
него. Девушка вцепилась в его руку. | Задача девуш- | |
ки: «е отдать лю- | ||
бимого. Задача | ||
офицера: успеть | ||
на аудио. | ||
Офицер как бы находится на рас- | Задача старика: | Тревога в музы- |
пятии из -.каната и руки девушки. | предотвратить | ке нагнетается. |
•Старик со своего места протягивает | ошибку молодо- | Музыка резко сти- |
руку, чтобы помочь девушке удер- | сти. Событие: | хает. |
жать офицера. Офицер делает резкое | «Обрубил». | |
.движение. Девушка падает. «Живой | Задача старика: | Очень высоко, |
канат» увлекает за' собой офТщёра. | Не видеть, пре- | надломленно зв,у- |
•Старик закрывает глаза. Девушка | рвать «вапяыв». | чит тема «Ряби- |
медленно встает, тело ее напряженно, все мысли, все внимание направлены к уходящему судну. Она пы- | Задача девушки: | НЫ»' Мощно звучит «Яблочко» (мар- |
Еще раз ! |увидетъ, | ||
запечатлеть род- | ||
тается среди тысячи стояаивипихся | ные (черты. | шево) |
на палубе, найти родное лицо. Вска- | ||
кивает на кнехт, вытягивает руку... | ||
'Сникнув опускает голову, уходит. | ||
красноармейцы, насалив на винтовки | ||
метлы, в танцевальной пантомиме | ||
выметают погоны. | ||
В танце появляется 1женщииЬ(. в | «Начало /конца». | Тема «Стамбу- |
:центре офицер. Женщины проходят | Задача офицера: | ла» На экране |
мимо него, с разных сторон по три, | найти свое место | эазноцветные бли- |
по диагонали поочередно, . образуя | в_ городе. | ки ночного города. |
как бы сеть улиц. Город ловит офи- | ' | |
цера в сбои сети. Игра «кошки-мыш- | ||
ки». | ||
Офицер останавливается, он слышит русскую песню. • | _Со бытие: «Ям~ | Мелодия «Ямщик» (приглуше- |
щик не гони лоша- | ||
дей». - | на) |
Эпизод четвертый «ТОСКА»
Женская массовка перестраивается в дверь «вертушку». Официант держит развернутое полотенце, на котором надпись «Рябинка». Офицер толкает «дверь» и входит в кабак. Официант накрывает кнехт полотенцем и ставит бутылку с шампанским. Офицер отодвигает бутылку. Официант делает хлопок и появляется хор (женская массовка)
На
«На дне». Задача офицера: разрушить свое оди-
плечах
массовки русские
платки, в руках веточка рябины. Солистка плавно поднимается на верхнюю часть кнехта. Хоровод идет цепочкой между солисткой и офицером.
Ветки рябины направлены к офицеру. Солистка, стоя на кнехте, размахивает над головой офицера черными крыльями своего платка. Хоровод образует круг.
Офицер сталкивает солистку, врывается в круг с бутылкой. Круг, как заезженная пластинка, с шипением двигается вокруг офицера. Офицер несколько раз пытается остановить ее движение, но пластинка убыстряет свое движение. Нервы не выдерживают, офицер замахивается над головой бутылкой...
Старик бросается к нему, но офицер отталкивает его и бъет бутылкой о «пластинку». Бутылка разбивается на сотни мелких осколков, а плас-
Событие: «Русская песня» Задача офицера: забыться, найти утешение:
тинка продолжает свое движение. Время остановить нельзя.
Эпизод пятый «ПРОИГРЫШ»
ночество.
Задача: вить силой
заста-иокус-заплакать
офицера (такие болыше платят).
Задача офицера: «Не сдамся».
Задача старика:
толкнуть офицера
с этого чертова круга.
Заучит романс «Ямщик не гони> лошадей».
Первый куплет.
Припев.
Припев повто--ряетоя и убыстри- , ется, все громче и громче.
.Песня обрывается. . Тема припева-(шепотом, /медленно с . нарастанием).
Яркая вспышка.
белая:
(Появляется мальчик-турченок, который несет два зажженнйх светильника. За ним идет хозяин игорного дама. За хозяином следует, как шлейф, женская массовка. -Хозяин садится на кнехт, тасует карты. Массовка, как живые тени карт, соблазняют и приглашают офицера. Старик пытается удержать офицера, но
Хозяин.
Задача хозяина: заманить офицера.
Событие: «Первый проигрыш»,.
Музыкальная тема «Ста;мбула».
Цветные блики? на экране.
тот не замечает его знаков предосторожности. Офипер входит в игорный дом. На двух площадках кнехта, как на чашах весов, сидят хозяин и
•офицер, тасуют карты. Массовда, как живые тени карт, начинает пантомиму-танец «Игра», раскрывая в . плас-
•тичеоком рисунке столкновение карт хозяина и офицера. Хозяин сгребает все карты к себе.
Офицер снимает фуражку, срывает с нее гцрб и передает фуражку хозяину.
Официант делает отмашку полотенцем, на котором надпись: «Прошло несколько лет».
Снова игра.
Офицер снимает портупею и отдает хозяину.
Официант делает отмашку поло-•тенцем: «Прошло несколько лет».
Игра повторяется.
Офицер тасует карты сам. На кон поставлены остатки чести, надежды жить в достатке. Игра. Хозяин сгребает все карты. Офицер снимает .сапоги. Хозяин уходит. Офицер прямо сидит на кнехте, зажав в руке герб.
Разав ладонь, смотрит на герб, швыряет его в сторону моря. Сникает. Опускается на пол на колени перед светильниками, (медленно и отчаянно, как перед иконой. Старик медленно обходит кнехт сзади и, не отрывая взгляда от офицера, останавливается слева от светильников.
Глаза офицера и старика встречаются. Офицер не выдерживает взгляда старика и задувает светильники Уходит.
Надлывы кончились г.таоик .садится на кнехт.
Задача офицера отыграться.
Событие: второй фоигрыш.
Задача: отыграться, во что бы то ни стало.
Событие: «Последний проиг-эыш» (
Задача офицера: «Казаться независимым, гордым.
Событие: «Позд но».
Задача старика «Понять, почему все так произо шло? Добиться от вета. Задача офи цера: уйти' от от вета.
Тема «Самбула» в «басах.
Вырубка света. Только свет от светильников. Тема «Рябины» (щипком, отрывисто на струнах).
Полный свет.