Сущность клубной театрализации
Культурно-просветительный работник сегодня должен уметь не просто организовать клубное мероприятие, но и быть его режиссером, владеющим законами сценарного мастерства я театрализации. Беря на вооружение опыт уже сложившихся форм клубной работы, он экспериментирует и обогащает эти формы художественно-документальным отражением текущих событий. Ан-элиз практики массовой культурно-просветительной работы, данные статистики и социологические исследования выявляют огромную тягу людей именно к тем формам массовой работы, которые содержат в себе художественное осмысление и оформление реальных событий жизни социалистических коллективов, т. е. — к массовым праздникам и представлениям, театрализованным тематическим вечерам, агит-спектаклям.
В чем же заключаются общие закономерности режиссуры, составляющие фундамент театрализованной массовой работы клуба?
Художественное творчество, отражающее материальные предметы и явления, в то же время выражает мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств. Каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства, возможности и приемы создания художественного образа.
При создании художественного образа изобразительные средства (камень, дерево, человеческое тело, голос, жест) в сочетании с выразительными средствами,(цвет, линия, ритм, тон, движение) позволяют художнику добиваться поставленной перед собой задачи. Степень осуществления ее зависит от индивидуальности художника, его творческой зрелости.
Художественный образ предмета или явления, как правило, не тождествен самому предмету, он — продукт фантазии или сознания художника. Отличие образа от предмета получило название первичной условности.
Искусство всегда условно, начиная от реалистической скульптуры и до итры актера, перевоплощающегося в образ, созданный драматургом.
Советской художественной культуре присуща такая условность, через которую правдиво и глубоко отражается действительность,-и чужда условность, являющаяся самоцелью и зачеркивающая содержание. «Условность остается художественной только до тех пор, пока она подчиняется характеристикам образности. А основные характеристики образа — его диалектическая целостность, гармония противоречий».1 Это означает наличие в художественном образе объективного и субъективного, изобразительного и выразительного, общего и единичного.
Раскрывая смысл .этого явления, В. И. Ленин писал: «...противоположности (отдельное противоположно общему) тождественны: отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) о'бщее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее...».2
Наиболее ярко это положение марксистской диалектики выражено в искусстве, которое при помощи частных фактов подводит человека к пониманию общих явлений.
Искусство немыслимо без образной формы. Таким процессом перехода содержания в форму является композиция.
•Создание' композиции — процесс, приводящий к такому расположению частей по отношению друг к другу, который через систему художественных образов воплощает идейно-художественный замысел. Композиция всегда выстраивается с учетом восприятия зрителем основных смысловых моментов, композиционного центра и всего художественного образа.
В театре, в том числе и в массовом, творец композиции — режиссер. Умение выстроить действие композиционно, организовать внимание зрителя на смысловых моментах, определяющих идейно-художественный замысел — это одно из необходимых профессиональных качеств постановщика зрелищ.
1 Михайлова А. О художественной условности. М., 1966, с. 151.
2 Л енин В. И. Поли, собр. соч.. т. 29, с. 318.
Что такое режиссура? Режиссура — французское слово, означающее: «Дать надлежащее направление». Режиссер — человек, д'ающий надлежащее направление драматургическому .материалу через актера. Рез желания утвердить общественно важную мысль у режиссера нет права на постановку.
Режиссерский постановочный план должен отвечать на три вопроса:
Первый: зачем я ставлю? (что хочу сказать зрителю),
В то р о и: что я ставлю? (Анализ драматургического материала),
Третий: как я ставлю? (Способ решения).
Однако если первоначальным, исходным моментом для режиссера драмы является пьеса (драматургический материал), то для режиссера массовых представлений отправной момент — сценарий, драматургическая основа которого включает в себя всевозможные компоненты: стихи, песни, танцы, пантомимы, документы, письма и т. д. В синтезе этих материалов формируются эпизоды, которые, в свою очередь, становятся частями композиционного построения. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, но вместе с тем каждая имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение.
•Специфика использования синтеза разножанрового материала откладывает отпечаток на форму его воплощения. Эта форма тяготеет к яркой образной театрализации.
Что такое театрализация в массовой клубной работе?
Театрализовать материал — значит выразить его содержание средствами театра. При этом нельзя забывать, что 'театр диктует два главных условия: организацию сценического действия (зримое раскрытие драматургического конфликта) и создание художественного образа спектакля. Вот почему основа театра — пьеса. А основа театрализации — сценарий.
Сценарий как вид драматургии должен быть построен на. .определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.
Сценарная театрализация— это творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
Режиссерская театрализация — этотворческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
пыт позволяет наметить три. вида сценарно-режиссерской
театрализации.
Театрализация компилированного (или комбинированного) вида— это тематический отбор и использование режиссером готовых художественных образов из различных видов искусства и .соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом (ходом). В практической массовой работе такой вид чаще всего .применяется в театрализованном концерте..
Рассмотрим, например, один из театрализованных концертов в Кремлевском Дворце съездов, к постановке которого народный артист СССР профессор И. М. Туманов привлек груп-' пу студентов ЛГИКа. Концерт имел сквозной сценарно-ред^ис-серский ход — эстафета первого ленинского Декрета о мире, а готовые номера отбирались режиссером согласно теме. Разберем часть смыслового стержня и соответствующие
ей номера концерта.
Смысловой стержень — крупный диапозитив на экране «Декрет о мире», а номерами, эмоционально раскрывающими эту мысль, стали исполнение «Песни о мире» и сцепа из спектакля «Человек с ружьем». Такое соединение смыслового стержня и тематических номеров можно назвать «монтажным блоком». В дальнейшем эстафета смыслового стержня подхватывалась «Законом, запрещающим пропаганду войны», решениями съездов нашей партии о борьбе за мир, монтажем
стихов о мире.
'В театрализованном представлении «Мастера из города Мастеров», проведенном в одном из ленинградских клубов, сценарно-смысловым стержнем, нанизывающим на себя несколько эпизодов о профессиях, стала церемония чествования мастеров, выраженная триумфальной аркой и дорогой почета, которые символизировали признание и благодарность коллектива золотым рукам мастеров.
Этот же вид театрализации очень часто используется в атит'бригадных представлениях-обозрениях, где роль сценар-но-режиссёрского хода выполняет сюжетная канва, которая служит своеобразной связкой номеров. К разновидностям этой канвы относятся всевозможные «путешествия» на агит-машинах, агитпоездах, агитсамолетах и т. п.
Путешествие, как сквозной ход представления, используется и в клубной работе. Так, в театрализованном клубном представлении «Японские виражи» весь концертный зад на двести мест по замыслу режиссера превратился в салон воз-душного лайнера. В экспозиционной части участники.. пред-
• ставления исполнили песенку-зонг, в которой они условились со зрителями, что зал — это салон самолета, а, зрители его пассажиры. Распределив между собой роли: стюардессы, командира корабля, радиста, участники обеспечили «взлет» самолета. На протяжении всего полета пассажиры-зрители имели возможность видеть через круглый большой иллюминатор все то, что проплывало под крылом самолета. Весь этот образный видеоряд выстраивался из диапозитивов, фрагментов фильмов и концертных номеров. Стюардессы комментиро-п.-ьни полет, предлагали краткий словарь японского языка, угощали пассажиров зеленым японским чаем, демонстрировали национальные японские одежды и раскрывали секреты икебаны».
I! использовании первого вида театрализации режиссеру необходимо помнить главный закон — закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового -соответствия теме, самобытности.
Театрализация оригинального вида —создание режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режис-< грскому замыслу. Этот вид театрализации нашел широкое применение при создании сценариев документального жанра, н основе которых лежит инсценировка документа.
Документальный ряд, используемый в сценарии, придает ему публицистическое звучание только в том случае, если сам факт представляет 0|бщественную ценность. Сценарист; обращаясь к архивному материалу, прежде всего просматривает его через призму современности, злободневности и актуальности использования. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу: эмоционального развития мысли.
Так, эпизод «Ленинский сад» в театрализованном представлении «Россия на взлете» состоял из следующих частей:
- инсценированная песня «Ленинский сад»,
- наплыв — пантомима «Идут ходоки к Ленину»,
- инсценированный стих «Ходоки у Ленина», инсценированный документ «Постановление о разбивке1 и селе Урлютюб сада в честь вождя революции В. И. Ленина»;
. и завершает композицию этого эпизода вновь — инсценированная песня «Ленинский сад» (финал).
Инсценированный документ, инсценированный стих, инсце- ированная песня —; вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.
Театрализация оригинального вида — это более сложная форма создания сценария и представления, требующая, нетолько организаторских навыков и поиска сквозного хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства в инсценировке документального материала, режиссерского умения поставить новый номер согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды документ и художественный материал. Создание этого вида театрализации требует больше репетиционного времени, чем создание театрализации первого*
вида.
Театрализация смешанного вида— это использование режиссером принципов первого и второго видов театрализации. В этом виде одна часть действия представляет собой компиляцию готовых текстов и номеров, вторая — создание новых.
Примером театрализации смешанного вида может служить Рапорт-слет молодых передовиков производства и отличников учебы ПТУ Ленинграда, завершающийся традиционным праздником «День молодого рабочего» и имеющий в своей сценарной основе две части— театрализованный митинг-рапорт и театрализованный концерт-приветствие.
В сценарии митинга-рапорта сценаристом была разработана театрализация следующей линии действия: торжественный вынос знамен Ленинградской областной и.городской организации ВЛКСМ, торжественная встреча героев труда, привет--ственное обращение представителя Ленинградской партийной: организации к молодым рабочим, торжественная встреча делегатов XXV съезда КПСС, рапорты молодежи, вручение аттестатов зрелости, торжественный вынос знамен Петербургского комитета РСДРП и крейсера «Аврора», вручение ветеранами революции «Книги-эстафеты» для занесения в нее летописи молодежных дел лучших комсомольских коллективов,, рапорт — обязательство молодежи Ленинградскому областному и городскому комитетам КПСС. Эта же часть предусматривала импровизационные моменты: появление в зрительном зале транспорантов-приветствий и отчетов, исполнение всеми: присутствующими песни «Марш молодых рабочих» и др.
^Вторая часть представления была построена по принципу тематического отбора концертных номеров и сведения их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерског»
хода.
Театрализация смешанного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера-организатора.
Все три вида театрализации в первую .очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы, либо в качестве составной части массового праздника, агитационно-пропагандистской кампании или иной комплексном системы идейно-воспитательной работы.
Театрализация в сфере культурно-просветительной деятельности развивается по двум основным направлениям. Пер-носсвязано с ее рекреативной функцией (это — балы, маскарады, карнавалы и т. п.). Второе— связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее ос-но'ке художественного образа. Оформление, краски, фейерверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ — обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера. Никакие внешние детали от театра не могут создать художественный образ. Они могут лишь усилить красочность, зрелищность, могут стать составной частью или штрихом в создании образа, но ими нельзя подменить самостоятельное образное решение эпизода или всего представления. В «золотом фонде» штампов внешней театрализации можно сделать подбор для любого театрализованного представления. Кочуют, как «скачущие тезисы» режиссера из одного представления в другое — «красные конники в буденовках». Их задача обычно одна и та же: сделать круг по дорожке стадиона. Считается,-что в сознании зрителя это создает образ гражданской войны. В этом же ключе обозначения может быть подана и Великая Отечественная война. .Декорируется машина под дот и на его амбразуру, с периодами 1,5—2 минуты бросается рядовой солдат (стадионный вариант). Подобная трафаретность приводит к тому, что монотонная иллюстративность подменяет собой интересную образную символику.
Основное использование театрализации относится к массо-ш.1 м представлениям, являющимся ведущей формой театрализованной массовой работы клуба.
Стадионное представление может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. «Мас-швое представление может явиться театрализованной частью праздника и занять важное место в его структуре... Понятие ;же «праздник» — более широкое, чем представление. Празд ник всегда отличается широким активным и творческим участием масс, поэтому и называется массовым».3
Театр массовых представлений — прежде всего театр героический. Он масштабен и монументален по своим замыслам. Его задача — показать героизм будней', а йе будничность героизма. В театрализации как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления — зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило'бы его ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.
Монументальность . театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты:
масштабность выбранного события;
масштабность отбора исторических и героических образов;
отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;
крупная пластика движений, 'монументальность жестов;
крупный рисунок мизансцен;
монументальность и образность декораций;
ассоциативный «мост мысли» от каждого эпизода к зрителям;
принцип резких контрастов (в пластике, оформлении, музыке, свете);
использование иносказательных средств выразительности (символ, метафора, аллегория);
применение новейших средств техники, и технических эффектов.
| Итак, режиссура массовых представлений и праздников» базируясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке реальных эпизодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому и обяза-ггельному включению зрителей в действие. В этом театре ;жизни масса — всегда герой, а не просто зритель. \/«Режиссер массового праздника, — пишет Д. М. Генкин,— это~всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь I проблему активизации его участников, организации не спек-• такля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побуди-, тельного стимула».4 и -Это обстоятельство диктует еще одну, едва не самую значительную черту специфики режиссуры массового театра, в частности клубной режиссуры: она представляет собой как особую художественную организацию материала, так и особую организацию самой массы участников.
Еще н 20-е годы такие режиссеры, как В. Мейерхольд, К. Марджанов, Н. Петров, А. Пиотровский стремились вынести театральное действие из зала на площади, донести его до маееоипго зрителя.
\\. Мейерхольд'ставит спектакли «Мистерия-буфф», «Земля дыбом» на Петроградской площади, на Воробьевых горах, ншшм.мун приемы народного театра, с единой режиссерской м-книжкой: поиск форм публицистическо-поэтического пред-I-пиления, вовлекающего зр.ителя в решение самых острых иокросов времени. Театр выступает не только .политическим ,п тутором, нои собеседником массы.
Н 1924 году режиссер К. Марджанов очень эмоционально и-.чтрллизовал демонстрацию, проходившую под лозунгом: «Ленин — умер, но, мы завершим его дело», в которой приня-||п участие тысячи людей.
В Воронеже празднование первой годовщины Октябрьской революции сопровождалось интересным массовым театрализо-ианным представлением-карнавалом «Сожжение гидры контрреволюции». В представлении приняли участие свыше десяти тысяч человек.
Зритель — актер!
Эту творческую задачу подхватил и продолжил в'своих работах выдающийся режиссер Н. П. Охлопков. Считая театральную условность эстетической категорией, способом выражения режиссерской мысли он вплотную подошел к принципам площадного народного театра.
Мечта Охлопкова о массовом театре нашла отражение в проекте нового театрального здания, где полностью уничтожена сценическая коробка, где актер-трибун вместе со зрителем, решает актуальные проблемы времени.
Театр как трибуна. Большая общественно-политическая трибуна.
Опыт В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, К. Марджанова, -Н. Охлопкова, достигших создания художественного образа не только средствами театра, но и включением в действие зрителя, взят на вооружение и развивается в работах таких крупнейших режиссеров, как И. Туманов, Г. Товстоногов и Другие.
Институты культуры, открывшие кафедры режиссуры мас еовых представлений, уже сделали первые выпуски таких режиссеров. Продолжая замечательные традиции массового театра, они смело вторгаются во все его сферы, создавая новые обряды, театрализованные концерты, театрализованные представления в клубах, парках* на улицах, площадях, стадионах.
ГЛАВА 2 ЯЗЫК ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В МАССОВОЙ РАБОТЕ КЛУБА
Мы установили, что важнейшая особенность театрализации— художественная организация агитационно-пропагандистского материала, предполагающая органический синтез средств идейно-эмоционального воздействии, при котором с помощью монтажа 'образуется сценарий, представляющий собой новое образное художественно-публицистическое произведение. При этом ведущими выразительным-и средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, метафора, аллегория, с помощью которых режиссер создает б массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических "ценностей.
Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации. Так, в 1951 году на фестивале в Берлине И. М. Туманов в массовой пантомиме' на музыку А. Александрова «Священная война» следующим образом использовал иносказательные средства выразительности. Темой представления было самоутверждение человеческих рас, их борьба за свободу и независимость. На поле— 10 тысяч гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Началось с того, что центр поля заняли белые. Расправив--плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизирующие народы Азии, и на коленях — черные — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправили спины, им помо-, гает часть белых, черные поднимаются с колеи, желтые начинают двигаться, черные встают во весь рост... Конфликт развивается бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разного цвета кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности».1.
Туманов И. М.. Режиссура массового праздника. Л., 1974, с. 11.
Этот художественный образ, метафоричный и аллегоричный по режиссерскому решению, вскрывает сложнейшие жиз-ненные явления путем их столкновения и сопротивления. Поэтическое решение эпизода вызывает у зрителя большое количество ассоциаций, усиливает эмоциональное воздействие режиссерской мысли. Сопоставляя различные явления и чувства, зритель способен оценить их эстетическую и социальную природу.
•Крупнейший театральный педагог Г. А. Товстоногов проявляет .большой интерес 'к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах ((Праздник 250-летия Ленинграда на стадионе им. С. М. Ки-роиа, театрализованное представление в Большом концертном зале «Октябрьский», посвященное 30-летию снятия блокады и другие).
< )бразное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Г. Товстоногова об основ-, ном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных.средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной, очищенности, точности,, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную .смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ».2 . ,
Нам представляется, что эта мысль имеет прямое отношение к театрализации. В' настоящее время художественные коллективы клубов ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Отстояло свое право на существование агитбригадное представление. Утверждаются театры поэзии, песни. Все настойчивее* заявляет о себе агитте-атр как яркая зрелищная форма дискуссий, репортажей, вопросов и ответов на вопросы, которые волнуют сегодняшнюю молодежь.
Чтобы документальное событие обрело поэтическое и философское звучание режиссер таких представлений должен хорошо владеть арсеналом иносказательных выразительных средств, ощущать закономерность их использования. Среди этих средств важное место отводится символу.
Анализируя возникновение символа в образном действии, Е. Тудоровская пишет: «Человека как, члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты (само слово «невеста» подставное и означает «неведомое»), чтобы; сбить с толку духа родового очага, и не раздражать его введением в род чужого человека. Иносказание е его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец — ясный сокол). Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода».3
Так в процессе совместной деятельности и общения определенных групп людей или целых обществ вырабатывались условные знаки, за которыми стояли, предметы, мысли или информация.
Знаки всегда что-нибудь означают, т. е. представляют или заменяют что-либо в человеческом общении.
Знак условно обозначает явление реального мира. Чтобы такое замещение произошло, предмет должен отразиться в человеческом сознании, создать в нем представление о том, что стоит за предметом. Например, религиозные символы впечатляют лишь потому, что верующим известны религиозные притчи, связанные с этими символами.
Только понимая смысловое содержание знака, мы можем испытывать его эмоциональное воздействие. Так непосвященному в таинства знаменитых индийских статуй невозможно будет разгадать смысл храмовых танцев.
Символ—многозначная форма, которая кроме собственного первоначального значения исторически стала означать и иные явления.
! Так, алтарь был сначала просто столом, а потом уже стал символом близости к богу. Скипетр был когда-то просто посохом, крест — орудием казни рабов в древнем Риме.
В театрах древнего Востока существовала определенная символическая закрепленность за отдельными, предметами определенных значений. Например, хлыст. Актер, державший в руках хлыст, предполагался скачущим верхом. Посадка на коня и соскок изображались установленными условными движениями. Или .повозка: она .изображалась с помощью двух.
Тудоровская Е. Фольклор и энтография. М., 1974, с. 84.
флажков с нарисованными колесами. Двое слуг держали флажки по бокам. Едущий двигался или стоял между ними.
Интересны случаи, где один и тот же предмет, в зависимости от разного с ним общения, мог иметь сколько угодно значений, что наиболее характерно для символа.
Таков, например, стол. Стол может быть то чайным, то -обеденным столом, то судебным помещением, то алтарем. Такая закрепленность устанавливала единство смыслового восприятия у зрителей, так как сами символы не имели никакого •строго и постоянно зафиксированного значения. В зависимости от эпохи, исторической обстановки и условий общения смысл символа может измениться. Так свастика — крест с загнутыми под . прямым углом концами была символом, с древнейших времен выражающим благополучие, ниспослание благодати и согласия. Он встречался в изобразительном искусстве многих стран — Древней Индии, Китая, Японии, Древней Греции, был известен средневековой Европе.
В двадцатом веке свастика была использована как эмблема гитлеровской национал-социалистической партии, после чего этот знак стал восприниматься как символ фашистского варварства и насилия, и его первоначальное значение потеряло смысл.
Ю. Лотман подразделяет знаки на две группы: условные и изобразительные. «К условным относятся такие, в которых связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Так мы условились, что зеленый свет означает свободу движения, а красный — запрет. Но ведь можно было условиться противоположным образом. Изобразительный, или иконический, знак подразумевает, что значение имеет единственное, естественно ему присущее выражение. Самый распро-страненный случай — рисунок (паровоз на дорожном знаке, товары на витрине).
Условные знаки приспособлены для рассказывания, для создания повествовательных текстов, между тем как икони-ческие ограничиваются функцией называния».4
Некоторые художники пытались теоретически обосновать не смысловую, а чисто ассоциативную связь знака с зрительским восприятием. Так, Гете говорил, что видит в красном цвете благородство и серьезность, в желтом — веселое и нежное возбуждение, в голубом—печаль. Сезанн считал, что известными геометрическими фигурами можно легко добиться
4 Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. 1973, с. 4.
ощущения тяжести и глубины. На,.определенном восприятии цвета строил свою музыку ^Скрябин. .
' /«Логика рассуждений такого рода приводит к выводу, что любая линия несет,в себе определенное эмоциональное содержание, пробуждает определенные чувства: жирная линия оа-начает смелость, тонкая — нежность, прямая — устойчивость^, зигзагообразная — возбуждение и т. п. Здесь, конечно, имеется известная доля правды, так как любую линию или любой цвет можно связать с определенным эмоциональным : состоянием, которое они могут передавать или вызывать. Однако линия, цвет, форма, звук и т. п. могут оказывать особенно интенсивное воздействие только тогда, когда они взяты, не сами по себе, а в определенном содержательном контексте».5
Ассоциация, то есть создание в сознании человека смысловой или эмоциональной параллели происходящему явлению, невольное замещение его уже знакомым синонимом, заставляет 'зрителя домыслить то, о чем только заявлено, обозначено. От уровня интеллекта, эрудиции и жизненного опыта во многом зависит оценка происходящего.
Часто повторяющиеся символы, обладая излишней доступностью, могут утратить эмоциональность, и превратиться в штамп. Еще в 30-е годы известный режиссер С. Радлов открыл термин «выветривание эмоции»., Радлов предупреждал, что в тематических вечерах, обрядах и ритуалах «зачастую-мертв не символ, а отношение к нему». Действительно, какую-эмоцию у участников может вызвать преклонение колена перед знаменем завода, если участник не знает истории завода.: Все символическое действие превращается в формальность.. Для того, чтобы событие потрясло эмоционально, необходимо вернуть ему дыхание жизни через театрализацию. Вот тогда символ будет заново переосмыслен, Создание новых символов— это открытие новых связей между понятием и предметом.
Гигантский алый стяг в спектакле Охлопкова «Молодая гвардия»—.аллегория Родины. Вступая во взаимодействие с-поступками и борьбой молодогвардейцев, отдающих свои жизни, частицы своей алой, крови за освобождение Родины, она создает великолепный художественный образ спектакля, доведя его звучание до реалистического символа.
«'Символ — знак, многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой;
5 Васильев С., Л е и з е р о в Н. Отражение и художественное творчество. В сб.: Ленинская теория отражения, София, 1969, с. 643.
.художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символы строятся на параллелизме явлений, на системе соответствий, им присуще метафорическое начало, но оно в символе обогащено глубоким смыслом».6
Итак, символ как знак, рождающий ассоциацию — важное выразительное средство режиссуры. Анализ эксперимента, опыт позволяют определить, где именно в своей работе клубный режиссер чаще всего обращается к ассоциациям и обобщающей символике.
а) в решении каждого эпизода представления;
б) в кульминации представления;
в) в заключении со зрителем «условий условного»;
г) в художественном оформлении театрализованного массового представления.
1. Использование символов и ассоциаций в решении каждого эпизода представления помогает поэтическому осмыслению режиссером реального жизненного материала и созданию на его основе образно метафорического строя массового театрализованного действия. Примером такого использования символики является документально-поэтический спектакль «Левый марш» театра поэзии пр,и Дворце культуры имени
' Ленсовета, где символической структуре сценария, состоящей из каскада поэтических метафор, соответствовал образно-ме-
• тафорический строй представления. В этом представлении Маяковский предстает перед нами в трех различных ипостасях. Появление такой метафоры подготовлено необычайностью самих стихов и поэтической формой их сценического воплощения.
В клубной режиссуре, как показывают многочисленные наблюдения, дополнительным важным условием является то, что символ "и ассоциации должны быть неразрывно связаны с реальным жизненным опытом данной конкретной общности людей, определяться ими. В противном случае символ и ассоциации не будут понятны участникам массового действия. Когда на празднике Дня молодого рабочего в г. Петрозаводске ветераны труда зажгли от мартеновской печи завода символический факел труда и вручили его молодым рабочим, а те прошли с ним на площадь Ленина и у Вечного .огня дали клятву на верность трудовым традициям, то такое использование факела было логичным, эмоциональным и понятным
'^Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966, с. 2бЗ.
для всех участников действия. Оно символизировало эстафету революционных и трудовых традиций рабочего кл.асса.
И совершенно неприемлемым, нам кажется использование факела в обряде «Бракосочетания» во Дворце торжественных событий города Киева. В день бракосочетания жених и невеста посещают памятник В. И. Ленину или братскую, могилу погибших воинов и возлагают там цветы. Затем молодожены подходят к чаше-факелу и зажигают от нее факел. Помощник исполнителя обр'яда обращается к молодым со словами: «Возьмите частицу этого пламени как символ неугасимой жизни, чистоты и верности Советской Родине».7
При всей благоговейности и волнении, с каким мы относимся к-такой святыне, как Вечный огонь, в данном случае возникает чувство протеста: надо ли вносить в дом частицу Вечного огня? Уместно ли это в проведении свадебного застолья?
Авторы обряда утверждают, что факел вызывает у них ассоциации, связанные с проведением олимпийских игр: «Наиболее удобен факел, который широко попользуется ныйе при проведении олимпиад. Он широко вошел в быт. Свадебный факел сохраняется в семье как памятная реликвия и украшение любого интерьера в квартире. Его огонь обогатит и свадебный вечер и торжество в день годовщины обряда, и серебряную, и золотую свадьбу».8
По меньшей мере, странные рассуждения. Разве можно,, зажигая факел от Вечного огня в память отдавших жизнь за Родину, превращать его в спортивный факел.
И последнее: огонь не случайно назван вечным. Ведь он горит неугасимо, и неугасимой должна быть наша память о погибших героях. Поэтому нельзя из него делать домашнюю зажигалку на все случаи жизни.
.Как видим, изобретенный авторами свадебного обряда символ расходится с характером массового мероприятия и не подкрепляется его содержанием.
В неразрывной связи с конкретным жизненным опытом данной общности людей состоит специфика режиссуры массовой деятельности клуба, идущая от самого клуба как центра реальной общности. Вот почему особенно нежелательна для режиссуры массовой клубной работы повторяемость символов, их отрыв от реальности, при котором теряется чувстве*
7 Рекомендации обряда
8 Там же.
«Одружения», Кл'ев, 1976, с. 42.
эмоциональности, обедняется восприятие, образуется штамп.
Человеческое сознание способно воспринимать часть -цело-то. Задачей искусства является такое эмоциональное накопление части предмета, чтобы зрительское сознание реагировало бы на нее как на целый предмет. В фильме «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна дула орудий были не просто «частью» царской эскадр<