Изобразительный ряд: Гробница Теодориха, капелла Карла Великого в Аахене, церковь в Гернроде, донжон в Лоше, аббатство Мон Сен-Мишель , замок Гайар, Сан Джиминьяно, дворцы в Сент-Антонене, Оксерре.
Романское искусство: возникновение термина в первой половине 19 века, его значение. Разнообразие локальных местных школ в отличие от централизованного управления в Византии. Особенности мировоззрения – соединение религиозного и рационального, деятельное отношение к жизни. Этический и эстетический идеал противоположен античности – превосходство духовного над телесным выражается в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства, воплощающего косность материи. Влияние народного творчества.
Города-крепости 11-13 веков. Монастыри, дворцы. Значение собора , церкви как общественного здания эпохи. Планировка романского храма. Применение в конструкции храма традиционных римских форм: полуциркульных арок, колонн, столбов. Особенности применения римских форм – взаимодействие арок, группирование колонн, отсутствие устойчивого ордера, применение сводов различных конструкций в одном здании .
Скульптура романского периода – расцвет «проповеди в камне», значительное завоевание – усиление образа человека в декоративно-орнаментальных композициях. Подчинение скульптуры архитектурным формам и ритмам. Особая роль скульптуры в западных фасадах храмов. « Повествовательные капители». Применение в композиции рельефов, декоративных элементов (краббы, крестоцвет и т.д.) как совокупности приемов, выражающих идею образа собора как вселенной, с главным мотивом – противопоставление небес и ада, борьбой добра и зла: многосложное сплетение в единой орнаментальной основе различных сюжетов, масштабов, изображение в одном сюжете разновременных событий. Соединение религиозных сюжетов с реализмом, повествовательность. Применение цвета – рельеф часто раскрашивался.
Изобразительный ряд: Церковь Нотр Дам ла Грандт в Пуатье, Вормский собор, ансамбль Пизанского собора, тимпан собора Сен Лазар в Отене, королевский портал собора Нотр Дам в Шартре, капитель из церкви в Клюни.
Готическое искусство. Происхождение и условность термина. Единство и цельность всех выразительных средств, зрелость стиля. Отличие готики в разных странах Европы. Идея «стремления души к небу» соединенная с рациональностью определяет устремление ввысь собора , башни собора служили дозорными и пожарными вышками. Усиление роли храма в городском ансамбле. Готический собор – новое развитие конструкции базилики. Основные отличия – каркасная система, изменение распределения сил распора, применение стрельчатой арки. Основные элементы западного фасада: перспективный портал, окно-«роза» , галерея королей. Роль скульптурного декора, витражей в интерьере собора.
Изобразительный ряд: Нотр Дам де Пари, Реймский собор, Сент-Шапель, Кельнский собор, дворец Дожей в Венеции, палаццо Веккьо во Флоренции, скульптура Шартрского, Реймского, Амьенского, Страсбургского, Наумбургского соборов. Витражи Сент-Шапеля, «роза» Реймского собора.
Слова для глоссария: донжон, капелла, «романский стиль», палаццо, транс епт, средокрестие, крипт, перспективный портал, тимпан, химеры, «готический стиль», стрельчатая арка, нервюра, контрфорс, аркбутаны, «галерея королей», пинакль, вимперг, «краббы», крестоцвет.
Тема №10.Ближний и Средний Восток.
Наряду с Византией важная роль в создании средневековой культуры принадлежит очагам древних цивилизаций – арабским странам, Ирану и Средней Азии. Наука, искусство, литература Востока оказали сильное воздействие на многие страны, в том числе и на Западную Европу.
Халифат. Возникновение новой религии – мусульманства. Основатель – пророк Мухаммед, его последователи – муслимы (покорные богу), его преемники – халифы. Отсюда – халифат. Первоначально – города Мекка и Медина, затем арабы завоевали и присоединили Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет, Иран. В 8 веке присоединили гигантскую территорию от Пиренейского полуострова на запад, всю Северную Африку на Юге на Востоке Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. С конца 8 столетия халифат начал распадаться на отдельные государства. Арабы бережно сохранили, усвоили и переработали научные знания, культурное и художественное наследие покоренных народов, и сами создали яркую и самобытную культуру, достигнув во многом совершенства. Сочетание строгой рассудочной логики и изощренной фантазии, лаконичности и усложненности характерная черта арабского искусства. Запрещение изображать живые существа определило особую роль орнамента.
Новые типы монументальных построек: мечети, минареты, медресе, крытые рынки, караван-сараи, дворцы, укрепленные цитадели. Созданы разнообразные формы арок: подковообразных и стрельчатых.
Планировка колонной мечети. Разнообразие декоративных форм в архитектуре (например, сталактиты), применение раскраски и позолоты.
Мавританская Испания:
Облик столицы Кордовского халифата, Кордовская мечеть. Гранадский эмират – дворец Альгамбра.
Средний Восток: новый тип сооружения – четырехайванная постройка применяемая как композиционная основа в мечетях, медресе, караван-сараях, дворцах. Наряду с четырехайванной применялись и простые портально-купольные постройки. С 12 века применение красочного керамического декора. Соборная мечеть в Исфагане. Самарканд 14-15 вв.: Биби-Ханым (соборная мечеть), Гур-Эмир (усыпальница Тимуридов), медресе Улугбека, ансамбль площади Регистан. ДПИ и миниатюра Средней Азии.