Тема 6. Искусство Древней Греции.
Особо важное место искусства Древней Греции связано с его антропоцентризмом – впервые человек стал мерой всех вещей. Софокл в трагедии «Антигона»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». Человек-гражданин полиса мыслился как всесторонне развитая личность, полис стремился обеспечить его развитие: олимпийские игры, театр, торжественные процессии, посвященные богам-покровителям полиса. Искусство Греции тесно связано с культом богов и героев, но в Греции не было жреческой касты как в Египте и Двуречье, поэтому религия не была строго догматичной. В греческом искусстве мифологические сюжеты в эстетической форме выражают самые важные представления о действительности.
Гомеровский период: ксоаны-идолы, мелкая пластика, сосуды геометрического стиля .
Архаика: Роль храма, сложение ордера, типы храмов, цвет в архитектуре. Скульптура: разработка наряду с изображениями богов образа человека – куросы, коры. Нарастающая роль пластики, цвет в скульптуре, декоративность, связь с архитектурой. «Архаическая улыбка», « коленопреклоненный бег» - типические черты.
Керамика: типы сосудов, чернофигурная и полихромная росписи.
Классика: развитие типа дорического храма, связь с героикой, гражданственностью полиса. Скульптура – обратить внимание на проблему синтеза скульптуры и архитектуры, общественно-воспитательное значение, решение пластических задач. Материалы и техники скульптуры – бронза, мрамор, хрисоэлефантинная техника . В вазописи связь с монументальной живописью. Техники монументальной живописи (фреска, клеевые краски ,энкаустика).
Поздняя классика – новые типы архитектурных сооружений ( памятник Лисикрату, Галикарнасский мавзолей), разработка архитектуры театра.
Скульптура: изменения образных решений, размежевание направлений в искусстве. Мелкая пластика – Танагра.
Вазопись и живопись: жанровые, лирические мотивы, обогащение красочной палитры, разработка светотеневой моделировки.
Художественные ремесла, их высокий художественный уровень.
Эллинизм: органическое объединение элементов греческой культуры с древними местными самобытными традициями . Общие черты – дальнейшее развитие образа человека. Новые градостроительные решения (выделение административного и торгового центра города).
Изобразительный ряд: «Герой и кентавр», «Пахарь» (терракотта) (бронза), типы храмов (планы), антаблементы дорического, ионического, коринфского ордеров, Базилика в Пестуме, Артемида с острова Делос, Аттический курос, кора в пеплосе , Аполлон Тенейский, Коры с Афинского Акрополя, Ваза Франсуа, килик с Дионисом Эксекия, храм Геры в Пестуме, фротонная композиция храма Афины Афайи на о. Эгине, группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона( Критий и Несиот), «Дельфийский возничий», «Посейдон», «Трон Людовизи», фронтонная группа храма Зевса в Олимпии, «Дискобол» (Мирон), Афина и Марсий (Мирон), «Ваза с ласточкой» (Евфроний), Парфенон, Эрехтейон, Афина Парфенос, фронтонные группы Парфенона, метопы Парфенона, зофорный фриз Прафенона, «Дорифор» ( Поликлет), «Менада» (Скопас), фриз Галикарнасского мавзолея (Скопас), Афродита Книдская (Пракситель), пластика Танагры, Аполлон Бельведерский (Леохар), «Апоксиомен» (Лисипп), мозаики в Пелле, Ника Самофракийская, Афродита Мелосская (Агесандр), Священный Нил, «Камея Гонзага», Пергамский алтарь, рельеф Пергамского алтаря, Лаокоон (Агесандр, Полидор, Афинодор).
Термины для глоссария: антропоцентризм, антропоморфный, рапсод, ксоан, полис, ордер, «храм в антах», периптер, стереобат, стилобат , пронаос, наос, антаблемент, фронтон, метопа , зофор, хрисоэлефантинный, энтазис, каннелюр, ионик, атлант, кариатида, кратер, килик, портик, камея.
Тема № 7. Рим.
Особенности римского мировосприятия : документальная точность (веризм), суровый реализм, практицизм, культурное многообразие, этрусское и греческое взаимопроникновение в местные культуры. Ведущая роль римского портрета, его происхождение от посмертной маски. Новая эпоха мирового зодчества, инженерные достижения строительства, градостроительство, создание специфических архитектурных форм ( ордерная аркада, сводчатые конструкции, применение водоупорного римского бетона).
Республика: оборонительные сооружения, дороги, виадуки, акведуки, применение тосканского ордера, типы храмов, жилая застройка, четыре типа декоративных росписей, скульптура.
Изобразительный ряд: Аппиева дорога, акведук Аппия Клавдия, акведук Марция, клоака Максима, храм Сибиллы в Тиволи, храм Фортуны Вирилис в Риме, дом Пансы, росписи дома Фавна, росписи виллы Мистерий, росписи дома Ливии, росписи дома столетней годовщины, «капитолийская волчица», «Брут», тогатус, стела Вибия и его семьи, голова Цезаря.
Термины для глоссария: веризм, акведук, виадук, клоака, подий, форум, атриум, тогатус.
Империя: «августовский классицизм», облик Рима как мировой столицы, строительство форумов, триумфальных сооружений, амфитеатры, термы, базилики. Скульптура (рельефы, портреты ) -острая характеристика, пластическая выразительность. Фаюмский портрет.
Изобразительный ряд: храм в Ниме, Арка Тита, Гардский мост, амфитеатр Флавиев, Пантеон, колонна Траяна, Август из Прима Порте, портрет Люция Юкунда, портрет римлянки, конная статуя Марка Аврелия, портрет императора Каракаллы, портрет Филиппа Аравитянина, портрет молодого человека в золотом венке ( фаюм).
Термины для глоссария: кассеты свода, амфитеатр, экседра, термы, базилика, неф, апсида, некрополь, восковая и чистая темпера.
Тема № 8. Византия.
Учение о двойственности мира (дуализм), строгая иерархия централизованного государства, вся мощь античного наследия, художественные традиции эллинизма, совмещение императором государственной и церковной власти. Развитие типов храмов (5-7 вв.): базилика (Сант Аполинаре Нуово в Равенне) , центричный (Сан-Витале в Равенне), купольная базилика (св. Софии в Константинополе). Иконография настенных росписей и мозаик, сюжеты. Иконоборчество ( 726-843). Монастыри, крестово-купольные храмы ( 9-13вв.). Живопись – от античных фресок в катакомбах - до иконографического канона ( на примере Владимирской богоматери (Умиление)).
Значение искусства Византии .