Приветствие. Рассказ ведущего о себе.
ОБЩИЙ СБОР
Оборудование: фонограмма песни «Где водятся волшебники»; магнитофон; пригласительные билеты для всех жителей Цветочного города, которые рассылаются по почте или выдаются родителям на родительском собрании; фонограмма с веселой детской музыкой.
Задачи: снятие у детей эмоционального напряжения; совместная разработка правил жизни в Цветочном городе; выявление представлений детей о совместной работе.
Традиционно каждый учебный день в школе Цветочного города начинается на Городской площади. Все дети встают в круг, взявшись за руки.
Ведущий.Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас в нашем Цветочном городе. Скажите, а вы знаете, почему наш город так называется? А кого из жителей нашего города вы знаете? Хотите, я вам расскажу?! (Рассказывает легенду о Цветочном городе от имени его жителей.)
Легенда о Цветочном городе
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками нас называли потому, что все мы были очень маленькие. В городе у нас было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: колокольчики, ромашки, розы, подсолнухи. У нас даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, другие — малышками.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Среди них были: Знайка, доктор Пилюлькин, знаменитый механик Винтик со своим другом Шпунтиком, Сахарин Сахариныч Сиропчик, охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопышка, Ворчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди нас был малыш по имени Незнайка.
Как известно, все малыши когда-нибудь вырастают. Это случилось и с нами, жителями Цветочного города. Все мы выросли и разлетелись в разные стороны. Но оставить свой город без заботы мы не могли, очень уж мы его любили. Остались в городе его хранители, это мы.
Наш город не совсем обычный — он чуть-чуть волшебный. А вы верите в волшебство? А знаете, где водятся волшебники?
Звучит песня «Где водятся волшебники».
Долго мы так жили, получали письма от своих друзей, принимали гостей, и все было бы хорошо, но все реже стали приезжать коротышки в свой город. Опечалились хранители города. Цветы стали гибнуть, город опустел.
И решили мы написать письма всем бывшим жителям и спросить их: «Что же нам теперь делать?»
Много пришло писем, но самое интересное от Незнайки. Он предложил найти новое место для Цветочного города и пригласить на жительство новых малышей от пяти до семи с половиной лет. Малыши вырастят новые цветы, будут заботиться о городе, а старожилы будут внимательно смотреть за жизнью в городе. Сам же Незнайка обещал лично приехать, чтобы встретиться с новыми жителями Цветочного города. И вот вы здесь, а Незнайки, как всегда, нет.
В нашем городе, как и везде, есть дома и дороги. А что люди делают на дорогах? Правильно, они ездят на различных средствах передвижения. А какие средства передвижения вы знаете? Давайте сейчас попробуем на троллейбусе проехать по улицам нашего города. (Дети хаотично двигаются по улицам, сталкиваясь друг с другом).
Как много у нас произошло аварий! Так мы не доживем и до зимы. Давайте попробуем сделать это по-другому. Посоветуйтесь, как это можно сделать?
Вы не знаете, как можно посоветоваться? Посоветоваться — значит выслушать мнение других людей. Для того чтобы это сделать, мы объединимся в небольшие группы.
Разбивка на группы может быть проведена разными способами (см. приложение). В данном случае, чтобы не терять время, так как работа в этих группах будет проходить недолго, можно просто разбить детей по месту, где они стоят, вокруг ведущего и помощников. Группы демонстрируют свои способы движения по городу (движение правостороннее). Принимается тот способ, который наиболее безопасен.
Вы знаете, мне очень понравилось, как вы работали. Но в нашем городе так много непонятного и сложного, что, к сожалению, я не могу сразу пустить вас сюда. Незнайка строго наказал без специальных пропусков никого в город не допускать. А чтобы получить такой пропуск, надо потрудиться. Кто готов трудиться и не боится трудностей — шаг вперед!
Дети делают шаг вперед.
Тогда начнем!
Скажите, ребята, что помогает избежать аварий на улицах наших городов? Конечно, это светофоры. А какие сигналы светофора вы знаете?
Давайте сейчас мы все спрячемся в наши «домики» («домики» — условно обозначенное место для каждой группы), а по сигналу светофора выйдем на улицу и поменяемся «домиками» друг с другом.
Дети расходятся по «домикам». Включается веселая музыка, кто-то из детей выбегает из своего «домика», музыка выключается.
Скажите, ребята, почему вы выбежали? Разве зажегся зеленый сигнал? Нет. А что же произошло? (Ответы детей.) Как здорово, значит нам не нужны в городе светофоры, надо только внимательно слушать музыку. О чем же она нам говорит? Она сообщает нам, когда можно выходить на улицы нашего города. Давайте попробуем еще раз.
Включается музыка, дети двигаются по комнате; музыка выключается, дети разбегаются по своим «домикам».
Молодцы! Теперь вы знаете, как безопасно передвигаться по нашему городу.
Ну что ж, настала пора познакомиться друг с другом. Давайте сейчас, как только я скажу «три-четыре», вы все дружно назовете свое имя. Итак, приготовились, три-четыре!
Все-все поняла! Здесь у нас Ваня (показывает на девочку), здесь Катя и Настя (показывает на мальчиков).А почему вы смеетесь? Разве я не права? Нет? Что ж, я вижу, что мне с вами не справиться. Давайте разойдемся по домикам, чтобы познакомиться. До своих домиков сегодня пойдем на кораблях (см. приложение: разбивка по симпатиям; дети разбиваются на группы примерно по шесть человек).
Звучит музыка, дети идут на первое занятие.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО
Оборудование: визитки (временные), фломастеры (один на группу), колокольчик, знак «Я».
Задачи: познакомить детей друг с другом и с учителями; научить детей поочередно высказываться; научить их составлять короткие высказывания (по 2—3 предложения).
Знак "Я"
Схема расположения детей в классе
Ход занятия
Выбор способа знакомства
Ведущий напоминает о том, как дети пытались познакомиться на общем сборе.
Ведущий. Вы обо мне уже многое знаете, а я о вас и вы друг о друге — почти ничего. Давайте познакомимся.
На общем сборе вы говорили все вместе, то есть хором. Почему знакомство не получилось? Как же можно познакомиться?
Дети предлагают свои варианты. Ведущий предлагает познакомиться по очереди.
Давайте познакомимся так: кто-то назовет себя первым, затем это сделает его сосед слева и так далее, по кругу. Как же нам выбрать первого в каждой группе?
Знакомство в группах
Знакомство в группах начинается по сигналу ведущего (звонок колокольчика). Первый ребенок называет свое имя, а вслед за ним по кругу то же делают все остальные. Группа шепотом повторяет все имена. Когда ведущий вновь звонит в колокольчик, все замолкают.
По ходу представления детей взрослый-помощник подписывает визитки и прикрепляет на грудь «коротышкам».
Представление групп
Одновременно с сигналом колокольчика ведущий указывает на одну из групп. Первый ребенок из этой группы встает и представляет каждого ее члена, начиная с себя. Все группы хором повторяют каждое имя.
Редкие имена
Ведущий рассказывает о том, что означает его имя, почему его так назвали, затем вместе с детьми выясняет, какие имена в группах можно назвать редкими. Далее те дети, которым известна история их имени, рассказывают о нем.
В заключение ведущий дает детям первое домашнее задание: каждый должен узнать у родителей, почему его так назвали и что означает его имя.
Игра «Именной паровозик»
Все дети встают в круг лицом к центру. Один из участников игры добровольно вызывается быть паровозиком (возможно, это будет ведущий). Пыхтя, гудя, поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
— Привет, — говорит паровоз, — я — Петя!
— Привет, Петя! Я — Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
— Привет, мы Петя и Маша!
— Привет, а я Павлик!..
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКИ «Я» И «ХОР»
Знак "Хор"
Оборудование: мяч, знак «Я», знак «Хор».
Задачи: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Ход занятия
Ход занятия
Игра «Путаница»
Знак "Не согласен"
Ведущий выполняет разные действия: указывая на ребенка, называет любое имя; произносит какое-то утверждение и др. Дети с помощью знаков показывают, согласны они с ведущим или нет.
В процессе игры ведущий обращает внимание на то, к кому обращены знаки. Взрослый задает вопросы разным детям, остальные реагируют на ответы с помощью знаков.
Например: «Эту девочку зовут... (называет любое имя).Скажи, как зовут этого мальчика?»
Если дети показывают знаки ведущему, важно обратить внимание ребенка на то, что его знаки должны быть адресованы тому, кто отвечал.
План школьного дня
Ведущий. Каждый может построить план такого школьного дня, который ему больше всего нравится.
Если кто-то хочет, чтобы день состоял только из занятий, он должен наклеить полоски только красного цвета.
Если кто-то хочет, чтобы были только переменки, он должен наклеить полоски только желтого цвета.
Если кто-то хочет иметь длинные занятия и короткие перемены, то он должен взять длинные полоски красного и короткие полоски желтого цвета.
Ход занятия
Организационный момент
Во время перемены ведущий вывешивает на доске знак «Простой карандаш» и просит детей обратить на него внимание. Этот знак должен сориентировать детей на работу с помощью простого карандаша.
Пальчиковая гимнастика
Ведущий. Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Для этого приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.
Мы капусту рубим- рубим (ребрышки ладоней ударяют по столу, имитируя работу ножей — 3 раза), Мы капусту солим-солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли — 3 раза), Мы капусту жмем-жмем (сжимание и разжимание кулачков — 3 раза), Мы капусту трем-трем (ладошки потирают друг друга — 3 раза).
Езда по «Дорожкам» (тест на развитие мелкой моторики руки)
Каждому ребенку выдается ксерокопия «Дорожки» (см. рис.). Ведущий проводит беседу с помощью вопросов.
Кто мне скажет, на чем (на ком) мы будем путешествовать по дорожкам Цветочного города?
Назовите те виды транспорта, которые нарисованы на дорожках? (Самолет, вертолет, велосипед.)
На чем путешествовать сложнее всего? Почему?
По какой дорожке ехать легче всего? Почему?
Инструкция
Представьте, что вы сели за руль автомобиля, ваша спина должна касаться спинки сиденья машины.
Ноги крепко стоят на полу.
Лист «Дорожки» лежит на парте с небольшим наклоном влево, а уголок смотрит вам в грудь.
Голова немного наклонена вперед.
Двигаться по дорожке будем слева направо.
Ехать надо посредине дорожки, не съезжая на обочины.
Карандаш нельзя отрывать от бумаги.
Лист бумаги нельзя двигать и переворачивать.
Ведущий обращает внимание на правильное положение карандаша в руке.
Кроме вас в машине поедет вся семья: мама, папа, бабушка и дедушка.
Ведущий показывает и называет все пальцы.
Дедушка и бабушка старенькие, они поедут на заднем сиденье и не будут держать руль. Загните их.
Папа — глава семьи, ее опора. Он будет держать руль-карандаш. Положите карандаш на средний палец.
Мама и сын помогают папе и придерживают руль сверху.
По команде ведущего (звонку в колокольчик) дети выполняют тест. Ведущий проверяет соблюдение детьми правил посадки и положения карандаша в руке.
Физкультминутка
Ведущий. Сейчас я буду показывать движения и называть их. Повторяйте за мной. Будьте внимательны. Делайте те движения, которые я называю.
Например: правая рука в сторону, левая рука в сторону, обе руки вверх, обе на пояс, левая рука в сторону, правая рука в сторону, обе вверх, обе на пояс.
Затем ведущий начинает путать детей, его движения не совпадают с командой. Ведущий награждает самых внимательных.
Графический диктант
Ведущий. Сейчас мы будем рисовать узор. Начинать его надо от точки, которая стоит на листочке. Надо постараться, чтобы узор получился красивым и аккуратным. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там же, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу: «Одна клеточка вправо» — вы проведете линию вправо на одну клеточку. Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо.
Начинаем рисовать узор от точки. Поставьте карандаш на эту точку. Внимание! Рисуем линию — одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо. Одна клеточка вниз. Одна вправо, одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой узор сами.
Введение способа оценки
Ведущий. Мы выполнили первую работу. Малыши-коротышки очень хорошо умеют себя оценивать. В этом им помогают волшебные линеечки. Для этого нам надо начертить такую волшебную линеечку. Я вам в этом помогу.
Поставьте карандаш на точку, с которой мы начинали рисовать узор. Отсчитайте две клеточки вниз и поставьте точку. От этой точки проведите линию на четыре клеточки вниз, поставьте точку. От нижней точки поднимитесь на две клеточки вверх и поставьте черточку.
У нас получилась волшебная линеечка. С помощью таких линеечек мы всегда будем оценивать свои работы.
Если ты считаешь, что узор нарисован очень-очень-очень красиво, красивее не бывает, поставь крестик-отметку здесь (на самом верху линеечки).
Если ты считаешь, что узор нарисован некрасиво, плохо, но бывает еще хуже, поставь свою отметку в нижней части линеечки.
Если ты считаешь, что узор выполнен красиво, но можно было бы и получше его нарисовать, то поставь отметку в верхней части линеечки.
Понятно, как малыши оценивают работы?
А сейчас каждый оценит свою работу.
Дети оценивают работы и сдают их ведущему.
Выбор лепестков настроений
Ведущий. Наступило время высадить наши первые цветочки. Но цветы наши не простые, лепесточки у них такие же, как ваше настроение сегодня. Каждый возьмет лепесток того цвета, какой похож на его настроение.
Далее ведущий знакомит детей с цветами настроения:
— красный — восторженное,
— оранжевый — радостное,
— желтый — светлое, приятное,
— зеленый — спокойное, уравновешенное,
— синий — грустное,
— фиолетовый — тревожное,
— белый — трудно сказать.
ВТОРОЙ ДЕНЬ
ОБЩИЙ СБОР
Оборудование: знаки «Хор» и «Я», игрушки (по числу групп).
Задача: вспомнить правила работы со знаками, введенные в предыдущий день.
Детей встречают взрослые и провожают их на Городскую площадь. Вместе с ведущим сбора к ребятам пришли сегодня Знайки (роль Знаек берут на себя помощники ведущего, помогают им в этом различные детские игрушки).
Ведущий. Здравствуйте ребята! Мы очень рады встрече с вами. Но посмотрите, кто это к нам сегодня пришел? Это тоже наши гости. Давайте узнаем, как их зовут! Оказывается, наших гостей зовут Знайки. Да-да, они утверждают, что знают все на свете и никогда ни о чем не спрашивают: они уверены, что им все известно. Они просят, чтобы мы взяли их с собой. Как вы думаете, стоит нам взять их в наше путешествие?
Давайте покажем нашим гостям, что мы уже тоже многое умеем.
Кто мне скажет, что это такое:
Вечером рассыпался горох,
Утром встал — нет ничего.
Ведущий обращает внимание на детей, которые помнят правило ответа на вопросы.
Знайки выкрикивают из круга ответы.
Ведущий. Что же вы, Знайки! Посмотрите на ребят, наверное, они что-то такое знают особенное. Может, спросите их, почему у них так хорошо получилось? Нет?
Знайки отвечают, что они все поняли, и теперь исправятся.
Ведущий. Отвечайте хором, что это такое:
Два конца, два кольца — посередине гвоздик.
Знайки тянут руку, но понимают, что у них что-то не получается, и немного расстраиваются.
Ведущий. Что ж вы, Знайки, приуныли? Отвечайте вместе с нами. Только будьте внимательны!
Сколько дней в неделе?
Ведущий поднимает знак «Хор».
Дети отвечают хором.
Знайки выкрикивают с места: «Я знаю! Знаю! — Оглядываются на ребят и замолкают. — Но я же, правда, знаю».
Ведущий. Ребята тоже знают ответ, но не кричат так, как вы. Давайте попробуем еще раз.
Какие мультфильмы вы любите смотреть?
Ведущий поднимает знак «Я».
Дети поднимают руку и отвечают.
Ведущий. А вы, ребята, согласны с ответами?
Знайки. Я этот тоже смотрел. Здорово! и т.д.
Ведущий. Знайки, вы не переживайте. Вы просто не знаете того, о чем мы с ребятами уже договорились. Не знать не стыдно. Ребята, объясним Знайкам, что означают эти знаки. Кто скажет, что это за знаки?
Дети объясняют значение знаков «Я», «Хор», «Согласен» и т.д.
Возьмем ли мы с собой Знаек? Не подведут ли они нас в дороге?
Дети решают взять Знаек с собой: пусть поучатся быть настоящими жителями Цветочного города.
Для дальнейшего путешествия нам нужно сформировать экипажи.
Дети разбиваются на группы.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ. ЗНАКОМСТВО
Оборудование: знаки, ордена Внимания, листы белой бумаги (по числу детей), изображение знака «Простой карандаш» на доске.
Задачи: продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать у детей умение работать по знакам.
Ход занятия
Организационный момент
Ведущий обращает внимание детей на доску, где находится знак с изображением карандаша: «Догадайтесь, что нужно приготовить для занятия».
Игра «Снежный ком»
Ведущий. Сегодня на занятии мы продолжим наше знакомство друг с другом. Кто мне скажет, как лучше это сделать?
После ответов детей к доске прикрепляется знак «Мы».
Знак "Мы"
Согласна с вами! Удобнее всего знакомиться в группах. Для этого я предлагаю вам сыграть в игру «Снежный ком».
Правила игры таковы. Первый называет свое имя. Второй повторяет имя первого и называет свое имя и т.д. Например: первый называет имя «Вика», второй — «Вика, Антон», третий — «Вика, Антон, Катя» и т. д.
Сначала надо выбрать первого. Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный встает.
Сейчас зазвенит колокольчик, который скажет нам, что можно начинать игру.
Как только группа закончит игру, она должна показать знаком, что готова работать дальше (все дети берутся за руки и поднимают их вверх).
Во время игры и подготовки к ней самым внимательным группам ведущий вручает орден Внимания.
Ведущий. А теперь посмотрите на ребят, которые сидят в вашей группе. Пока звенит колокольчик, найдите глазки кого-нибудь одного. На счет «раз, два, три» — поменяйтесь с ним местами.
Повторяется игра «Снежный ком».
Проверка на дорогах
Ведущий. Наши Знайки хотят проверить, хорошо ли вы запомнили имена ребят, которые работают с вами сегодня в одной группе. Знайка будет называть имя. Если в вашей группе есть малыш с таким именем, то вся группа кладет руку ему на плечо. Остальные дети стараются запомнить, как его зовут.
Кто догадается, что надо делать, если Знайка назовет имя, которого нет в вашей группе? Верно, надо показать знак «Не согласен».
Любит — не любит
Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться получше, интересно было бы узнать, что вы любите, а что — нет. Попробуем рассказать об этом не словами, а с помощью рисунка. Сейчас каждый на листочке молча нарисует то, что он любит, так чтобы потом все остальные ребята в группе могли отгадать задуманное. Не рассказывайте никому, что вы рисуете, — это будет загадка.
По сигналу колокольчика дети прерывают работу. Ведущий награждает орденами Внимания тех, кто слышит сигнал и выполняет его.
Нет загадок без отгадок
Ведущий. Обсудите в группах, что нарисовал каждый из вас, выполняя предыдущее задание. А чтобы знать, с кого начать, в группах необходимо выбрать первого.
По сигналу колокольчика первый кладет в центр работу, остальные члены группы угадывают, что он любит (что он нарисовал). Автор соглашается или не соглашается (при помощи знаков «Согласен», «Не согласен»). После того как группа узнала, что любит первый, свою работу в центр кладет второй и т.д.
Вспомним наши имена
Дети выходят из-за парт и располагаются по кругу.
Ведущий. Вспомним еще раз, как зовут ребят, будущих жителей Цветочного города.
Если есть такое имя в нашем коллективе,
то в ладоши хлоп;
если нет такого имени у нас,
то ногою топ.
Ход занятия
Организационный момент
Ведущий выдает детям листок с узором, нарисованным на прошлом занятии. Просит приготовить все необходимое для занятия (обращает внимание на знак «Простой карандаш»).
Соотношение оценок
Ведущий.Вчера мы с вами учились оценивать себя так, как это делают жители Цветочного города, — с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, я обводила ваш крестик красным цветом. Пусть сейчас встанут те дети, у которых крестик обведен красным. Вы оценили себя очень честно: не перехвалили и не слишком придирались.
А у одного мальчика получилось так.
Он к себе слишком строг. Прошу этого мальчика быть к себе добрее.
А что вы скажете ребенку, который себя оценил вот так?
Дети отвечают.
Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже...
Выбери пару
Ведущий. Мы продолжаем работать в группах. Сейчас вы будете выполнять интересные задания и оценивать их. Причем оценивать правильность их выполнения будете не только вы сами, но и ваши друзья.
Покажите, что вы готовы работать вместе.
Руки детей должны быть соединены и подняты вверх.
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться работать в паре, вот так. (Знак «Мы» прикрепляется на доску.)
Но что значит работать в паре? Как показать, что пара готова к работе? Покажите!
Дети должны взяться за руки и поднять их вверх. За догадку вручить ордена.
Молодцы, а теперь в группе найдите себе пару и покажите, что вы готовы работать вместе, сотрудничать!
Вручение орденов самой организованной паре.
Мне очень нравится ваша активность и желание работать вместе.
Знайки вмешиваются в разговор:
– Ребята, как здорово, что у вас есть друзья, с которыми вы можете работать вместе!
– Мы приготовили для вас удивительную игру, в которую можно играть вдвоем. Сейчас мы проверим ваше внимание и ловкость.
– Попробуем сыграть?
– Тогда будьте внимательны, в игре есть важные правила.
Стрельба по мишеням
Каждый ребенок получает бланк для работы ). На обороте бланка пишет свое имя (можно списать его с визитки).
Правила игры объясняют Знайки, демонстрируя «стрельбу» на доске.
Знайки договариваются, кто будет первым.
Первый Знайка — стрелок, второй — командир.
Первый Знайка. Я беру карандаш и приставляю его к точке «пистолет».
Второй Знайка. Я командую: «Готовься! Целься! Пли!»
Первый Знайка. Я по команде «Пли!» веду линию к мишени. Надо стараться, чтобы линия была ровной, чертить ее нужно, не отрывая карандаш от бумаги, и попасть в центр мишени. Пуля должна лететь прямо!
У вас есть три попытки. После этого вы поменяетесь ролями.
Повторите, какие команды отдает командир.
По сигналу колокольчика вы начинаете стрельбу. Договоритесь друг с другом, кто будет первым. По второму звонку начинайте стрельбу.
Волшебные линеечки
Ведущий.Ребята, вы знаете, что в школе за каждую работу ставят оценку. В нашем городе оценки необычные. Работы нам помогают оценивать волшебные линеечки.
Как вы думаете, за что можно оценить стрелка?
Дети высказывают предположения.
Давайте сегодня оценим наших стрелков за меткость попадания, ровность линий и скорость движения пули.
На обороте листочка нарисуйте три линеечки для оценки. Подпишите их буквами М (меткость), Р (ровность), С (скорость).
Вы помните, как мы оцениваем свои работы?
Ведущий напоминает детям правила оценивания.
Оцените свою работу.
Звучит сигнал колокольчика.
Обменяйтесь своими работами и оцените работу своего друга. Помните, что оценка должна быть справедливой.
Знайки демонстрируют возможные варианты оценивания работы товарища, завышая или занижая оценку.
Если вы согласны с оценкой, которую сам себе поставил ваш товарищ, то обведите ее кружком — это значит, что он оценил свою работу правильно.
Кто хочет поблагодарить своего командира, пусть пожмет ему руку...
Ход занятия
Экзамен для Знаек
Ведущий. Что-то наши Знайки притихли! Где они? Настала и ваша очередь себя показать. А от вас, ребята, потребуется серьезная помощь. Вы у нас молодцы, а вот наши гости... Давайте спросим у них, что они еще знают?
Знайки вновь выкрикивают, что они все знают и их надо обязательно взять в Цветочный город.
Ну что ж, проверим! Я буду сейчас задавать вопросы нашим гостям, а вы, ребята, будете оценивать их знания.
Знайки работают в группах, дети оценивают их ответы знаками-символами «Согласен», «Не согласен». Если в группе возникают разногласия, взрослый привлекает внимание всех детей к возникшему вопросу.
Вопросы могут быть следующими.
Какие фрукты вы знаете
Какие деревья вы знаете?
Назовите домашних птиц.
Со Знайками, не выдержавшими экзамен, дети поступают по своему усмотрению (отправляют назад или берут с собой, чтобы они всему научились).
Введение знака вопроса
Ведущий. Знаете, ребята, вчера я подслушала разговор двух подружек — Матрешки и куклы Барби. Они поссорились. Может быть, вы им подскажете, как помириться?
Барби. Здравствуй, моя дорогая подружка Матрешка! Рада тебя видеть! Я приехала только на уик-энд.
Матрешка. Ой, как здорово! Значит, мы вместе встретим Новый год и получим подарки от Дедушки Мороза и Снегурочки!
Барби. Что ты, Матрешка! К тому времени я уже буду дома, в Америке. Приглашаю и тебя ко мне в гости. Там мы и получим подарки от Санта Клауса.
Матрешка. Не хочу подарков от Санта Клауса! Дед Мороз лучше!
Ведущий. Как вы думаете, ребята, почему Матрешка и Барби не поняли друг друга и поссорились?
Матрешка не поняла некоторых слов и не стала спрашивать у Барби, что они означают.
Что же нужно делать, чтобы не поссориться?
Дети высказывают свои версии.
Конечно, для того чтобы не поссориться, надо спросить о том, что непонятно. Для этого в нашем городе есть знак вопроса. Поднимешь его, и тебе обязательно помогут, ответят на тот вопрос, на который ты не знаешь ответа.
Игра «Я тоже»
Ведущий кидает ребенку мяч и сообщает какую-то информацию о себе. Ребенок возвращает мяч и говорит: «Я тоже». Но ведущий может сказать не только «Я люблю мороженое», но и «Мне сорок лет». Не надо заранее предупреждать детей, что с ведущим не всегда надо соглашаться: пусть попавшему в подражательную ловушку самому будет смешно.
Через 4—5 фраз добавляются фразы, заведомо непонятные детям: со вставленными в них иностранными словами, например: «Вот бы я сейчас выпил juice!». Если ребенок отвечает: «И я тоже», ведущий его спрашивает: «Что ты тоже сейчас выпьешь?» Так вводится вопрос: «Что вы будете пить?» и т.п. И только тогда согласие или несогласие...
Первая история
Я решил навестить Малыша. Я точно помнил адрес, который мне сказал Малыш. Его надо искать в среднем окне второго этажа. Где же мне искать Малыша точно? Подскажите!
Ребята, найдите то окно, где ждет Малыш. Посовещайтесь в парах и поставьте красный карандаш на то окно, куда, по вашему мнению, надо мне лететь. У вас получились разные варианты, но ведь Малыш ждет своего друга только в одном окне. Что же делать?
Ведущий фиксирует разные мнения и пока не выясняет, кто прав. Обсуждается только одно: почему получилось по-разному. Потому что действовали наугад, не было точной информации.
Ребята должны прийти к выводу, что Малышу надо задать дополнительный вопрос: «В среднем окне второго этажа какого дома — трехэтажного или четырехэтажного — он живет?»
Ведущий. Нарисуйте на окне, где живет Малыш, красные шторы.
Что делать, если в следующий раз Карлсон вновь не сможет найти Малыша? Поднять знак вопроса!
Вторая история
Помните, как здорово мы с Малышом обманули домомучительницу, утащив у нее плюшки? Ох и полакомились же мы тогда! Я решил повторить свой опыт. Я схватил плюшки, оставил Малышу записку: «Ищи меня в крайнем правом окне». Мне очень хотелось попробовать плюшки, но я ждал Малыша. А он сказал, что я специально спрятался, чтобы съесть плюшки одному. Докажите Малышу, что он неправ.
Ведущий. Давайте, ребята, найдем то окно, где Карлсон ждал Малыша. Что ответить Карлсону? Спросите, что непонятно. Нарисуйте на окне цветок в горшке.
Третья история
Мы с Малышом сидели у окна, и нам захотелось поиграть в свою любимую игру в привидения. Мы летали по квартирам, как вдруг наткнулись на бандитов. Я остался их сторожить, а Малыш смело подкрался к телефону, набрал 02 и сообщил, что в маленьком одноэтажном доме, в крайнем окне — воры, и положил трубку. Но милиция почему-то нас не нашла. Почему?
Почему так случилось? Дайте сигнал, нарисуйте лампочку в этом окне.
Вывод, который делают дети вместе со взрослыми, таков: если тебе что-то неясно, если не хватает информации, на помощь придет знак вопроса!
Спасибо за работу!
Ведущий. Вот и закончился еще один день нашей совместной работы. Сегодня, прежде чем проститься, предлагаю вам посмотреть внимательно на всех ребят, стоящих на нашей площади. Вспомните, с кем вы сегодня работали, выберите глазками ребят, с которыми вам понравилось работать больше всего. По сигналу колокольчика подойдите к ним и поблагодарите их за работу. Посмотрите, как это делают наши гости.
Знайки благодарят одного-двух детей за совместную работу: «Спасибо, мне с тобой сегодня было приятно работать, ты мне очень помогал», «Мне очень понравилось с тобой работать, ты был очень внимательным и не забывал поддерживать меня своими оценками» и т.п.
Домашнее задание
Сделай ордена для своих друзей, придумай, за что бы ты их вручил.
ОБЩИЙ СБОР
Оборудование: куклы-игрушки, цветные карандаши, три листа белой бумаги.
Задачи: продемонстрировать детям различные способы совместной работы, выделить эффективные и неэффективные способы совместной деятельности.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня Незнайка прислал нам новый видеофильм о своих друзьях. Он просит нас с вами внимательно его посмотреть и прислать ему ответ, что его друзья делали неправильно, почему они поссорились.
Взрослые с помощью игрушек разыгрывают сценки, иллюстрирующие разные варианты совместной работы.
Зверятам в лесной школе ведущий дал задание нарисовать общий, на двоих, рисунок. Можно пользоваться только одним набором карандашей. Почему-то у некоторых пар ничего не получилось. Давайте поможем им разобраться в этом.
Мишка и слоненок
Мишка. Я буду рисовать, а ты посмотри.
Слоненок. А почему ты? Я тоже хочу рисовать.
Мишка. Но я это делаю лучше.
Слоненок. Нет, я тоже умею. Отдай мне карандаш. Это мои карандаши. Ты неправильно все делаешь!(Выхватывает карандаш.)\
Мишка. Ах так, ну и рисуй своими карандашами, а листочек мой, отдай! (Выхватывает листок, рвет его.)
Зверята плачут.
Щенок и котенок
Щенок.Давай договоримся, кто и что будет рисовать.
Котенок. Давай. Я буду рисовать речку. А ты?
Щенок. А я буду рисовать небо и солнышко.
(Котенок берет синий карандаш.)
Щенок. Не бери синий карандаш. Он мне нужен. Я буду рисовать небо.
Котенок. А чем я буду рисовать речку?
Щенок. Ой, давай посмотрим вместе! Может, речка будет голубой?
Котенок. Хорошо.
Щенок. Ну, давай рисовать.
(Рисуют, каждый своим карандашом.)
Котенок. Я уже все. А ты? Тебе не помочь?
Щенок. Посмотри, у меня что-то лучик у солнышка кривой. Ты мне его не поможешь нарисовать?
Котенок.Конечно, помогу.
Щенок. Спасибо тебе, котенок. С тобой так здорово рисовать.
Котенок.Смотри, как красиво у нас получилось. Ты такой замечательный художник!
Обезьянка и попугай
Обезьянка. Ну что, давай рисовать! Я буду рисовать лес.
Попугай. А я буду рисовать... Что бы мне такое нарисовать... Наверное, я буду рисовать домик в лесу.
(Звери рисуют.)
Попугай. Ты что делаешь? Ты же сказала, что будешь рисовать лес. А сама что делаешь?
Обезьянка. Что хочу, то и рисую. Я передумала. Я рисую бананы. Они такие вкусные. Смотри, какие они у меня красивые получились! Ой, а это что такое у тебя?
Попугай. Это мой домик.
Обезьянка. А почему он такой кривой? Ну ты и художник!
Попугай. Мой домик красивый, а твои бананы, твои бананы...
Обезьянка. Не знаешь, что сказать, потому что мои бананы — самые лучшие бананы. А ты не умеешь рисовать, так не берись! Я и одна все нарисую!
Попугай. Но я тоже хочу рисовать! (Плачет.)
Обезьянка. И нечего реветь! Сначала научись, а потом рисуй!
Ведущий. Вот такие истории. Ребята, работа каких зверюшек вам понравилась больше всего? Почему?
Котенок и щенок работали дружно и не ругались. Они смогли договориться, и у них все получилось.
А что значит договориться?
Надо решить, что будем рисовать, распределить карандаши.
А что важно сделать, когда работа выполнена? Конечно, сказать «спасибо» друг другу.
Я думаю, что теперь вы никогда не будете ругаться, если вам будет необходимо выполнить совместную работу.
Теперь же нам пора в дорогу. Мы еще много не успели вам рассказать о жизни в Цветочном городе. А Незнайка нас уже торопит. Приготовиться к отправлению! Сформировать экипажи!
Разбивка детей на группы