Промыслами (Хохлома, Гжель, Жостово - по выбору).
Примерный план контрольной работы
Введение
1. Значение произведений декоративно-прикладного искусства в развитии детей.
2. Особенности декоративно-прикладного искусства. Требования к отбору произведений для дошкольников.
3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями декоративно- прикладного искусства (ДПИ).
4. Методика ознакомления детей с ДПИ.
5. Анализ проведенной работы.
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендации к выполнению работы
Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие. Рассмотрите значение произведений ДПИ в разностороннем развитии личности. Выделите специфику восприятия средств художественной выразительности произведений искусства у дошкольников в работах О.О.Дроновой, Т.Г.Казаковой. Обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с конкретным видом народного промысла. Внимательно изучите вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.
При выполнении практической части проанализируйте свой опыт
работы или опыт работы ДОУ:
какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;
приведите примеры тематики занятий;
какие методы и приемы используете;
в чем вы видите эффективность своей работы.
Оцените эффективность проведенной работы, наметьте перспективы
работы по художественному развитию детей. Проведите диагностическое обследование уровня знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве (задание №3). Задание выполняется с детьми 5-7 лет.
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий (схему для анализа см приложение № 2), выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики.
Задание №3
Диагностика сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве (методика Соломенниковой О.А.)
Цель задания: определить уровень знания детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.
Методы: игра, беседа, запись действий и ответов детей.
Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.
Ход задания
Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж», т.е. выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Для этого он должен разложить предметы по промыслам. После того как ребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя.
Педагог. Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы посетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.
— Покажите филимоновские и дымковские игрушки.
— Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?
Педагог показывает на городецкие изделия и спрашивает:
— Как называются эти изделия?
— Чем отличаются городецкие изделия от хохломских?
— Что общего между городецкими изделиями и хохломскими?
— Покажите гжельскую посуду, что вы можете рассказать о ней?
— Есть ли на выставке матрешки? Расскажите, пожалуйста, о них.
— А есть ли у вас жостовские подносы? Что вы можете рассказать о них.
Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка, Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете? После предложения ребенка педагог благодарит за оказание помощи в выборе покупки.
Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей.
Критерии сформированности знаний народном декоративно- прикладном искусстве:
знания о народном декоративно-прикладном искусстве; знания характерных особенностей народных промыслов
Анализ результатов:
Показатель — знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Высокий уровень
Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности большинства народных промыслов. Аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Средний уровень
Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. В основном аргументирует свой выбор изделий народного декоративно- прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Уровень ниже среднего
Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенок путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного народного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.
Литература
1. Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в
процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. //
Дошкольное воспитание. -2004. - №9.
2. Грибовская, А.А Развитие детского изобразительного творчества на
занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. //
Дошкольное воспитание.- 1984. - №10.
3. Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст]
/ О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 1986.- №6.
4. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
5. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей [Текст] /Т.С.
Комарова, Т.А.Рытанова, Г.В.Быховец и др.; под ред. Т.С.Комаровой –
М., 1997.
6. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет
с народным искусством [Текст] /О.А.Соломенникова. – М., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)