Группы с произведениями монументальной скульптуры.
(работа выполняется на примере одной возрастной группы)
Примерный план контрольной работы
Введение
1. Скульптура как вид изобразительного искусства, ее значение в разностороннем развитии детей.
2. Особенности восприятия и эстетических суждений дошкольников о произведениях скульптуры. Требования к отбору произведений.
3. Задачи ознакомления дошкольников с различными видами скульптуры.
4. Методика ознакомления детей со скульптурой.
5. Анализ проведенной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендации к выполнению работы
Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место скульптуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Выделите специфику восприятия произведений скульптуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей со скульптурой, ее видами. Внимательно изучите вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.
При выполнении практической части проанализируйте свой опыт
работы или опыт работы ДОУ:
какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;
приведите примеры тематики занятий;
какие методы и приемы используете;
в чем вы видите эффективность своей работы.
оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников
с изобразительным искусством;
наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, их анализ (схему для анализа см. приложение №2), выписки из календарного плана, лепные работы (фотографии).
Литература
1. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
2. Казакова, Т.Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм
[Текст] / Т.Г.Казакова, Г.М. Вишнева // Дошкольное воспитание. - 1984.
- №6.
3. Тростянская, Г. Ознакомление дошкольников со скульптурой [Текст] /
Г.Тростянская. //Дошкольное воспитание.-1986. - №3.
4. Халезова, Н.Б. Эстетическое воспитание средствами монументальной
скульптуры [Текст] / Н.Б. Халезова, Е.В. Гончарова. //Дошкольное
воспитание.-1986. - №12.
Тема 22. Ознакомление детей старшей (подготовительной) группы с
Архитектурой
(работа выполняется на примере одной возрастной группы)
Примерный план контрольной работы
Введение
1. Архитектура как вид искусства, ее значение в развитии
дошкольников.
2. Особенности восприятия и эстетических суждений у дошкольников о произведениях архитектуры. Требования к отбору произведений.
3. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями архитектуры.
4. Методика ознакомления детей с архитектурой.
5. Анализ проведенной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендации к выполнению работы
Изучая предложенную литературу, выделите основные понятия: художественное воспитание, художественное развитие, место архитектуры в развитии ребенка-дошкольника, его индивидуальности. Определите особенности архитектуры как вида искусства. Познакомьтесь с работами С.Ю.Бубновой и Н.М.Святитской, выделите специфику восприятия произведений архитектуры, обратите внимание на требования, предъявляемые к произведениям искусства для дошкольников, как общие, так и специальные. Раскрывая задачи художественного воспитания детей, проанализируйте 2-3 вариативные программы воспитания и обучения дошкольников, дайте сравнительный анализ задач ознакомления детей с архитектурой. Внимательно изучите и раскройте вопросы методики ознакомления с произведениями искусства в работах различных авторов, опыт работы педагогов.
При выполнении практической части проанализируйте свой опыт
работы или опыт работы ДОУ:
какие задачи в процессе художественного воспитания решаете;
приведите примеры тематики занятий;
какие методы и приемы используете;
в чем вы видите эффективность своей работы.
оцените эффективность своей работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством;
наметьте перспективы работы по художественному развитию детей.
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий,
выписки из календарного плана.
Проведите обследование объема сформированности знаний детей об архитектуре на основе предложенных диагностических заданий (задание №1; №2).
В приложении представьте конспекты 4-5 проведенных занятий, выписки из календарного плана, рисунки детей (не менее шести), результаты диагностики.
Задание №1
Диагностические задания к теме «Ознакомление дошкольников с архитектурой»
(методика С.Ю.Бубновой)
Обследование объема сформированности знаний об архитектуре
Обследование объема сформированности знаний детей 5-6 лет об архитектуре осуществляется в индивидуальной беседе.
Цель: изучить особенности сформированности знаний старших дошкольников об архитектуре.
Вопросы для беседы:
Для чего предназначены различные здания?
Отличаются ли здания друг от друга?
В чем заключаются эти отличия?
Что нужно для того, чтобы задания были красивыми, нравились
людям?
Из чего строят здания? Какие материалы используют строители?
Кто принимает участие в создании дома?
Кто помогает строителям возводить красивые города?
Что такое архитектура?
Задание №2
Диагностика особенностей восприятия детьми архитектурных
сооружений
(методика С.Ю.Бубновой)
Цель: выявить особенности восприятия детьми 5-6 лет сооружений в
зависимости от их функционального назначения; своеобразия внешнего строения различных архитектурных сооружений, установить, какие особенности внешнего строения сооружений воспринимаются детьми как существенные для отнесения сооружения к тому или иному типу.
Материал: набор фотографий с изображением сооружений различного функционального назначения (жилые постройки, общественные здания, промышленные сооружения).
Ход выполнения задания: детям предлагается выбрать тот или иной тип сооружений и обосновать свой выбор.
Инструкция: «Представить себе путешественников, которые попали в незнакомый город, где все люди говорят на неизвестном языке. Необходимо помощь путешественникам отыскать среди множества зданий жилой дом, церковь, театр, цирк. Посмотри внимательно на фотографии и найди эти сооружения. Объясни, почему ты сделал этот выбор»
Критерии оценки:
правильность выполнения задания,
умение определять функциональное назначение сооружений
посредством выделения существенных особенностей их внешнего
строения.
Литература
1. Бубнова, С.Ю. Теория и методика ознакомления детей с архитектурой
[Текст] / С.Ю. Бубнова, Н.М. Святитская. – Орел, 2004.
2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2006.
3. Платохина, Н.А. Архитектурное пространство как среда
формирования у дошкольника ценностного отношения к городу [Текст] /
Н.А. Платохина. // Моделирование образовательного пространства:
межвуз. сб. науч. тр. – Ростов н/Д., 1998. Вып.2.
4. Романова, Л. Знакомим с архитектурой [Текст] /Л.Романова.
//Дошкольное воспитание.-1998. - №4.