Тема 7. Методика руководства детским творчеством в рисовании нетрадиционной техникой
План
1. Введение.
2. Значение нетрадиционных приемов рисования в развитии творчества.
3. Характеристика нетрадиционных приемов рисования.
4. Методы и приемы руководства рисованием в нетрадиционной технике.
5. Практическая часть.
6. Выводы.
Литература
1. Аверьянова Т. Праздничный батик // Обруч. – 1999. - № 1. – С. 16-17.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. – М., 1998.
3. Веселкина Л., Федякина М. Учим рисовать штрихом // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 10.
4. Дмитрусева Г. Рисуем маслом // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11.
5. Страунинг А. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Ростов-на-Дону, 1992.
6. Шклярова М. Рисунки в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание. – 1995.- № 11.
7. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч. – 1999. - № 2. – С. 16-17.
Рекомендации к выполнению практической части
В первой части проанализируйте уголок изобразительной деятельности в группе с точки зрения наличия материала, необходимого для рисования в нетрадиционной технике. Проанализируйте, как часто пользуются приемами нетрадиционного рисования по собственной инициативе, насколько их использование оправдано замыслом, темой рисунка. Выясните у ребенка, почему он использовал ту или иную технику. Предложите детям создать рисунок на заданную тему, используя нетрадиционные приемы рисования. Отметьте качество выполнения нетрадиционной техники.
Во второй части подберите 2-3 новых нетрадиционных приема и проведите 6-7 занятий с постепенным усложнением требований к использованию этих нетрадиционных приемов рисования (воспроизвести за педагогом, перенести в новую тему, творческое применение). Пополните уголок изобразительными материалами. Понаблюдайте, как это отразится на самостоятельном творческом рисовании детей.
В третьей части предложите детям для рисования незнакомую тему. Проанализируйте, какие нетрадиционные приемы рисования использовались детьми, насколько качественно и соответственно образу.
Приложение
Детские рисунки; конспекты занятий.
Тема 8. Методика руководства детским творчеством в аппликации нетрадиционными материалами и приемами
Примерный план
1. Введение.
2. Значение использования нетрадиционных материалов и приемов аппликации в развитии творчества.
3. Характеристика нетрадиционных материалов и приемов аппликации.
4. Методика руководства аппликацией нетрадиционными материалами и приемами.
5. Практическая часть.
6. Выводы.
Литература
1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М., 1988.
2. Брыкина Е.К.Творчество детей в работе с различными материалами. – М., 1998.
3. Гусакова М. Аппликация. – М., 1982.
4. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 2.
5. Гусакова М. Своими руками // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.
Рекомендации к выполнению практической части
В первой части проанализируйте уголок изобразительной деятельности в группе с точки зрения наличия материала, необходимого для аппликации с использованием нетрадиционных материалов. Проанализируйте, как часто дети используют нетрадиционный материал для аппликации по собственной инициативе, насколько его использование оправдано замыслом, темой аппликации. Выясните у ребенка, почему он использовал тот или иной материал. Предложите детям создать аппликацию на заданную тему, используя нетрадиционный материал и приемы. Отметьте качество выполнения аппликации.
Во второй части подберите несколько новых нетрадиционных материалов и приемов и проведите 6-7 занятий с постепенным усложнением требований к использованию этих нетрадиционных материалов и приемов в аппликации (воспроизвести за педагогом, перенести в новую тему, творческое применение). Понаблюдайте за эмоциональной реакцией детей. Пополните уголок изобразительной деятельности новым материалом для аппликации. Понаблюдайте, как это отразится на самостоятельной творческой аппликации детей.
В третьей части предложите детям для аппликации новую тему. Проанализируйте, какой нетрадиционный материал и новые приемы аппликации использовались детьми, насколько качественно и соответственно образу.
Приложение
Детские аппликационные работы; конспекты занятий.
Тема 9. Формирование умения изображать человека (животных)