Романский стиль в архитектуре и искусстве
Исторические и культурные особенности Европы XI–XII веков. Усиление монастырей, формирование конгрегаций, роль аббатства Клюни в монастырской реформе. Значение паломничеств, основные центры и пути. Крестовые походы. Появление цистецианского ордена. Бернар Клервоский. Распространение ересей на юге Франции. Появление светской литературы: поэзия вагантов, эпическая поэзия, расцвет куртуазной лирики, рыцарский роман. Своеобразие романского искусства. Термин «романский». Стилистические признаки романского искусства, общие черты и локальные школы. Особенности романского храма. Замок. Планировка городов. Типы романских храмов, особенности храма на путях паломников, появление новых конструкций. Декоративное убранство: появление рельефов, монументальная скульптура и живопись, их роль в храмах. Подчинение скульптуры и живописи архитектурным формам, стилистические особенности романского искусства. Иерархия, произвольные пропорции, динамичность и экспрессия. Высокое чувство декоративности. Расширение круга сюжетов, обновление иконографии. Проблема синтеза в романском искусстве.
Искусство Франции. История и культура Франции XI-XII веков. Разнообразие архитектурных школ, проблема разграничения памятников по группам. Особенности конструкции, композиции и декорировки. Проблема возведения свода в раннероманской архитектуре. Сложение типа романского храма. Планировка храмов на путях паломников, появление деамбулатория и венца капелл. Особенности строительных конструкций и художественных приемов церквей Оверни, Прованса, Бургундии. Архитектура Клюни и приоратов. Цистерцианская архитектура. Купольные постройки. Гражданская архитектура Франции романского периода. Городские постройки. Распространение монументальной скульптуры, типы декорировки фасадов. Эсхатологическая тематика, важнейшие сюжеты монументальной скульптуры. Проблема возникновения и особенности пластики ранней романской скульптуры Бургундии и Тулузы. Романские тимпаны – тематика, иконография, композиция, художественные приемы. Скульптурные капители – проблема расположения, особенности пластики и композиции. Своеобразие бургундской пластики. Декорировка фасадов западно-французских храмов. Скульптура Оверни, влияние галло-римской традиции. Фризообразные композиции на фасадах церквей Прованса. Монументальная живопись Франции: место росписей в храме, их иконография, школы. «Школа светлых фонов». Сен- Савен-сюр-Гартан. Крипта в Таванне. «Школа темных фонов». Безе-ла-Вилль.Ковер из Байе. Разнообразие локальных школ книжной миниатюры Франции.
Романское искусство Германии. Ослабление императорской власти, отсутствие внутреннего единства, борьба императоров и Пап. Значение городов. Крестовые походы. Военно-рыцарские ордена. Церковное строительства в имперских городах, соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе. Монастырские храмы. Соборы переходного стиля в Бамберге и Наумбурге. Светские постройки. Замок в Вартбурге. Планировка городов, тип жилого дома. Особенности немецкой скульптуры: скромная декорировка фасадов храмов, слабое развитие монументальной скультуры. Памятники «строгого стиля»: надгробие Рудольфа Швабского, «Распятие Имерварда», «Вольфрам» и др. Динамика и экспрессия памятников рубежа XII - XIII веков: рельефы ограды хора собора в Бамберге. Монументальная живопись и книжная миниатюра.
Романское искусство Италии. Исторические и культурные особенности Италии. Влияние византийской и романской традиций. Развитие светской культуры, рост могущества городов, международная торговля, университеты. Многообразие локальных школ архитактуры, влияние античной, раннехристианской, византийской и арабской традиций. Особенности городской архитектуры, появление новых типов общественных зданий. Особенности романской архитектуры северной Италии. Ломбардия: церковь Сант-Амброджио в Милане, Сан-Дзено в Вероне. «Инкрустационный стиль» в архитектуре Флоренции, особенности тосканской архитектуры. Ансамбль в Пизе. Постройки южной Италии и Сицилии. Итальяская скульптура XI-XII веков. Монументальная скульптура Ломбардии, приемы декорировки фасадов храмов. Церковные кафедры, алтарные преграды, троны и врата церквей, их декор и особенности сюжетов. Работы мастера Вильгельмо в Модене, мастера Никколо в Вероне, Бенедетто Антелами. Скульптура придворной школы Фридриха II, классицистические влияния. Особенности итальянской монументальной живописи, многообразие живописных школ, влияние византийского и раннехристианского наследия. Памятники школы Монтекассино в южной Италии, Сант-Анджело ин Формис. Раннехристианские традиции в мозаиках и фресках Рима. Фрески Сан-Клементе в Риме. Влияние византийского и оттоновского искусства на живопись Северной Италии. Сан-Пьетро аль Монте близ Чивате. Расцвет итальянской книжной миниатюры в XI-XII веках. «Экзультет».
Романское искусство Испании в контексте активизации реконкисты. Образование королевств Кастилии и Арагона. Роль церкви и клюнийского ордена. Паломничества в Сант Яго де Компостела. Разнообразие романской архитектуры Испании. Сохранение вестготского наследия, влияние французского, ломбардского и мавританского зодчества. Особенности архитектуры Каталонии, использование простейшего типа базилики и его распространение. Сан-Клементе и Санта-Мария в Тауле – использование деревянных перекрытий и отдельно стоящих башен. Развитие сводчатых конструкций. Сан-Педро де Рода. Церковь монастыря в Рипполе. Собор в Сант Яго де Компостела, французский тип храма на путях паломников. Восточные мотивы в декорировке церквей Сан Хуан дела Пенья и собора в Саламанке. Особенности крепостного строительства и городов. Архитектура Португалии. Романская скульптура Каталонии и ее связь с рельефами Лангедока. Рельефы церкви Сан Педро де Рода. Скульптура фасада Санта Мария в Риполле. Особенности иконографии и светские мотивы. Влияние тулузской школы скульптуры в рельефах клуатра Сан Доминго де Силос. Особенности декоративного решения фасада собора Сант Яго де Компостелла. Расцвет монументальной живописи Испании. Итало-византийская и франко-испанская группа фресок. Фрески апсиды церкви Сан Клементе в Тауле, экспрессивность и пластичность формы, своеобразие колорита. Росписи церкви Санта Мария в Туале. Фрески северо-западной Испании. Сан Исидоро в Леоне. Миниатюры испанских манускриптов XI-XII веков.
Романское искусство Англии. Особенности английской архитектуры, расширение церковного строительства со второй половины XI века. Нормандская школа архитектуры в Англии, влияние французского типа храма, приспособление его к новым условиям. Сочетание функций монастырского храма и собора. Особенности английских церквей: расширение восточной части, смещение трансепта к центру здания, большая протяженность храма по оси, вытянутость трансептов, акцент на башне средокрестья. Интерес к декору. Соборы Винчестера, Или, Ворчестера, Норвича, Питерборо, Дерхема. Своеобразие конструкций, появление нервюрных сводов. Храм в Глостере, перестройка собора в Кентербери. Слабое развитие монументальной скульптуры, влияние французского стиля. Особенности монументальной живописи. Высокий уровень английской книжной миниатюры, сохранение влияния англо-винчестерской школы. «Псалтирь Эдвина». Большая Винчестерская Библия.
Романское искусство Нидерландов, его связь с английским и французским искусством. Развитие городской архитектуры. Общественные постройки. Замок графов Фландрских в Генте. Церковное строительство: собор в Турнэ. Особенности романской скульптуры, монументальной живописи, миниатюры.
Романское искусство Чехии. Основание Праги. Церковь святого Вита в Градчанах, церковь замка в Зноймо. Особенности храма святого Иржи в Градчанах. Фрески капеллы в Зноймо: особенности программы, светские сюжеты, высокое качество исполнения. Формирование Венгерского государства. Особенности венгерских построек: храмы в Лебене и Жамбеке. Скульптурное убранство церкви Святого Георгия в Яке. Романское искусство в Польше. Особенности польской архитектуры XI-XII веков. Распространение типа ротонды в церковном зодчестве - Ротонда Богоматери на Вавельском холме в Кракове. Церковь святого Андрея в Кракове, собор святого Петра в Крушвице. Преобладание орнаментальных мотивов в каменной резьбе. Развитие бронзовой пластики.
Романское искусство Скандинавских стран. Влияние архитектуры Германии, Франции, Ломбардии и Англии на строительство соборов; господство местной традиции – в архитектуре приходских церквей. Собор в Лунде, Виборге, Рибе, Ставангере. Церкви на острове Борнхольм, в Бьернеде. Деревянное зодчество. Монументальная скульптура и живопись
Готика в Европе
Европа в XIII-XIV веках. Крестовые походы. Расцвет средневековых городов. Городские коммуны. Городские школы и скриптории. Университеты. Ереси. Нищенствующие ордена. Учреждение инквизиции. Схоластика и мистические учения. Развитие литературы на национальных языках. Куртуазная и лирическая поэзия. «Роман о Розе». Сборники дидактических притч. Наивысший расцвет средневековой культуры в XIII веке. Особенности готического искусства, его связь с городом. Ведущая роль архитектуры, ее влияние на изобразительные искусства. Формирование и распространение готики в Европе. Особенности городского строительства в эпоху готики. Городской собор: его роль в жизни города, особенности конструкции и строительной техники, нервюрный свод. Витражи. Идея Небесного Иерусалима в облике и интерьере собора. Особенности планирования городов, общественные и оборонительные постройки, жилые дома. Замки. Готическая скульптура и ее роль в декоративном убранстве собора. Иконографическая программа скульптуры, значение символики и аллегории. Появление светских сюжетов, интерес к индивидуализации и реальности. Появление круглой скульптуры. Вытеснение стенных росписей витражами. Проблема синтеза искусств. Готическая книга и ее особенности.
Франция в XIII-XIV веках, культурные и исторические особенности. Сложение основных конструктивных и художественных приемов готической архитектуры в северной Франции, Иль-де-Франс. Перестройка церкви аббатства Сен-Дени и роль аббата Сугерия в решении ее декоративного убранства. Соборы в Шартре и Сансе. Раннеготические постройки в Лане и Париже: шестичастные своды, эмпоры. Собор Парижской Богоматери - его композиция, структура и символика, размещение архитектуры. Зрелая готика во Франции. Собор в Шартре, Реймсе и Амьене. Сент-Шапель в Париже. Пламенеющая готика. Собор в Руане. Декоративные формы в убранстве соборов Шартра и Амьена конца XIV века. Монастырские постройки. Мон Сен Мишель. Готика южной Франции. Собор в Альби. Своеобразие крепостного и замкового строительства. Замок Куси. Папский дворец в Авиньоне. Особенности сооружений периода Столетней войны. Своеоразие городской архитектуры: планировка, фортификационные сооружения. Каркассон. Мосты, ратуши, жилые дома. Готическая скульптура. Портал аббатства Сен-Дени. Королевский портал собора в Шартре. Формирование системы скульптурного убранства готического собора и этапы развития французской скульптуры XIII-XIV веков. Эволюция пластической формы от простого силуэта и плавной сдержанности движений к манерной оживленности, живописной игре складок в середине XIII века и к детализации и измельченности форм в XIV столетии. Скульптура Собора Парижской Богоматери, соборов в Шартре, Амьене, Сен-Шапель в Париже. Особенности светской монументальной скульптуры. Портрет. Расцвет готического витража и его роль в храме. Композиционное построение. Розы. Витражи соборов в Шартре, Бурже, Анжере, Оксерре, Туре, Труа. Сен-Шапель. Изменение колорита, распространение техники окраски стекол, гризайль в XIV веке. Витражи Эвре, Страсбурга. Особенности композиционных решений и художественных приемов. Особенности готической миниатюры во Франции. Влияние витража на композицию и колорит иллюстрации начала XIII--13 века. «Псалтирь Бланки Кастильской». Изменение характера декора и композиции миниатюр в середине XIII века, интерес к архитектурным мотивам и светский характер изображений, внимание к деталям костюмов, оружию. «Псалтирь Людовика Святого». Использование накладного золота. «Бревиарий Филиппа Красивого». Декоративные мотивы и дролери в миниатюрах XIV века. Мастерская Жанна Пюселля. «Беллевилльский Бревиарий». «Большие французские хроники». Распространение рукописей светского содержания. Вкус к коллекционированию книг, библиотеки Карла V, Филиппа Бургундского, Герцого Жанна де Берри. Миниатюра конца XIV - начала XV веков, связь с искусством итальянского Проторенессанса. «Большой Часослов», «Прекраснейший Часослов герцога Беррийского» работы Жакмара де Эсден. Андре Боневе. «Псалтирь герцога Беррийского». Парижская школа миниатюры, «Часослов маршала Бусико», пространственные построения. Работа братьев Лимбург. «Богатейший Часослов герцога Баррийского», изображение современной архитектуры и пейзажа, портреты. «Часослов Рогана».
Англия в XIII-XIV веках, культурные и исторические особенности. Раннее проникновение готических форм в Англию и стойкость их в английской архитектуре. Своеобразие английского готического храма: удлиненный план, небольшая высота соборов, высокая башня на средокрестье, сложное плетение нервюр. Этапы развития готики в Англии, стилистическая неоднородность. Кентерберийский собор, соборы в Солсбери, Линкольне, Уэльсе. Вестминстерское аббатство. Развитие «украшенного стиля», соборы в Личфилде, Или, Экстере. «Перпендикулярный стиль» поздней готики в Англии. Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, капелла Кембриджского колледжа. Гражданская архитектура Англии. Особенности оборонительных сооружений, дворцовых комплексов. Замки Виндзор, Пемброк, Карнарвон. Общественные сооружения и хозяйственные постройки. Распространение скульптурной декорировки фасадов готических храмов Англии. Скульптурные украшения архитектурных элементов, отсутствие единой программы, преобладание отдельных фигур. Скульптура соборов в Солсбери, Йорке, Уэльсе. Английские надгробия, стремление к портретности. Английская книжная миниатюра периода готики. Особенности декорировки: орнаментальное начало в инициалах, бордюрах, дролери. Связь с французской миниатюрой XIII-XIV веков. «Псалтирь Робера де Лилль», «Псалтырь королевы Мери», английские иллюстрированные «Апокалипсисы».
Особенности культурно-исторического развития Фландрии XIII-XIV веков. Роль городов. Своеобразие нидерландской готики и значение гражданской архитектуры. Ратуша в Брюсселе, торговые ряды в Брюгге, биржа в Ипре. Влияние французской готики на церковное зодчество Нидерландов. Собор святой Гудулы в Брюсселе, соборы в Антверпене и Утрехте. Распространение «кирпичной готики». Жилые дома в Брюсселе и Утрехте. Особенности нидерландской книжной миниатюры XIV века, роль местных художников во Франции. Расцвет живописи Фландрии XIV-XV веков.
Исторические и культурные особенности Германии в XIII-XIV веках. Готическое искусство Германии, разнообразие местных традиций и их причины. Немецкая готическая архитектура. Влияние французских конструктивных и художественных особенностей на немецкие постройки. Хор собора в Магдебурге, церковь святой Елизаветы в Марбурге. Особенности немецкого церковного строительства: зальный тип здания, массивность стен, трехлепестковый хор. Кельнский собор, собор в Страсбурге. Формирование типа однобашенного собора. Соборы во Фрейбурге, Ульме. Зальные церкви поздней готики. «Кирпичная готика». Монастырская церковь в Хорине. Гражданская архитектура Германии. Ратуши в Любеке и Брауншвейге. Распространение фахверковых конструкций, типы жилых домов. Замки. Особенности скульптурного убранства готических соборов в Германии. Скульптура «Золотого портала» церкви святой Марии во Фрейберге. Скульптура Страсбургского собора, соборов в Бамберге, Магдебурге. Особенности эмоционального строя немецкой готической пластики, эволюция скульптурных форм. Скульптура Наумбургского собора. Позднеготическая скульптура Германия: статуи западного фасада соборов в Страсбурге, убранство Кельнского собора. «Прекрасный колодец» в Нюренберге. Сохранение готических черт немецкой пластики вплоть до XVI века. Технические и художественные особенности немецкого витража. Витражи соборов в Аугсбурге, Мерзебурге, Наумбурге, церкви святой Елизаветы в Марбурге.
Особенности немецкой книжной миниатюры, распространение рукописей светского содержания, «Рукопись Манессе». Особенности итальянской культуры XIII-XIV веков, сочетание романских, византийских, готических и восточных влияний. Формирование Проторенессанса. Своеобразие итальянской архитектуры, сохранение романского типа зданий. Церковь Сан Франческо в Ассизи. Постройки Арнольфо ди Камбиово Флоренции. Соборы в Сиене и Орвието – особенности построения фасада, полихромный декор. Миланский собор. Особенности гражданской архитектуры Италии. Палаццо Веккио во Флоренции. Палаццо Пубблико в Сиене. Особенности монументальной скульптуры. Рельефы церковных кафедр. Своеобразие итальянской живописи XIII_XIV веков.
Испания XIII-XIV веков, исторические и культурные особенности. Отсутствие стилистического единства испанской готической архитектуры. Характерные черты испанской готики: небольшая высота храмов, значительная ширина построек, небольшие оконные проемы, сохранение нерасчлененной плоскости стен, неразвитость каркасных конструкций, своеобразие декора. Соборы в Леоне, Бургосе, Толедо. Влияние французской готики. Смешение мавританских и готических черт в соборе Севильи. Особенности храмов Каталонии: единство пространственного построения. Постройки Барселоны. Общественные здания и городские укрепления. Дворцовые комплексы. Распространение монументальной скульптуры в храмах Кастилии, влияние французских скульптурных программ, особенности иконографии. «Портал славы» церкви Сант Яго де Компостела. Скульптура церкви Квидан Родриго.
Чехия в XIII-XIV веках: расширение границ, подъем городов, культурные связи с Италией, Германием, Францией. Чешская готическая архитектура. Собор святого Вита в Праге, его строительство – Матьяш Аррасский, Петер Парлерж. Развитие городского строительства: Карлов мост в Праге, Пороховая башня. Замок Карлштейн. Скульптурные работы мастерской Петера Парлержа в соборе святого Вита в Праге. «Прекрасные мадонны». Развитие станковой живописи в Чехии. Вышебродский алтарь, особенности его композиционного и живописного решения. Мастер Теодорих и его работы в Карлштейне. Тржебоньский алтарь, своеобразие колористического решения, экспрессия образов. Высокий уровень чешской книжной миниатюры. Объединение Польши в XIV веке. Развитие крепостной архитектуры и городского строительства. Укрепление в Кракове, ратуши в Познани и Гданьске. Строгость и простота построек. Костел святой Марии в Познани. Мариацкий костел в Кракове. «Кирпичная готика». Особенности польской скульптуры XIV века, королевские гробницы в Вавельском соборе Кракова. Венгрия в XIII-XIV веках. Вопрос своеобразия венгерской архитектуры. Церковь Матьяша в Буде, постройки в Шопроне. Зальный тип храмов, простота форм, особенности декора. Статуя святого Георгия в Праге. Бронзолитейная мастерская братьев Коложвари. Алтарная живопись XIV-XV веков.
Особенности готических построек Скандинавских стран. Собор святого Кнуда в Оденсе. Собор в Тронхейме. Связь с северо-немецкой и английской строительной традицией. Черты французской готики в соборе в Упсале. Большая церковь в Стокгольме. Архитектура острова Готланд, зальные церкви, церковь святого Николая в Висби. Собор в Турку. Скульптурные мастерские Готланда.