Введение. Место искусства в средневековой культуре

Понятие «Средние века». Хронологические рамки курса, периодизация. Особенности средневековой культуры. «Романская» и «германская» составляющая культуры. Универсализм. Традиционализм, ретроспективизм, анонимность. Проблема символики, троп, экзегеза, уровни смысла, материальность символа. Место искусства в культуре Средневековья. Отражение представлений о Вселенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Иерархизм, дидактика. Споры о возможности изображения: образ и первообраз, «Библия неграмотных», «немая проповедь». Свободные и механические искусства. Замысел и исполнение. Отношение к творчеству. Влияния. Иконография, тематика. Стили. Источники по искусству Средневековья: проблема Прекрасного в теологии и схоластике, этимология о Вселенской Церкви, рассуждения о сущности искусства, хроники, гиды паломников, притчи и легенды, трактаты художников, сборники образцов, статуты цехов. История изучения и реставрации средневекового искусства. Негативное отношение к средневековому искусству авторов эпохи Возрождения (Бокаччо, Гиберти, Манетти, Вазари), XVII-XVIII веков. Пробуждение интереса к средневековому искусству на рубеже XVIII-XIX столетия. Гете о Страсбургском соборе. Романтические тенденции в английской культуре и обращение к Средневековью. Гюго о типологии средневековой архитектуры. Начало изучения и реставрации памятников, введение периодизации (Томас Рикман, Шарль де Жервиль, Арсис де Комон), разграничение романского и готического стилей. Проспер Мериме. Реставрационная деятельность Э.Э.Виолле ле Дюка. Искусствознание о Средних веках. Археологические изыскания и анализ истории памятников, выделение этапов развития и локальных школ. Иконографический метод изучения средневекового искусства (Эмиль Маль). Проблемы интерпретации символики (аб. Обер). Венская школа искусствознания (Макс Дворжак). Проблемы формы и стиля. Исследования Анри Фосийона и представители формальной школы медиевистики во Франции. Ю. Балтрушайтис. Вопрос о путях распространения иконографических мотивов и художественных приемов (А.К.Портер). Расширение методологии формального анализа в медиевистике. Роль иконологического метода в изучении средневекового искусства (Э .Панофский). Археология. К.Дж. Конан и его школа. Проблема обобщения материала и анализа исторического контекста. Школа «Анналов». Понятие «Долгое Средневековье». Жак Ле Гофф, Жорж Дюби. «Клуатры». Интерпретация памятников в современных исследованиях средневекового искусства, круг проблем (Линда Зейдель, Кэтрин Хорст, Элиан Вергноль, Айлин Форсайт и др.). Отечественные исследования средневековой культуры. Зарождение медиевистики и ее развитие в рамках Петербургского Университета. Исследования И.М. Гревса и его школа. Л.П. Карсавин, О.А. Добиаш-Рождественская. П.М. Бицилли. А.Я. Гуревич. В.А. Бычков. С.С. Аверинцев. Основные труды по искусству Средних веков. Труды Ц.Г. Нессельштраус. К.М. Муратова, В.Н. Тяжелов, Е.П. Ювалова, Е.И. Ротенбеог и др. Основные направления изучения, тематика современных изысканий.

Искусство Европы V-VIII вв.

Европа после падения Римской империи, возникновение варварских королевств. Христианизация и роль церкви в новой системе. Распространение монашества. Сочетание античной и «варварской» традиций, особенности декоративных мотивов, влияние Востока. «Полихромный стиль». «Звериный стиль». Начало строительства храмов. Расцвет книжного искусства. Искусство Италии времен остготов и лангобардов. Фибулы из Чезены. Золотой оклад Евангелия и корона Теоделинды. Мавзолей Теодориха в Равенне. Античные и раннехристианские анские традиции, влияние Византии в монументальной живописи Рима. Книжная миниатюра (Кембриджское Евангелие), особенности иконографии и художественные приемы, связь с раннехристианским искусством. Рельефы алтаря и кивория церкви Сан Мартино в Чивидале. Искусство Испании времен вестготов. Господство полихромного стиля: клад из Гварразары - фибулы и вотивные короны. Церковные постройки: Сан Хуан де Баньос, Сан Педро де ла Наве. Скульптурная декорировка капителей. Книжная миниатюра («Пятикнижие Ашбернхема») - декоративность, колористическое своеобразие. Искусство государства франков времен Меровингов. Сочетание германского и галло-римского наследия в меровингской художественной культуре. Формирования государства и распространение христианства, Хлодвиг. Художественное ремесло, изделия полихромного стиля из Виттислингена, из захоронения Хильдерика, из гробницы Арнегунды в Сен Дени. Реликвии и церковная утварь. Легенды о Святом Элигии и приписываемые ему произведения. Источники о храмах, монастырях, жилых постройках и укреплениях времен Меровингов. Меровингская базилика и ее отличие от раннехристианской, храмы на могилах Святых и мучеников. Сен-Мартен в Туре, Сен-Жермен-де-Пре. Баптистерий Сен-Жан в Пуатье, крипта Сен-Поль в Жуарре. Декоративное убранство храмов. Распространение рельефов в Аквитании и на северо-востоке. Скульптура гипопея в Пуатье. Саркофаги крипты монастыря в Жуарре. Каменные надгробия района Рейна: стеллы из Нидердоллендорфа, Хорнхаузена. Книжная миниатюра и важнейшие центры изготовления книг в государстве франков. Работа монастырских скрипториев. Новые принципы декорировки рукописей, украшение текста, букв, полей. Стилизация, символические мотивы. «Гелазианский Сакраментарий». «Геллонский Сакраментарий». «Псалтирь из Корби». Англо-ирландское искусство. Особенности ирландской культуры, влияние наследия кельтов. Христианизация Ирландии и роль монастырей, их миссионерская деятельность. Ирландские монастыри на островах Иона и Линдисфарн. Древнейшие изделия из металла и их орнаментика, «звериный стиль», спираль и плетенка. Полихромный стиль. Находка их Сеттон-Ху. Ирландские монастыри и монастырская архитектура, сведения из литературных источников. Каменные кресты, происхождение и иконография. Стела в Дувиллауне, кресты в Мууне, Рутвелле, Монастербойсе. Англо-ирландская книжная миниатюра: происхождение, своеобразие орнамента, художественные приемы, расположение иллюстраций, особенности образного языка. «Катах». «Евангелие из Дурроу». «Евангелие из Эхтернаха». «Евангелие из Личфилда». «Санкт-Галленское Евангелие». «Амиатинский кодекс». «Евангелие из Линдисфарна». «Золотой кодекс». «Келлская книга». «Саутгемптонская Псалтирь». Искусство Скандинавии. Особенности скандинавской культуры первого тысячелетия. Клады. Влияние римских изделий на местные художественные промыслы. Эпоха Вендель: предметы и их декорировка, шлемы, бронзовые бляшки. Клад из Осберга, плетеные орнаменты, стилизованные фигуры, особенности резьбы. Каменные стелы острова Готланд: особенности изображений, тематика. Камень Горма в Еллинге, христианизация Скандинавии.



Наши рекомендации