Предметы и явления окружающего мира
Освещенность в разные времена года, части суток; изменения цвета неба, воды, улицы, растений в зависимости от разных условий (солнечная и пасмурная погода). Отражение в воде, радуга, игра света на мыльных пузырях, тень, фейерверк.
Многообразие и сочетание цветов и оттенков, форм и фигур, пропорциональных и пространственных отношений, размеров. Разнообразие линий (прямые, ломаные, волнистые, пересекающиеся, пунктир, зигзаг и т. п.). Симметрия и асимметрия (паутинка, лепестки цветов, мозаика, крылья бабочки). Разнообразие фактур.
Орнаменты, природные узоры (снежинка, узоры на окнах). Ритм форм, цвета, элементов в узорах и орнаментах.
Декорированные предметы быта, посуда и аксессуары одежды (мебель, салфетки, воротнички и кружева, платки, шали, посуда, вазы, сувениры и т. п.).
Посещение музеев, выставок
Музей игрушек, краеведческий музей, художественный музей (экскурсии по разнообразной тематике); выставки предметов народных промыслов, фольклорные фестивали.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»
Приобщаем к музыкальному искусству
и развиваем музыкально-художественную деятельность
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегратив- ный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Задачи воспитания и развития детей
Задачи в области музыкального восприятия — слушания — интерпретации
1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
2.Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
3.Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
4.Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
Задачи в области музыкального исполнительства — импровизации — творчества
1.Развивать певческие умения детей.
2.Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
3.Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
4.Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дети учатся узнавать музыку разных композиторов: западноевропейских (И-С. Бах, Э. Григ, И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Р. Шуман и другие) и русских (Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие). Получают элементарные представления о биографиях и творчестве композиторов, истории создания оркестра, истории развития музыки, музыкальных инструментах. Учатся различать музыку разных жанров, средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); знают характерные признаки балета и оперы. Понимают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Педагог поддерживает заинтересованность и активность старших дошкольников в слушании музыки. Создает возможности для проявления индивидуального творческого потенциала детей: возможность передавать художественно-музыкальный образ в музыкально-ритмических движениях, подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нем; отображать музыкальные впечатления в изобразительной деятельности. Стимулирует сочинение ребенком стихотворения, отражающего его отношение и впечатление, эмоции от услышанного музыкального произведения, желание исполнить эту музыку в составе детского оркестра или музыкально-художественной театрализации. Тем самым педагог обеспечивает реализацию естественной потребности ребенка превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.
Педагог показывает ребенку способы пользования полученными ранее средствами (голосом, движением, музицированием) для создания выразительного художественного образа, поскольку эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на исполнительскую деятельность.
Проводится специально организованная работа не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающая полноценное музыкальное развитие дошкольника, поскольку культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.
Педагог создает ситуации-импровизации в пении, танцах, на музыкальных инструментах, содержание которых связано с придумыванием детьми оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые тексты, отбором и соединением движений в танец, участием нескольких детей в создании небольших оркестровок.
Педагог организует музыкальные игры и хороводы, в которых дети выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
ü Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
ü Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
ü Активен в театрализации.
ü Участвует в инструментальных импровизациях.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Ребенок не активен в музыкальной деятельности.
ü Не распознает характер музыки.
ü Поет на одном звуке.
ü Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
ü Не принимает участия в театрализации.
ü Музыкальные способности развиты слабо.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА.
ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу шестого года жизни ребенок: