Труд взрослых и рукотворный мир

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дошкольники узнают о разных видах производительного (стро­ительство, швейная промышленность, производство продуктов пита­ния, сельское хозяйство) и обслуживающего (медицина, торговля, об­разование, сфера культуры и отдыха) труда. О конкретных профессиях и взаимосвязях между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, резуль­тат. (Медсестра выполняет предписания врача; выписанное врачом лекарство можно купить в аптеке; сами лекарства изготовляются фар­мацевтами. Архитекторы проектируют новые здания и мосты; стро­ители и крановщики осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; рекламные агенты и менеджеры осуществля­ют продажу квартир; их стоимость оплачивается через банк.)

Дети получают сведения о предметах материальной культуры, со­зданных трудом человека, с которыми старший дошкольник встреча­ется в повседневной жизни, при чтении детской художественной ли­тературы, на основе выделения существенных признаков видовых и родовых понятий.

Знакомятся с родовыми понятиями «бытовая техника», «головные уборы», «постельное белье», «обувь», «одежда», «транспорт» и т. п., их дифференциацией (одежда зимняя и летняя; обувь кожаная и резино­вая; женская и мужская, детская; транспорт городской, наземный, воздушный, водный).

Узнают о роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, о ее направленности на ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда.

Получают представления об обмене ценностями в процессе про­изводства и потребления, начальное понятие о деньгах как измерителе ценности товара или услуги.

Дети постепенно вводятся в мир экономических отношений, учат­ся воспринимать рекламу как способ распространения информации о товарах и услугах. Совместно с родителями педагог стремится форми­ровать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей.

Дошкольники узнают о том, где и кем работают родители, в чем состоит ценность их труда, получают представление оматериальном благополучии семьи, её бюджете, основных доходах и расходах.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Педагог способствует формированию отчетливого понимания деть­ми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.

Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выра­жен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ре­бенку в осознании важности ответственного отношения к работе каж­дого человека для благополучия жизни всех людей (например, в мага­зинах будет большой выбор молочных продуктов, если хорошо работают доярки, рабочие цеха по приготовлению кормов, ветеринары и скотни­ки, электрики и ремонтники; если строители построили теплый коров­ник, а большие надои молока быстро доставили на молокозавод, где их стерилизовали, переработали в сыр, масло, сметану, йогурты).

Взрослый создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.

Педагог проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов (например, сумка, портфель и рюкзак), вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по су­щественным признакам.

Педагог проектирует образовательные ситуации, в которых дети осваивают речь-доказательство для обоснования связи между качест­вом труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов.

Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с по­мощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; приучаются соотносить свои желания с ма­териальными возможностями родителей.

Наши рекомендации