Труд взрослых и рукотворный мир
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дошкольники узнают о разных видах производительного (строительство, швейная промышленность, производство продуктов питания, сельское хозяйство) и обслуживающего (медицина, торговля, образование, сфера культуры и отдыха) труда. О конкретных профессиях и взаимосвязях между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. (Медсестра выполняет предписания врача; выписанное врачом лекарство можно купить в аптеке; сами лекарства изготовляются фармацевтами. Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители и крановщики осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; рекламные агенты и менеджеры осуществляют продажу квартир; их стоимость оплачивается через банк.)
Дети получают сведения о предметах материальной культуры, созданных трудом человека, с которыми старший дошкольник встречается в повседневной жизни, при чтении детской художественной литературы, на основе выделения существенных признаков видовых и родовых понятий.
Знакомятся с родовыми понятиями «бытовая техника», «головные уборы», «постельное белье», «обувь», «одежда», «транспорт» и т. п., их дифференциацией (одежда зимняя и летняя; обувь кожаная и резиновая; женская и мужская, детская; транспорт городской, наземный, воздушный, водный).
Узнают о роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, о ее направленности на ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда.
Получают представления об обмене ценностями в процессе производства и потребления, начальное понятие о деньгах как измерителе ценности товара или услуги.
Дети постепенно вводятся в мир экономических отношений, учатся воспринимать рекламу как способ распространения информации о товарах и услугах. Совместно с родителями педагог стремится формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей.
Дошкольники узнают о том, где и кем работают родители, в чем состоит ценность их труда, получают представление оматериальном благополучии семьи, её бюджете, основных доходах и расходах.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Педагог способствует формированию отчетливого понимания детьми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.
Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ребенку в осознании важности ответственного отношения к работе каждого человека для благополучия жизни всех людей (например, в магазинах будет большой выбор молочных продуктов, если хорошо работают доярки, рабочие цеха по приготовлению кормов, ветеринары и скотники, электрики и ремонтники; если строители построили теплый коровник, а большие надои молока быстро доставили на молокозавод, где их стерилизовали, переработали в сыр, масло, сметану, йогурты).
Взрослый создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.
Педагог проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов (например, сумка, портфель и рюкзак), вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по существенным признакам.
Педагог проектирует образовательные ситуации, в которых дети осваивают речь-доказательство для обоснования связи между качеством труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов.
Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с помощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; приучаются соотносить свои желания с материальными возможностями родителей.