Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

ü Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, установлению причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в данной ситуации, возмож­ной угрозой жизни и здоровью.

ü Действует неосторожно, сам становится источником возникнове­ния типичных опасных ситуаций во взаимодействии со сверстни­ками, часто травмируется.

ü Обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию взрослого. Не готов выполнять инструкции воспитателя

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Развитие игровой деятельности

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многооб­разии игр: в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режис­серских, театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содер­жанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Цель воспитателя — обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Необходимо создать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

СЮЖЕТНАЯ ИГРА

Задачи развития сюжетных игр

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знаком­ства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипли­кационных фильмов.

2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знако­мых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впослед­ствии — через сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и пове­ствование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4.Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверст­никами: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

Методы развития сюжетной игры: совместная игра воспитателя с детьми, организация развивающей среды для самостоятельной игровойдеятельности. Обогащение содержательной стороны сюжетной игрыпроисходит за счет чтения и обсуждения произведений художе­ственной литературы, бесед с детьми, в которых происходит уточнение впечатлений детей об окружающей действительности, «мозгового штурма» дня инициирования новых предложений и идей.

Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызывающие у них живой интерес.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5—6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантасти­ческие события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Па­рикмахерская» и прочее). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее ти­пичный образ магазина для детей, живущих в Санкт-Петербурге, — это гипермаркет; вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг.

Под влиянием широкого ознакомления с социальной действитель­ностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и другие.

Организация содержательных игр на социальные темы требует вы­деления отношений между людьми, которые являются основой по­строения сюжета.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию иг­ровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместите­лей до игры или по ее ходу.

Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Побуж­дает детей к отображению в сюжете бытовых действий и трудовых процессов взрослых, событий из сказок или мультфильмов, фантасти­ческих событий. Способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события.

Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры происходит в про­цессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Обогащению содержания игр способствует чтение детской худо­жественной и познавательной литературы, беседы по содержанию про­читанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий; наблюдения за деятельностью и отношениями людей раз­ных профессий. Воспитатель совместно с детьми придумывает ситуа­ции взаимодействия между людьми, события. Способствует объедине­нию в сюжете реальных и фантастических персонажей, помогает за­фиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспита­телем под диктовку детей и т. п.

Воспитатель развивает умения детей передавать действия, отноше­ния, характеры и настроения персонажей (требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка), использовать средства выразитель­ности (мимика, жесты, движения, интонация).

Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосло- жения для построения игрового сюжета. Воспитатель побуждает детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, про­являть инициативу в ролевом диалоге со сверстником, изменять ин­тонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игро­вого персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообраз­ные игровые действия: предметные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие-движение без использования предмета, сопровождаемое рече­вым комментарием). Дети учатся проговаривать часть игровых собы­тий и называть место действия. Воспитатель непосредственно вклю­чается в игру и принимает на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей.

Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помо­щью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использо­ванием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по же­ланию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Воспитатель предоставляет детям возможность создавать игровую обстановку в зависимости от замысла игры, проявлять творчество в создании игровой обстановки. Это становится возможным благодаря использованию изобразительной или продуктивной деятельности в со­здании игровой обстановки, детского коллекционирования (театраль­ные программки, билеты, открытки, значки и прочее).

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА И ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Содержанием режиссерской игры и игры-фантазирования является преимущественно опосредованный опыт ребенка: литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов. Часто в ре­жиссерской игре комбинируются события разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребенка.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Педагог поддерживает интерес детей к индивидуальным и совмест­ным режиссерским играм. Побуждает отражать в сюжете режиссерских игр содержание знакомых литературных произведений, мультиплика­ционных фильмов, вносить в них изменения (новые события, герои), придумывать новые сюжеты по аналогии с известными. Создает усло­вия для фиксирования новых сюжетов при помощи .записей, пикто­грамм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений.

В совместной режиссерской игре с воспитателем, в которой взрослый управляет одним из персонажей, дети самостоятельно управляют 1—2 иг­рушками, изменяют интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигают игрушку по игровому полю, имитируют движения персонажей, используют звукоподражание, комментируют события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивают поступки героев.

Воспитатель поддерживает стремление детей к согласованию раз­вития сюжета со сверстниками, координации движения персонажей по игровому полю, ведению диалогов от имени игровых персонажей. Предоставляет возможность для проявления творчества при создании обстановки для режиссерской игры: в подборе необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформлении игрового поля (лес, волшеб­ная поляна, дом и т.п.). С помощью воспитателя дошкольники используют полифункциональный игровой материал, участвуют в со­здании полифункционального игрового материала в совместной с вос­питателем деятельности. Принимают участие в совместной с воспита­телем игре-фантазировании. В совместной игре с воспитателем ис­пользуют прием частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), согласовы­вают придуманные события с замыслами других игроков.

В театральных играх с помощью педагога и самостоятельно дети определяют место для «сцены» (ограждают, ставят ширмочки), созда­ют игровую обстановку (готовят простейшие декорации — домики, силуэты деревьев; цветными шнурами или ленточками изображают «реку», «дорожку»), согласовывают свои действия с действиями других «артистов». Дошкольники действуют и говорят от имени разных пер­сонажей, отражают в игре содержание любимых литературных произ­ведений, комбинируют сюжеты.

В играх-имитациях дети осваивают умение выразительно и деталь­но передавать разнообразные игровые образы, имитировать характер­ные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональ­ные состояния (медвежонок увидел бабочку и убежал за ней; мама- медведица ищет медвежонка, горюет, прислушивается к звукам леса, находит медвежонка, ласкает его, радуется; медвежонок счастлив).

Дети говорят, исполняют стихи, поют песенки в соответствии с игровым образом (медведица говорит густым, низким голосом, ма­ленький зайчонок поет песенку тоненьким голоском).

Наши рекомендации