Женские зимние русские народные головные уборы
Холодная русская зима делала необходимыми тёплые головные уборы. Это были, прежде всего, меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями, а иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.
Шапки были нескольких видов.
Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылке была дополнительная опушка из меха.
Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щёки.
Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.
Поверх тёплой меховой шапки надевали ещё и платок-фату. И для тепла, и для красы.
Пошив женского головного убора
Борушка
КОКОШНИК-борушка (XIX в., Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) - закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твёрдой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стёклами.
Выкройка состоит из 4-х деталей: теменной части, деталей верхней части переда: 1 маленькая (для изнаночной стороны), одна большая (для присборенной лицевой стороны), налобной части. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Вырезать 6 деталей: 2 детали теменной части изделия, лицевая сторона из красного атласа с рисунком, изнаночная - из красного ситца; 2 детали верхней части переда – одна маленькая из красного ситца, одна большая – из красного атласа с рисунком; 2 детали налобной части: лицевая - из плотной шторной ткани, цвет – светлое золото, изнаночная - из красного ситца.
2. Продублировать все детали подклада и лицевой стороны, кроме большой детали верхней части переда. По краю большой детали (лицевой стороны) верхней части переда по линии будущего шва проложить шов «вперёд иголку» для стягивания и формирования сборки.
3. Стянуть деталь до размеров малой детали (подклада) верхней части переда, сложить изнанка а изнанке, сформировать красивые складки, соединить две детали.
4. Сложить лицевую сторону налобной части с лицевой стороной верхней части переда, отцентровать, соединить детали по длине верхней части.
5. Присоединить подклад налобной части, наложив его лицевой стороной вниз и пришив по уже имеющемуся шву.
6. Вывернуть сшитые детали. Швы соединения деталей находится внутри, между лицевыми и изнаночными слоями налобной части изделия.
Приложить лицевую сторону теменной части изделия к лицевой стороне верхней части переда, отцентровать, соединив её с верхней частью переда. Для придания большей прочности присоединить укороченную теменную деталь, вырезанную из вспененного полиэтилена.
С другой стороны приложить изнаночную сторону теменной части (подклад) лицевой стороной внутрь, отцентровать, соединив её с верхней частью переда.
7. Швы соединения деталей находятся внутри, между лицевыми и изнаночными слоями изделия.
8. Соединить оставшиеся свободными края теменной части и налобной части изделия.
9. Обработать нижние срезы деталей лицевой и изнаночной стороны теменной части, подогнув их внутрь, застрочив и проложив ещё одну строчку для вдевания резинки. Вдеть резинку и закрепить.
10. Обработать свободные срезы деталей лицевой и изнаночной стороны налобной части. Сначала выровнять их и сметать на расстоянии 2 см от среза, затем подогнуть их внутрь, заметать, соединить по сгибу потайным швом.
11. По линии потайного шва оформить изделие бисерной тесьмой.
Сборник
КОКОШНИК-СБОРНИК, начало XIX века, Симбирская губерния (Ульяновский краеведческий музей, город Ульяновск), атлас, лён, золотное шитьё, ручная работа.
Кокошник состоит из твёрдого очелья и мягкого донца из красной атласной ткани. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперёд и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованные райские кущи.
Выкройка состоит из 3-х деталей: теменной части, налобной части, маленькой налобной части.
На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Вырезать 9 деталей:
– 4 детали теменной части изделия: лицевая сторона из красного бархата, изнаночная – из красного ситца, детали из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию;
– 5 деталей лобной части: 1 маленькая деталь из плотной шторной ткани золотого цвета, лицевая сторона из красного бархата, изнаночная – из красного ситца, детали из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию.
2. Усилить лицевые части изделия клеевой тканью, причём, на теменной детали клеевая укороченного размера.
3. На лицевую сторону лобной детали из бархата наложить деталь из золотой ткани, отцентровать, пришить. Соединить три слоя лобной части: лицевую, прокламин и вспененный полиэтилен.
4. Укоротить детали теменной части из прокламина и вспененного полиэтилена примерно до линии клеевого усиления. Сложить три слоя теменной части: лицевую, прокламин и вспененный полиэтилен, соединить их вместе.
5. Сложить лобную и теменную части изделия лицевыми сторонами друг к другу, отцентровать, соединить до угла.
6. Оставшиеся свободными края теменной части присобрать, пришить к торцевой стороне лобной части.
7. Соединить лобную и теменную части подклада таким же образом.
8. Вставить готовый подклад в подготовленную лицевую часть изделия, отцентровать, изредка соединить между собой припуски на швы, чтобы в готовом виде подклад не выворачивался. Нижний край изделия обработать косой бейкой золотого цвета с лицевой стороны на машине, с изнанки – потайным швом.
9. Готовое изделие отделать клеевой аппликацией. По линии пришивания косой бейки пришить витую золотую тесьму.
Каблучок
КОКОШНИК (каблучок) - XVIII век, Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей, г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку. Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшита металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике «низание».
Выкройка состоит из двух деталей: лобной и теменной. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Выкроить 3 слоя теменной части: лицевая сторона из красной парчи с рисунком, усиленная клеевой прокладкой, подклад из цветного сатина, внутренний слой из вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
2. Выкроить 3 слоя лобной части: лицевая сторона из красной парчи с рисунком, усиленная клеевой прокладкой, подклад из цветного сатина, внутренний слой из вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
3. Соединить 2 слоя каждой части вместе (лицевая сторона и внутренний слой), прошив по периметру швом «вперёд иголку».
4. Сложить части лицевой стороной внутрь, отцентровать, соединить между собой.
5. Сшить две детали подкладки.
6. Вставить подклад в изделие, совместить швы, соединить по нижнему краю швом «вперёд иголку».
7. Вырезать полоску светло-золотой парчи по ширине ткани, шириной примерно 4 см, обработать нижний край изделия как косой бейкой, с лицевой стороны на швейной машине, с изнанки – вручную потайным швом.
8. По линии низа оформить изделие бисерной тесьмой.
Симбирская шапочка
КОКОШНИК типа повойника, середина XIX века, Симбирская губерния (Ульяновский краеведческий музей, город Ульяновск). Высокая бархатная шапочка на плотной картонной основе. Конструкция кокошника состоит из двух частей: высоты, причём, передняя часть её выше, чем теменная, и донца каплевидной формы. Бархатная ткань, из которой выполнен кокошник, расшита узорами растительного орнамента металлическими нитями золотого цвета.
Технология пошива:
Выкройка состоит из двух деталей: высокого очелья и донца. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
1. Выкроить 4 слоя детали очелья шапочки: лицевая сторона из плотной шторной ткани с рисунком, подклад из цветного ситца, 2 внутренних слоя из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы. Выкроить 4 слоя детали донца: лицевая сторона из плотной шторной ткани с рисунком, подклад из цветного ситца, 2 внутренних слоя из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
2. Усилить детали, выкроенные из плотной шторной ткани с рисунком, клеевой прокладкой.
3. Сложить все 4 слоя вместе, уровнять, сколоть.
4. Соединить все 4 слоя, прошив швом «вперёд иголку» по краю.
5. Обработать низ изделия косой бейкой светло-золотого цвета.
6. По коротким срезам детали очелья выполнить обработку окантовочным швом тканью в цвет рисунка изделия, одновременно продлив ткань и сформировав завязки.
7. Сложить вместе очелье и донце изнанку к изнанке, отцентровать, сметать, сшить на машине. Обработать выступающий с лицевой стороны шов косой бейкой светло-золотого цвета.
По всем краям косой бейки (кроме внутренней) выполнить отделку золотым шнуром.
Содержание
1. Комплекс одежды женского русского народного костюма…………… | |
Северный комплекс одежды………………………………………………… | |
Средневеликорусский комплекс одежды………………………………….. | |
Южный комплекс одежды………………………………………………….. | |
2. Головные уборы…………………………………………………………….. | |
Девичий головной убор…………………………………………………….. | |
Женский головной убор……………………………………………………. | |
3. Пошив женского головного убора………………………………………… | |
Борушка……………………………………………………………………… | |
Сборник……………………………………………………………………… | |
Каблучок……………………………………………………………………… | |
Симбирская шапочка……………………………………………………….. |
Областное государственное бюджетное учреждение культуры
«Центр народной культуры Ульяновской области»