Женского русского народного костюма
Н.А. Клыкова
ГОЛОВНОЙ УБОР
КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
ЖЕНСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Методические рекомендации
По пошиву головных уборов
Для вокальных и танцевальных народных коллективов
Ульяновск
Центр развития и сохранения фольклора продолжает серию методических сборников, разработанных руководителями студий декоративно-прикладного искусства, где они делятся опытом своей работы.
Наталья Александровна Клыкова, руководитель народной студии «Белошвейка», предлагает вашему вниманию методическое пособие «Головной убор как неотъемлемая часть женского русского народного костюма», разработанное для руководителей и участников вокальных и танцевальных коллективов народного плана.
Автор имеет немалый опыт и знания в области народного костюма и ратует за то, чтобы творческие коллективы, исполняющие фольклорный репертуар, не допускали ошибок в сценических костюмах. Подбор комплекса одежды фольклорного коллектива, будь то этнографический, реконструированный или стилизованный костюм, должен соответствовать возрасту участников и концертному репертуару. Безусловно, что каждый народный костюм должен иметь и соответствующий головной убор.
В данном издании представлен информационный материал по женскому русскому народному костюму и головным уборам и даны практические советы, своеобразный мастер-класс по пошиву женских головных уборов к русскому народному костюму.
В своём методическом пособии Н.А. Клыкова предлагает четыре варианта женских головных уборов, в том числе два – Симбирской губернии, подробно описывая и наглядно демонстрируя каждый этап работы.
1. Комплекс одежды женского русского народного костюма
Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - понёвы.
Северный комплекс одежды
На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Для каждой части рубахи было своё традиционное орнаментальное решение.
В XVIII - первой половине XIX вв. сарафаны делали из однотонной, без узора, ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, чёрной домотканой шерсти. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространённым был сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усечённого конуса с большим расширением книзу (до 6 метров), придающий фигуре стройность.
В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стёганые на вате, с рукавами. С сарафаном носили кокошник. Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетёными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьём, цветной фольгой, гранёными стразами.
Женская фигура имела величавую стройность, придаваемую ей сарафаном.
Южный комплекс одежды
На Юге носили рубаху, юбку-понёву и кичку. В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью поликов - деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми, места присоединения полик украшались тесьмой, вышивкой, кружевом.
Линия низа в рубахах южных районов украшается более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шёлковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шёлковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету.
Понёва - поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для понёвы, - чаще всего тёмно-синяя, чёрная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором. Будничные понёвы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные понёвы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом, блестками. По конструкции понёва представляет собой три-пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понёва могла быть глухой и распашной. Распашные понёвы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае понёву орнаментировали с изнанки.
Линия талии, выявляемая понёвой, обычно маскировалась напуском рубахи или передником. Часто поверх рубахи, понёвы и передника надевался навершник - распашная или нераспашная одежда из шерсти или холста (прямой силуэт). Навершник отделывали тканой или плетёной тесьмой по горловине, борту, низу изделия и низу рукавов.
Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, понёвы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру.
Итак, комплекс одежды женского русского народного костюма:
Северный | Средневеликорусский | Южный |
Рубаха Сарафан Душегрея Передник Пояс Головной убор | Рубаха Сарафан Лакомка Передник Пояс Головной убор | Рубаха Понева Навершник Передник Пояс Головной убор |
Повсеместно – лапти, поршни, валенки, позже сапожки |
Головные уборы
Головной убор в женском русском национальном костюме - это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды.
Традиция покрывания женщиной головы уходит в далёкое прошлое и связана с представлениями о магической силе волос. Свитые, спутанные женские волосы - «колтун» - в народных представлениях воспринимались как связь с потусторонним миром, принадлежность ведьмы, колдуньи. Особое внимание уделялось волосам на висках. Считалось, что здесь может прицепиться нечистая сила. Поэтому ещё с языческих времён волосы на висках прятали под повязки, ленты и т.д. Распущенные волосы и для девушек, и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.
На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же, как и причёска. Если, коса – это девичья краса, её можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. Девушки заплетали волосы в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора: у женщины – покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми.
Видов головных женских уборов было достаточно много. Головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить, издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии, каждом уезде была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала, из которого он был сделан.
Девичий головной убор
Единственной русской причёской незамужних барышень была одна коса. Причём, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.
Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в тёплое время года).
При всём разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие.
Материал, который шёл в дело, разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из берёзовой или липовой коры, живые или искусственные цветы.
Платок – складывался по диагонали и повязывался вокруг головы, концы оставались свисающими сзади.
Перевязка – изготавливалась из полоски плотной ткани, обшитой золотыми или цветными нитками. Концы можно было завязывать в виде банта.
Обруч – это обшитый тканью круг из древесной коры или картона, украшенный бисером или камнями, перьями, жемчугом.
Венок – декоративный обруч из живых или искусственных цветов.
Коруна (от корона) или высокий венец (до 10 см) – использовали в качестве праздничных головных уборов. Делали её на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками». Наиболее высокие зубцы располагались надо лбом, что выгодно подчеркивало черты лица девушки. Коруны также украшали жемчугом, драгоценными камнями, подвесками.
Все эти головные уборы как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом, рубленым перламутром, бисером и даже камнями. Ведь они должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и способствовать удачному замужеству.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Они были чаще всего в виде треугольников из бересты и имели вверху петлю, в которую продевался шнур или тесьма, вплетавшаяся в косу. Эти пластины обтягивали тканью и щедро украшали бусинами, вышивками кружевами. Мотивами орнаментов служили растительные узоры, фигуры птиц.
Женский головной убор
На русской свадьбе существовал ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по-взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами, в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.
Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара, и она с мужем – пара. А ещё две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетённые таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась.
После вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз.
Выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим.
По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом выставлять напоказ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) - было для женщины большим бесчестьем.
Выйти из дома на улицу «непокрытой», «простоволосой» даже в начале XX века считалось недопустимым.
Чем покрывали голову замужние женщины?
Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией.
Повойник – головной убор замужних женщин в виде мягкой полотняной шапочки с твёрдым очельем, который полностью закрывал волосы. Две косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. В XIII веке на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него надевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со второй половины XIX века повойники стали надевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани.
Поверх всего этого одевали волосник.
Волосник – шёлковая шапочка у замужних русских женщин (XVI – XVIII вв.), иногда стёганая, надевавшаяся на повойник.
Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.
Кика или кичка – верхний женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твёрдых материалов, например, бересты или стёганого материала. Рога, по вере наших предков, обладали большой оберегающей силой, а также обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
Кика, носилась поверх повойника и состояла из обруча, чехла-«сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол-«сороку» и позатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.
Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понёва. Копытообразные кички встречались в северных регионах.
Кичка – это нарядный головной убор, который отличается разнообразием и декоративностью решения. В основном их изготавливали изо льна или парчи, а также украшали позолоченными или серебряными нитями. Для украшения кички использовали вышивку, а также бусины, стекла, жемчуг, кружева. К передней части (очелью) головного убора крепили плетёную сетку или бахрому из бус или жемчуга.
Позатыльник – необходимый элемент каждого кичкообразного убора, выполнялся бисером или из ткани (часто из парчи), подвязывался сзади, чтобы закрыть сзади кички волосы женщины.
Сорока – род повязки с твёрдым околышем. Она являлась верхней украшенной частью кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала её рогатость. Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку. Она состояла из твердого очелья, хвоста и крыльев-завязок. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Позже сорока стала самостоятельным головным убором. Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
К концу XIX – началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.
Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьём. Поверх убруса надевали ювелирные украшения. Существовало множество вариантов повязывания убруса.
Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок.
Кокошник – наиболее характерный старинный русский головной убор. В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), кокошник сначала был только праздничным головным убором, даже свадебным и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но, если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи стали носить кокошник.
Молодые женщины носили его по большим праздникам со дня свадьбы до рождения первого ребёнка, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших сёлах, в монастырях и продавали на ярмарках.
Кокошники различались по конструкции и способам украшения. В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник, двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник и т.д.
Изготавливались кокошники обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.
Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, и кокошник был не только украшением женщины, но и её оберегом.
Старинный женский костюм мог многое рассказать о женщине. По одежде определяли возраст и семейное положение, место проживания и профессию, уровень достатка. Особенно важным элементом костюма считался головной убор. С помощью него женщина старалась подчеркнуть свои достоинства, обратить на себя внимание.
В обиход вошли кокошники в виде различных шапочек, которые состоятельные горожанки носили и в более старшем возрасте. Головной убор зачастую имел достаточно замысловатую конструкцию, ярко и сложно украшался.
Кокошники из бархата, расшитые золотными нитями, в форме высокой цилиндрической шапки с плоским дном и ажурной поднизью из бисера, имели распространение в северозападных губерниях России. Обычно поверх кокошника надевался платок.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании счастливую семейную жизнь.
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохраняет архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования.
Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданого невесты из зажиточной семьи.
Борушка
КОКОШНИК-борушка (XIX в., Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд) - закрытый женский праздничный головной убор, состоящий из очелья на твёрдой основе и донца. Донце собрано в сборки и пришито к очелью, слегка выступая над его передней частью. Борушка украшена золотной вышивкой, перламутром, стёклами.
Выкройка состоит из 4-х деталей: теменной части, деталей верхней части переда: 1 маленькая (для изнаночной стороны), одна большая (для присборенной лицевой стороны), налобной части. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Вырезать 6 деталей: 2 детали теменной части изделия, лицевая сторона из красного атласа с рисунком, изнаночная - из красного ситца; 2 детали верхней части переда – одна маленькая из красного ситца, одна большая – из красного атласа с рисунком; 2 детали налобной части: лицевая - из плотной шторной ткани, цвет – светлое золото, изнаночная - из красного ситца.
2. Продублировать все детали подклада и лицевой стороны, кроме большой детали верхней части переда. По краю большой детали (лицевой стороны) верхней части переда по линии будущего шва проложить шов «вперёд иголку» для стягивания и формирования сборки.
3. Стянуть деталь до размеров малой детали (подклада) верхней части переда, сложить изнанка а изнанке, сформировать красивые складки, соединить две детали.
4. Сложить лицевую сторону налобной части с лицевой стороной верхней части переда, отцентровать, соединить детали по длине верхней части.
5. Присоединить подклад налобной части, наложив его лицевой стороной вниз и пришив по уже имеющемуся шву.
6. Вывернуть сшитые детали. Швы соединения деталей находится внутри, между лицевыми и изнаночными слоями налобной части изделия.
Приложить лицевую сторону теменной части изделия к лицевой стороне верхней части переда, отцентровать, соединив её с верхней частью переда. Для придания большей прочности присоединить укороченную теменную деталь, вырезанную из вспененного полиэтилена.
С другой стороны приложить изнаночную сторону теменной части (подклад) лицевой стороной внутрь, отцентровать, соединив её с верхней частью переда.
7. Швы соединения деталей находятся внутри, между лицевыми и изнаночными слоями изделия.
8. Соединить оставшиеся свободными края теменной части и налобной части изделия.
9. Обработать нижние срезы деталей лицевой и изнаночной стороны теменной части, подогнув их внутрь, застрочив и проложив ещё одну строчку для вдевания резинки. Вдеть резинку и закрепить.
10. Обработать свободные срезы деталей лицевой и изнаночной стороны налобной части. Сначала выровнять их и сметать на расстоянии 2 см от среза, затем подогнуть их внутрь, заметать, соединить по сгибу потайным швом.
11. По линии потайного шва оформить изделие бисерной тесьмой.
Сборник
КОКОШНИК-СБОРНИК, начало XIX века, Симбирская губерния (Ульяновский краеведческий музей, город Ульяновск), атлас, лён, золотное шитьё, ручная работа.
Кокошник состоит из твёрдого очелья и мягкого донца из красной атласной ткани. Передняя часть очелья выдвинута под углом вперёд и украшена полосами галуна. На боковых частях очелья и донца золотыми нитями вышиты узоры, изображающие стилизованные райские кущи.
Выкройка состоит из 3-х деталей: теменной части, налобной части, маленькой налобной части.
На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Вырезать 9 деталей:
– 4 детали теменной части изделия: лицевая сторона из красного бархата, изнаночная – из красного ситца, детали из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию;
– 5 деталей лобной части: 1 маленькая деталь из плотной шторной ткани золотого цвета, лицевая сторона из красного бархата, изнаночная – из красного ситца, детали из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию.
2. Усилить лицевые части изделия клеевой тканью, причём, на теменной детали клеевая укороченного размера.
3. На лицевую сторону лобной детали из бархата наложить деталь из золотой ткани, отцентровать, пришить. Соединить три слоя лобной части: лицевую, прокламин и вспененный полиэтилен.
4. Укоротить детали теменной части из прокламина и вспененного полиэтилена примерно до линии клеевого усиления. Сложить три слоя теменной части: лицевую, прокламин и вспененный полиэтилен, соединить их вместе.
5. Сложить лобную и теменную части изделия лицевыми сторонами друг к другу, отцентровать, соединить до угла.
6. Оставшиеся свободными края теменной части присобрать, пришить к торцевой стороне лобной части.
7. Соединить лобную и теменную части подклада таким же образом.
8. Вставить готовый подклад в подготовленную лицевую часть изделия, отцентровать, изредка соединить между собой припуски на швы, чтобы в готовом виде подклад не выворачивался. Нижний край изделия обработать косой бейкой золотого цвета с лицевой стороны на машине, с изнанки – потайным швом.
9. Готовое изделие отделать клеевой аппликацией. По линии пришивания косой бейки пришить витую золотую тесьму.
Каблучок
КОКОШНИК (каблучок) - XVIII век, Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей, г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из двух частей - лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку. Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшита металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике «низание».
Выкройка состоит из двух деталей: лобной и теменной. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
Технология пошива:
1. Выкроить 3 слоя теменной части: лицевая сторона из красной парчи с рисунком, усиленная клеевой прокладкой, подклад из цветного сатина, внутренний слой из вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
2. Выкроить 3 слоя лобной части: лицевая сторона из красной парчи с рисунком, усиленная клеевой прокладкой, подклад из цветного сатина, внутренний слой из вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
3. Соединить 2 слоя каждой части вместе (лицевая сторона и внутренний слой), прошив по периметру швом «вперёд иголку».
4. Сложить части лицевой стороной внутрь, отцентровать, соединить между собой.
5. Сшить две детали подкладки.
6. Вставить подклад в изделие, совместить швы, соединить по нижнему краю швом «вперёд иголку».
7. Вырезать полоску светло-золотой парчи по ширине ткани, шириной примерно 4 см, обработать нижний край изделия как косой бейкой, с лицевой стороны на швейной машине, с изнанки – вручную потайным швом.
8. По линии низа оформить изделие бисерной тесьмой.
Симбирская шапочка
КОКОШНИК типа повойника, середина XIX века, Симбирская губерния (Ульяновский краеведческий музей, город Ульяновск). Высокая бархатная шапочка на плотной картонной основе. Конструкция кокошника состоит из двух частей: высоты, причём, передняя часть её выше, чем теменная, и донца каплевидной формы. Бархатная ткань, из которой выполнен кокошник, расшита узорами растительного орнамента металлическими нитями золотого цвета.
Технология пошива:
Выкройка состоит из двух деталей: высокого очелья и донца. На доске с разметкой по 1 см приведена выкройка в натуральную величину.
1. Выкроить 4 слоя детали очелья шапочки: лицевая сторона из плотной шторной ткани с рисунком, подклад из цветного ситца, 2 внутренних слоя из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы. Выкроить 4 слоя детали донца: лицевая сторона из плотной шторной ткани с рисунком, подклад из цветного ситца, 2 внутренних слоя из прокламина и вспененного полиэтилена для придания большей прочности изделию. Все детали выкраиваются без припусков на швы.
2. Усилить детали, выкроенные из плотной шторной ткани с рисунком, клеевой прокладкой.
3. Сложить все 4 слоя вместе, уровнять, сколоть.
4. Соединить все 4 слоя, прошив швом «вперёд иголку» по краю.
5. Обработать низ изделия косой бейкой светло-золотого цвета.
6. По коротким срезам детали очелья выполнить обработку окантовочным швом тканью в цвет рисунка изделия, одновременно продлив ткань и сформировав завязки.
7. Сложить вместе очелье и донце изнанку к изнанке, отцентровать, сметать, сшить на машине. Обработать выступающий с лицевой стороны шов косой бейкой светло-золотого цвета.
По всем краям косой бейки (кроме внутренней) выполнить отделку золотым шнуром.
Содержание
1. Комплекс одежды женского русского народного костюма…………… | |
Северный комплекс одежды………………………………………………… | |
Средневеликорусский комплекс одежды………………………………….. | |
Южный комплекс одежды………………………………………………….. |