Диагностика взаимоотношений в группе
Цель— определения взаимоотношений в группе методом» Социометрия».
Оснащение: список группы и опросный лист (протокол) с вопросами эмоционального содержания; бланк социометрической матрицы и свободным местом (отдельным листом) для построения социограммы и вычисления социометрического индекса.
Описание методики: Метод «Социометрия» разработан Дж. Морено в настоящее время имеет много модификаций. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные
Порядок выполнения работы:
Подготовка исследования: Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия, и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора.
Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга).
В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»).
После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Порядок исследования: Перед началом опроса проводиться инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции: «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.
После этого проводиться опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. «В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
а) количество выборов ограничивается 3—5,
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает),
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение: за отрицательный выбор.
В настоящем лабораторной работе предлагается использовать первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трёх человек. Вопросы в прямой форме составлены позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О._____________________________________________________________________
Группа ____________________________________________________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т. д.), с учетом отсутствующих.
1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
а)
б)
в)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а)
б)
в)
3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
а)
б)
в)
Обработка и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
№№ | ФИО | Итого | ||||||||||
Кол-во Выборов | ||||||||||||
Кол-во взаимных выборов |
Пример социометрицы
№№ | ФИО | Итого | |||||||||||
И…ва | √2 | ||||||||||||
П....В | √3 | ||||||||||||
С....в | |||||||||||||
Г...ва | |||||||||||||
Д....В | |||||||||||||
З...на | √3 | ||||||||||||
Л....н | √3 | ||||||||||||
К....на | |||||||||||||
Ж....Н | √2 | ||||||||||||
Р...ва | √1 | √1 | (3) | ||||||||||
Т....на | √2 | (3) | |||||||||||
Кол-во Выборов | |||||||||||||
Кол-во взаимных выборов |
Взаимные выборы обводятся кружком (берутся в скобки); или полукругом (знак корня) - если взаимность неполная.
Количество полученных взаимных выборов (К) — социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (∑ВВ).
,
где n – число членов группы.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» - ИГС:
Показатель хорошей групповой сплоченности: 0,6-0,7.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени».
Пример схемы-«мишени»
Где
○ – Девочки ▲— Мальчики
→ односторонний выбор ↔ взаимный выбор
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг — это так называемая «зона звезд» в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
П) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
ППТретий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV) Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
3. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество:
1) сделанных выборов;
2) полученных выборов;
3) взаимных выборов;
4) полученных отклонений;
5) сделанных отклонений;
6) взаимных отклонений.
Для каждого члена группы можно определить «индекс социометрического статуса индивида в группе» (S):
,
где S - социометрический статус данного члена группы;
R - полученные им выборы и отклонения;
n - кол-во членов в группе.
А также «индекс удовлетворенности» (Куд) своим положением в группе:
Куд = число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.
Литература:
Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
Р.А.Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 103-113.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6: