Ольга Сидоренко. Интервью с Саймоном Борг-Оливером

Ольга Сидоренко. Интервью с Саймоном Борг-Оливером

Саймон Борг-Оливер - директор "Йога Синерджи", одной из наиболее давних и уважаемых школ йоги в Австралии. Стиль Йога Синерджи основывается на глубоком понимании анатомии и физиологии йоги, традиционной Хатха йоги. Саймон преподает йогу с 1982, он также занимается физиотерапией, читает лекции в университете, занимается научными исследованиями.

В этом интервью Саймон расскажет о себе, особенностях своего, проверенного временем метода. Также вы узнаете о том, чем отличается современная йога от традиционной, как нужно практиковать, чтобы не покалечиться и в то же время максимально приблизиться к великим йогам, о духовной и физической составляющей йоги, о взаимоотношениях как важном элементе практики и других интересных аспектах.

Читайте с удовольствием!

Ольга Сидоренко

Интервью с Саймоном Борг-Оливером

"Традиционная йога для современного тела"

Ольга Сидоренко. Интервью с Саймоном Борг-Оливером - student2.ru Расскажите для начала о своих интересах и увлечениях.

Около 10-ти лет назад моим основным интересом была йога. Но с тех пор я обзавелся двумя детьми - дочке уже восемь и пятилетний мальчик. И они стали моей основной страстью. Чем больше провожу с ними времени, тем больше убеждаюсь, что это - высшая йога. Я считаю, что йога - это в первую очередь отношения. Так что отношения с детьми и женой - мое самое большое увлечение.

Так вы большую часть времени проводите со своей семьей?

К сожалению, большую часть времени приходится зарабатывать деньги на семью, так как Сидней довольно дорогой город.

Вы здесь родились?

Нет, я родился на Мальте. Мой отец привез меня сюда, когда мне было восемь лет. И я счастлив, что он принял это решение, так как считаю Австралию самой замечательной страной из всех, где приходилось бывать.

Как вы пришли в йогу?

Мой отец был фридайвером, он научил меня, тогда еще шестилетнего ребенка, пранаямам, которые использовал сам. Вот так я начал свое знакомство с йогой. Затем, через год-два, я встретил атлета из южно-африканской республики Родезии - Базеля Брауна, который мне показал различные бандхи - уддияну, наули и другие.

И вы практиковали все это еще ребенком?

Да, я все это делал регулярно. Мне было около 17 лет, когда я попал на свой первый класс по йоге. А также я познакомился и общался с ламой, который меня посвящал в философию тибетской йоги. Но мне быстро наскучили занятия по хата йоге, на которых мы вслед за учителем повторяли разные забавные позы, а потом немного спали во время расслабления - я не понимал,зачем все это. Так что я перешел на спортивную ходьбу и бег, в мои 20 они мне казались более занимательными.

Мне, можно сказать, повезло, когда в возрасте 22-23, после слишком усердного бега у меня начались проблемы со спиной и коленями. Тогда я начал посещать свои первые терапевтические занятия по йоге. Вот тогда я увлекся уже серьезно.

Я даже поехал к Айенгару в Индию, а потом и к Паттабхи Джойсу, это было в начале 80-х. Тогда же я и начал преподавать сам.

Можно сказать, что именно этот аспект делает ваш метод уникальным?

Если наш метод и уникальный, то только в мире современной йоги. Так как это именно то, чем занимаются все традиционные йоги. И именно благодаря такой практике они достигают удивительных результатов. Это то, чему меня научили мои учителя - у меня было много хороших индийских, западных, китайских и тибетских учителей.

Вы часто утверждаете, что йога вам дала множество преимуществ, которыми вы хотите делиться с людьми. Что именно вам дала йога?

О, их очень много:

Самое важное для меня преимущество - я стал хорошим отцом, и надеюсь, мужем.

Как вы думаете, практикой йоги можно развить у себя сверх способности?

В первую очередь я стараюсь добиться того, чтобы тела моих учеников стали на одну ступеньку ближе к естественному состоянию. Затем, обретя естественное состояние - а на это может уйти вся жизнь, уже можно стремиться к сверхъестественному (к сидхам).

Но большинство людей приходят в йогу с обычным телом и возможностями, далекими от естественности, и начинают сразу пытаться делать сверхъестественные вещи.

Что для вас гармония?

Гармония - это мирные конструктивные отношения с окружающими людьми, с собой и между частями тела. Если физическое тело находится в гармонии, вы не будете ощущать свои связки, бедра или плечи, когда они двигаются. Только чувство боли заставляет вас задуматься, что необходимо что-то делать со своим телом. Многие не заботятся о здоровье до тех пор, пока не заболеют. Я считаю, что человек должен быть в какой-то степени просветленным, чтобы начать практиковать йогу до того, как заболеет или почувствует себя несчастным. :)

Очень часто людей останавливает то, что приверженцы здорового образа жизни выглядят не очень цветущими. И люди думают: "Он (она) выглядит не лучше меня, хотя и ведет здоровый образ жизни". Этому есть простое объяснение, эти активисты здоровой жизни - просто больные люди, которые пытаются излечиться!

Я верю в концепцию Ишварапранидхана, один из вариантов перевода, и наиболее удачный, на мой взгляд, это - любовь. И эта любовь должна брать начало из любви к себе. Между вашим разумом и душой должны быть отношения, как между родителем и ребенком.

Люди часто говорят, до тех пор, пока у тебя не появился ребенок, ты не знаешь настоящей любви, так как родительская любовь часто несравнимо глубже, чем любовь к другим людям.

В йоге мы создаем отношения между нашими умом и душой, подобные отношениям между родителем и ребенком - наш ум подобен любящему родителю, а душа - ребенку. Все мы когда-то были детьми и у нас были родители, очевидно, что наша душа нуждается в любви. Когда становишься родителем, тогда начинаешь лучше понимать, как должен вести себя ум по отношению к душе. Конечно, есть те, кто понял эту аналогию и без опыта родительства, но мне понадобилось стать отцом прежде, чем я понял, что такое любовь и как она работает в случае отношений ум-душа.

Вселенная полна любви и доброты, это и есть гармония для меня.

Ольга Сидоренко. Интервью с Саймоном Борг-Оливером - student2.ru Считаете ли вы, что йога - это для всех? Или же только для тех, кто не может не практиковать - как вы, например?

Если говорить о том физическом аспекте йоги, которому сейчас как правило учат - это для очень ограниченного круга людей. Но если говорить о той йоге, о которой говорю я - когда тело движется настолько глубоко, насколько это возможно и безболезненно, в пределах комфорта, где основной принцип - вытяжение и расслабление, движение из центра, из манипуры, дыхание спокойное, никакого стресса и чрезмерного напряжения. Такая йога подойдет любому человеку. Но даже не смотря на это, есть некоторые люди, которым лучше заняться чем-то другим, например, расслабленной ходьбой, бегом, серфингом. В конце концов, йога работает с телом, но это - практика для ума. Многим людям куда проще достичь йогического состояния ума в процессе простых повседневных занятий, как ходьба, бег или даже мытье посуды. Мытье посуды оказывается хорошей йогой для некоторых людей. Другим же нужно просто спокойно посидеть, чтобы их ум обрел покой и расслабился.

Я уверен, что принципы ментальной и физической практики доступны всем. Возможно даже, что почти у каждого в жизни найдется практика, благодаря которой он остается здоровым и его ум концентрируется. Например, мой отец был самым сфокусированным человеком из всех, с кем приходилось общаться, он мог прочесть тысячи страниц сложного манускрипта только на предмет грамматических ошибок. Это требует огромной концентрации внимания, и можно назвать это ментальной йогой. Некоторые люди просто очень хорошо выполняют свою работу - и это тоже йога в своем роде. Здорово, когда получается найти йогу не только для ума, но и для тела. Я в первую очередь стараюсь давать йогу для тела, которая в то же время приносит умиротворение уму, энергию телу, расслабление в процессе практики. И когда практика заканчивается, то возникает ощущение, что вы хорошо отдохнули, поспали и насытились, то есть после практики не должно возникать ощущение усталости и голода. Если вы голодны и изможденны, это не йога, это - сжигание калорий.

Используете ли вы в своей практике и преподавании методы из других дисциплин, например, из танцев?

Да, иногда я использую танец, после того как научил людей совершать движения более расслабленно и свободно, я прошу их потанцевать. И они танцуют в таком случае намного лучше, чем до этого. Я учу их ходить, бегать и совершать другие повседневные движения более расслабленно и естественно.

Мы сами себя ограничиваем, думая, что асанами являются только те или иные положения тела. Но возьмем к примеру ходьбу - во время нее мы все чередуем незначительные скручивания и небольшие наклоны в сторону. То же самое можно сказать и про плавание кролем. Когда вы начинаете понимать принцип движения позвоночника, вы можете его внедрить и для повседневных движений, тогда асаны начнут проявляться в каждом вашем движении. Очень полезно это осознавать.

Еще один пример - боевые искусства, йогические принципы присутствуют в боевых искусствах и наоборот. Понимание йоги делает изучение боевых искусств более простым, если же вы начали с изучения боевых искусств, то йогическая практика может быть более напряженной и жесткой.

Есть так называемые внешние и внутренние боевые искусства. Иногда тай-чи относят к внутреннему типу, а, например, каратэ - к внешнему. Максимальная сила в случае внешних боевых искусств достигается на выдохе. В случае внутренних - на вдохе. Удар производится со вдохом, и такой вариант удара оказывается гораздо более мощным, когда научишься его использовать. Йога традиционно, я имею в виду Паттабхи Джойса, Кришнамачарью, преподавалась в том же русле, что и внутренние виды боевого искусства - все асаны, требующие приложения силы, синхронизировали со вдохом. Конечно же эти асаны можно делать и на выдохе, но тогда возникает гораздо больше напряжения в теле. Когда научишься генерировать силу на вдохе, получается гораздо мощнее и в то же время более расслабленно.

Мой теперешний учитель - сильный мастер боевых искусств.

А вас он чему обучает?

Он обучает меня йоге. Как то я его попросил, показать мне какие-нибудь приемы из боевых искусств. Но он отказался, сказал, что мне это не нужно, так как практикуя йогу я осваиваю те же принципы. Внутренние боевые искусства - это естественное продолжение йоги, теперь мне это стало более понятно.

Уже 25 лет я практикую стойки на руках, но при весе 60 килограмм и невысоком росте, хвастаться тут нечем. Но сейчас я просто ставлю руки на пол, вдыхаю, и та же энергия, которая расслабляет, может поднять в стойку на руках, при этом усилия нужно столько же, сколько для обычного вдоха. Вот это было для меня открытием - не нужно напрягаться, чтобы поставить себя с ног на руки.

Однажды я проводил семинар в Японии, где в конце занятия большая часть группы свободно поднялись в стойку на руках. Сперва я подумал, что мне попалась очень сильная группа, но по завершении занятия большая часть участников подходили ко мне, кланялись и благодарили меня за первую в их жизни стойку на руках. Они просто слушали внимательно и применили тот принцип, о котором я рассказывал. Удивительно, какие внимательные слушатели эти японцы. А большинство западных учеников просто не умеют слушать. Поэтому я часто использую визуальные инструкции. Визуальная информация больше задействует правое полушарие, которое связано с творчеством. Кроме того что это более понятный способ доносить информацию, это также балансирует работу мозга, так как большинство из нас гораздо чаще используют левое полушарие.

Ольга Сидоренко. Интервью с Саймоном Борг-Оливером

Саймон Борг-Оливер - директор "Йога Синерджи", одной из наиболее давних и уважаемых школ йоги в Австралии. Стиль Йога Синерджи основывается на глубоком понимании анатомии и физиологии йоги, традиционной Хатха йоги. Саймон преподает йогу с 1982, он также занимается физиотерапией, читает лекции в университете, занимается научными исследованиями.

В этом интервью Саймон расскажет о себе, особенностях своего, проверенного временем метода. Также вы узнаете о том, чем отличается современная йога от традиционной, как нужно практиковать, чтобы не покалечиться и в то же время максимально приблизиться к великим йогам, о духовной и физической составляющей йоги, о взаимоотношениях как важном элементе практики и других интересных аспектах.

Читайте с удовольствием!

Ольга Сидоренко

Наши рекомендации