Творчество как литературный и социальный феномен
Если рассматривать термин «творчество» как литературный феномен - это процесс человеческой деятельности, которая создает новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового, которое имеет высокое качественное свойство. Самым таким отличающим критерием творчества от производства является, уникальность его результата. Конечно же результат творчества трудно, прямо вывести из начальных условий. Только автор, порой даже и ему приходится сложно получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Можем еще отметить, что творчество это превосходная деятельность, при помощи котором рождаются нечто качественно новое, до этого времени, ранее не существовавшее. Одним словом, творчество – это создание нового, особенного, ценного не только для создателя, автора, но и для других. Творчество является одним из самых основных активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой. Творчество в известном смысле есть продукт, результат игры духовных сил человека. Игра представляет собой бытийное поле творчества. Творчество - один из важнейших путей выхода игры за свои собственные пределы в мир важнейшей продуктивной результативности человеческой деятельности. Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы. Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры - всей той второй природы, которую человек "надстраивает" над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека - от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество, и поэтому именно оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все другие его отличительные черты. Принципиально неверным является отнесение творчества лишь к духовной деятельности человека и отрицание творческого начала в деятельности материальной или двигательной, в том числе физкультурно-спортивной. Разумнее вести речь степени насыщенности творчеством различных видов деятельности.
Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск, есть продукт своеобразной игры внутренних интеллектуальных сил субъекта творчества.[25,48-50]
В литературе существует ряд видов и функции творчества. Виталий Тепикин исследователь творческого фактора человека и понятия интеллигенции делит их на художественные, научные, технические, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество, а вот С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения»[26]. Исходя из вышеизложенных особенности, которые представляет нам Рубинштейн мы можем сказать, что творчество - это продукт человеческого созидания, это результат "самопроизвольной" созидающей творческой деятельности, начинающейся с созидания "идеальной модели" и заканчивающейся объективацией этой модели в реальную действительность. Новое качество - продукт творчества - возникает только тогда, когда две относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни - таковыми являются, как правило, переходные периоды. Соединение различного есть один из самых важных источников творчества. Вторым источником творческой стратегии служит принцип умозаключения по аналогии. Способность человеческого ума увидеть общее в глубоко разном связана с силой абстрактного мышления. Если два события оказываются похожи в каких-то отношениях друг на друга, то известная причинная связь одного переносится на другое. Умозаключение по аналогии имеет место и в науке, но особенно важную роль оно играет в таких обобщающих сферах творчества, как искусство и философия. Классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества. Но она, как мне кажется, может быть отнесена к творчеству как таковому. Правда с философской точки зрения у такой классификации есть два небольших изъяна: первый из них связан с существованием, как мы видели, ряда философских концепций, принципиально не признающих за некоторыми видами человеческой деятельности творческого характера. Второй изъян связан с соотношением творческой и репродуктивной видами деятельности. Репродуктивная деятельность вовсе не противостоит деятельности творческой, ибо в ней почти всегда можно найти элементы творческой деятельности. Любое репродуктивное действие непременно связано психологически с присвоением, действующим субъектам результата действия как своего создания, то есть субъективно воспринимается как действие творческое. Что же касается репродуктивной деятельности детей, то ока воспринимается ими как деятельность творческая, ибо обладает статусом первичности. Творчество это деятельность, направленная на создание эстетических, художественных ценностей. Проблемы творчества волновали еще древнегреческих мыслителей. Софисты разрабатывали учение о словесном творчестве как о «технэ», т.е. ремесле, и противопоставляли его творчеству природы. Сократ придерживался концепции искусства бессознательного, интуитивного: «Все хорошие эпические поэты слагают свои прекрасные поэмы не благодаря «технэ», а лишь в состоянии вдохновения и одержимости». Это суждение вложено в уста Сократа в диалоге Платона «Ион». Сам Платон также ставил поэзию выше простого соблюдения правил «технэ», он приравнивал поэтическое творчество к одержимости, безумию, сравнивал поэтов с пророками и считал, что поэты творят не только в силу интуиции, чутья, инстинкта, но также и по божественному вдохновению, наитию. Аристотель взялся показать, в чем заключается поэтическое творчество, понимаемое как «технэ». В «Никомаховой этике» он дал первое в истории древнегреческой мысли позитивное определение «технэ», назвав «технэ» и «приобретенное душевное свойство творчества, следующего истинному разуму», одним и тем же явлением. Аристотель усматривал природу творчества в осознанной способности создавать копии, подражать. Поэтов он делил на «лучших» и «худших»: одни подражают хорошим людям и делам, другие – дурным людям и поступкам. Подражание, по Аристотелю, составляет сущность искусства, цель поэзии. В 18 веке Д.Дидро называл природу «первой моделью» искусства, но при этом полагал, что жизнь, природа все равно остается выше искусства. Природа пропускается через сознание художника, отчего она и оказывается «освещенной солнцем художника». Литература, по Дидро, должна быть трибуной и школой добродетели, она призвана «клеймить порок и устрашать тиранов. И.Кант полагал, что для суждения о прекрасных предметах нужен вкус, а для художественного искусства, т.е. для создания таких предметов, нужен гений. Красота в искусстве – это прекрасное представление о вещи. Поэзия расширяет душу тем, что дает воображению свободу, «поэзия есть искусство вести свободную игру воображения, как дело разума». На изящные искусства, считал Кант, надо смотреть как на природу, но при этом надо сознавать, что это все-таки искусство. Словесное искусство имеет отношение к прагматической антропологии, исследующей возможность воздействия на человека. «Игра чувственных созерцаний – превращается в стихотворение». Все изящные искусства покоятся на соединении созерцаний с понятиями, т.е. чувственного созерцания с рассудком и разумом. Г.Э.Лессинг отстаивал принцип сближения литературы с жизнью, причем считал, что литература способна передать динамику жизни, охватить жизнь во всем ее богатстве. Согласно И.Г.Гердеру, поэтическое искусство возникло природным путем в чувствования, столь же естественно, как и язык, и является творением человеческого разума.
В фрагментах «О новейшей немецкой литературе» Гердер писал о неразрывной связи литературы и языка, предвосхищая сравнительно-исторический метод исследования. Г.В.Ф.Гегель в «Лекциях по эстетике» в свете своего учения о возвышающемся над отдельными людьми «объективном духе» критиковал теорию «бессознательности творчества» и говорил о прекрасном как о «чувственном явлении идеи» и о «формах искусства». Последние дифференцируются Гегелем в зависимости от отношения между идеей и ее формообразованием: идея еще не нашла формы внутри себя; художественная форма представляет собой свободную адекватную реализацию идеи в образе; мир души торжествует победу над внешним миром. Во второй половине 19 века Ч.Ломброзо начал рассматривать способность к творчеству как кризисное состояние индивида. М.Нордау попытался объяснить литературу декаданса при помощи психиатрической теории о болезненных психических аномалиях и отклонениях от нормы у гениальных личностей. В начале 20 века основатель психоанализа З.Фрейд исследовал роль искусства в психической жизни художника. В статье «Поэт и фантазия» он сравнивает поэтическое произведение со «сном наяву». Художник погружается в мир фантазий, считал Фрейд, чтобы найти «заменяющее удовлетворение».