Объемно пространственная структура кабинета и его функциональные зоны
ВВЕДЕНИЕ
Объектом моего дипломного проекта стал кабинет ИЗО при колледже искусств им. П.И. Чайковского, предназначенный для творческих занятий по изобразительному искусству для школьной категории.
Цельисследовательской работы является разработка дизайн - проекта в архитектурно-художественном решении кабинета ИЗО в стиле современный модерн.
Объект исследования: стиль современный модерн в интерьере.
Предмет исследования: влияние цвета и оборудования интерьера в стиле модерн на психологические и профессиональные качества в детской школе искусств.
Приступая к работе, я поставила перед собой следующие задачи:
· изучить и проанализировать теоретические аспекты стиля модерн.
· провести архитектурные обмеры помещения.
· разработать дизайн - концепцию планировочного и образно - художественного решения интерьера средствами колористическими и светотехническими.
· Разработать дизайн – проект, учитывая особенности современных отделочных материалов и технологий.
· В плане кабинета для учащихся оптимально определить функциональные зоны и разместить в них элементы предметного наполнения
· Подобрать наиболее стилистические и художественные средства композиционного и декоративного решения его интерьера
Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнительный анализ, метод проектирования и моделирования.
Актуальность. Темой исследования является архитектурно-художественная разработка интерьера кабинета ИЗО в стиле современный модерн. Данная тема дипломной работы актуальна, поскольку кабинет — это место, которое создает особую психологическую атмосферу. От его оформления зависит, захотят ли туда возвращаться ученики каждый день, каким будет их настроение и желание продуктивно работать. Дизайн-проект художественных кабинетов важен. Грамотное и современное оформление помещений играет одну из важных ролей в формировании отношения детей к учебному процессу, а потому выбранная мной данная тема является актуальной, тем самым внеся небольшой вклад в жизнь колледжа.
Степень изученности темы: помещения, отведенные под классы, т. е кабинеты должны отвечать требованиям, касающимся обеспечения здоровья и продуктивной работы учащихся, поскольку здесь они проводят немалую часть учебного времени. Кто и когда анализировал стиль научные работы, авторы, отрывки на сколько изучена тема …………
Архитекторы модерна
Виктор Орта (Victor Horta 1861—1947 гг.) бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet 1852—1926 гг.). Всемирно известный каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Наиболее известные работы — Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), Дворец Гуэля (Palau Güell). Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг.) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.
Йозеф Мария Ольбрих (1867—1907 гг.) австрийский архитектор, мастер модерна, автор знаменитого выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.
Городецький Владислав Владиславович (1863—1930 гг.) — украинский и польский архитектор, автор Дома с химерами и Собора Св. Николая в Киеве.
Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг.) русский архитектор немецкого происхождения. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко).
В Москве работал целый ряд знаменитых архитекторов модерна: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое «Московским модерном».
РАЗДЕЛ I. Предпроектный анализ художественного – образного решения интерьера кабинета ИЗО.
Современный .
Цветовое решение играет важную роль в кабинете ИЗО, поскольку, на мой взгляд, в сером и скучном кабинете нельзя вести уроки искусства. Атмосфера урока – это и атмосфера кабинета. Поскольку цвет сильно влияет на настроение учащихся. Удачное, гармоничное цветовое решение настраивают учащихся на восприятие прекрасного.
ü Цветовая гамма кабинета ДШИ.
Все мы знаем, что цвет также оказывает сильное влияние на трудоспособность. Поэтому я основательно подошла к данному, вопросу и сделала небольшой анализ: «Цвет в оформление кабинета ИЗО».
Порой, заходя в какой - либо класс, можно увидеть розовый цвет стен. Лучше отказаться от такой цветовой гаммы. Поскольку розовый цвет порождает легкомысленность, несерьезное отношение к учебе, поэтому в помещениях, где он преобладает, труднее сосредоточиться и погрузиться в учебный процесс.
Негативный эффект оказывает и светло-голубой оттенок. На подсознательном уровне находящиеся в этом классе ученики начинают сомневаться в своих способностях. За один день, проведенный в классе, вряд ли они смогут усомниться в своих талантах, однако если предстоит учиться в голубых стенах несколько лет, то ученики начнут терять уверенность в себе.
Белый цвет негативно сказывается на продуктивности мышления учащихся. В таких классах дети думают гораздо медленнее, создает ощущение пустоты.
Красный вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Но не стоит забывать, что он также самый “агрессивный” и раздражительный цвет, в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. По этой же причине не стоит перенасыщать красным оформление кабинета ИЗО. Атмосфера постоянного возбуждения, как выясняется, не всегда уместна на уроках и во время перемены.
А вот персиковый или жёлтый цвет от лично подходят для оформления учебного класса по ИЗО, но не слишком яркие тона. Желтый создаёт оптимистичное и бодрящее настроение и, к тому же, прекрасно сочетается с остальными цветами. Тёплые “солнечные” оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда.
В соответствии с рекомендациями психологов, эти гармоничные цвета стимулируют мозговую деятельность. Ученики в таком интерьере начинают быстрее думать, повышается успеваемость.
Связи с кратким анализом, за основу цветового решения стен я взяла светло – желтый и пастельный цвет. Также необходимо чтобы колористическое решение совпадало с мною выбранным стилем Современный Модерн. Поэтому я внесла в интерьер немного - метала, стекла (матового) и конечно же растительности.
ü Оборудование кабинета ДШИ.
- Столы - мольберты, стулья.
Я поставила перед собой основную задачу, при разработке данного проекта, чтобы кабинет ДШИ должен быть – красивым, удобным, а самое главное функциональным. Поэтому разработала свой собственный стол - мольберт. На первый взгляд кажется простым отдельным учебным столом, но если разобраться то мы можем увидеть его функциональную сторону. Так из обычного стола, с легкостью трансформируется в мольберт для рисования. Выполнен стол-мольберт из дерева, покрытый сверху белым глянцем и закрепленными металлическими рамками.
Почему я выбрала именно глянцевую поверхность стола (мольберта)? Поскольку, деревянные мольберты при работе с красками подвергается опасности, тем что при многоразовом протирания, на нем со временем остаются следы различной цветной жидкости, а гладкая, водонепроницаемая поверхность глянца будет устойчива в любых внешних воздействиях.
К столам (мольбертам), подобрала подходящие, удобные стулья. Также выполнены из дерева, с покрытием глянца, на металлических ножках. Высота парт и стульев быстро и легко регулируется.
Особенностью художественного класса является отсутствие четко закрепленных за столами (мольбертами) мест: они могут быть расставлены полукругом, парами и любым другим способом — все зависит от плана урока.
- Место хранение для наглядного пособия.
Бумага, пособия, книги и принадлежности для рисования должны размещаться в шкафах или же на стеллажах. В моем варианте размещен большой вместительный шкаф во всю длину левой стены. В нем имеются множество, различных отсеков, где вполне хватит места для наглядных пособий и других материалов. Выполнен в стиле Современный модерн, присутствует метал, стекло, в моем случае безопасное матовое стекло, а именно закаленное стекло, т.е процессе которого стекло несколько раз подвергают термической обработке, от чего оно становится прочнее обычного, и термостойкие. Важным фактором играет прежде всего безопасность детей. Поэтому я выбрала именно этот прочный вариант стекла. Поскольку безопасным его называют во- первых по отношению к человеку в момент своего разрушения. Обычное стекло при разрушении образует множество длинных осколков с клиновидными острыми кромками. Закаленное стекло разбивается на мелкие осколки с притупленными краями. Благородно – синий оттенок, гармонично сочетается с желтым цветом, потому я использовала именно этот цвет стекла.
Так же мы видим имеются вдоль фронтальной стены не большие по высоте, прямоугольного вида мобильные тумбы. Эти тумбы на самом деле стеллажи для демонстративных предметов рисования.?? Они очень удобны, имеют небольшие колёсики и следовательно комфортно передвигаются в любую часть кабинета. С задней части находится выдвижная небольшая доска, на которую крепится ткань и различные другие материалы. Сама тумба имеет односекционную отсек, выполняя также функцию хранения наглядной пособии и готовых работ.
- Учебные и рисовальные доски.
На фронтальной стене расположена трехэлементная, магнитная, доска, для записей, набросков и размещения демонстрационных таблиц. Специально изготовленная для написания мелом или специальными маркерами.
Кроме стандартной доски зеленого цвета есть магнитная, одноэлементная, белая доска для работы грифелем, сангиной, углем. Может послужить с функцией - вывесок расписания, различных других оповещательной репродукции.
- Аппаратура.
Школьный кабинет ИЗО предназначен для изучения программы по этому предмету. Для того, чтобы должным образом освоить весь учебный материал кабинет должен быть оснащен соответствующими, современными техниками. Связи с этим, в кабинете имеется проектор. Дает возможность увеличить наглядность, обогатить знания, повысить качество урока. Где учащиеся могут использовать слады с наглядными схемами, работ и описании техник , а также просмотреть фильмы о великих художников древности и современности, узнать о их творчестве, наследие музеев и разных видах искусства позволяет сделать уроки более увлекательными и запоминающимися.
РАЗДЕЛ II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНО -ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРЬЕРА КАБИНЕТА ИЗО В СТИЛЕ СОВРЕМЕННЫЙ МОДЕРН.
1.1. Разработка дизайн - концепции кабинета.
В процессе создания проекта, необходимо было тщательно продумать концепцию кабинета, гармоничное размещение оборудование в учебном классе, чтобы было удобно и красиво, а каждая вещь имела свое место. Но главное я хотела передать учащимся и всем кто будет вступать в пределы этого кабинета – атмосферу побуждающую к творчеству.
Такие кабинеты, где проходят уроки по ИЗО, предполагают визуальное восприятие информации и требуют постоянного поиска новых принципов и форм работы, которые разнообразят преподавание и помогут творческому процессу не превратиться скучное, однообразное занятие.
Я считаю, что грамотно оформленный и хорошо оборудованный кабинет ИЗО поможет реализовать все замыслы преподавателей, а также будет положительно сказываться на фантазии учащихся, тем самым уроки будут проходить более интересными и полезными.
Изначально в классе, парты для учащихся находились не в совсем удобном расположении.
Прекрасно оборудованный класс черчения и изо — показатель престижа учебного заведения
.
В кабинете должны быть временные и постоянные экспозиции учебников, образцов работ, книг, моделей геометрических тел и тому подобное. Временно материалы экспонируются для изучения отдельных тем и разделов программы, пособия и эстетически оформлены моделе
Кабинетом считается комната учебного заведения, которая оснащена современными средствами обучения и школьным оборудованием. Основным требованием к кабинету заключается в обеспечении оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса и реализации задач, определенных Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования по черчению и ИЗО. Школьная мебель и их расположение в кабинетах должны отвечать санитарно-гигиеническим правилам и нормам. Все оборудование мебель и инвентарь должны быть занесены в паспорт кабинета. Парты (ученические столы) должны быть только стандартными, при этом стол и стул должны быть одной группы с соответствующей маркировкой. Классная доска может быть разных видов (на одну, три и пять рабочих площадей) в развернутом или сложенном виде
Содержание работы кабинета определяется задачами и основными идеями концепции развития образования в РФ. Кабинет должен создать благоприятные условия ученикам для овладения ими умениями по созданию чертежей, схем, моделей, рисунков, изучению МХК (мировой художественной культуры). Большое значение имеет правильный подбор цветов в кабинете. Цвет, эмоционально и психологически воздействуя на сознание учеников, осуществляет большое влияние на их работоспособность, снижает зрительную и общую усталость учеников. Если окна кабинета выходят на север, то стены в нем стоит красить в теплые цвета (светло-желтый, светло-розовый), если на юг - то в холодные (светло-салатовый, желто-зеленый, светло-желтый). Двери, оконные рамы и подоконники, потолок в кабинете - белого цвета. Кабинет ИЗО и черчения должен быть светлый, содержательно и эстетически оформлен, чтобы своей выгодности и уютностью стимулировал каждого ученика к работе.
ОСНОВНАЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Основные требования к кабинету ИЗО: соответствие действующей программе курса изобразительного искусства и задачам образования, предоставлять полную возможность для постановки всех видов учебного процесса, образовывать систему, в которой приборы и средства для изучения различных разделов программы, согласованных с оборудованием общего назначения, соответствовать правилам педагогической эргономики и обеспечивать максимальную экономию сил и времени учителя и учащихся, а также соблюдение правил техники безопасности при использовании и хранении оборудования и материалов. Главная цель кабинета - расширить отдельные темы программы по изобразительному искусству, показать, как многообразны подходы изучению культурного наследия и изобразительного искусства.
Для реализации данной концепции необходимо: Провести анализ состояния кабинета ИЗО на предмет материально-технической, фондовой и информационной, кадровой и методической готовности для решения целей образования и воспитания; Разработать долгосрочную программу развития кабинета ИЗО Разработать перспективный плана развития кабинета ИЗО, укрепить материально-техническую базу
Структура и объем работы. Практическая часть выполнена на 6 планшетах с размером(написать размер) в стиле современный модерн:
· План сверху (М:1000? Что это?)
· План левой части кабинета
· План правой части кабинета
· План потолка
· План пола
· Аксонометрия
ВВЕДЕНИЕ
Объектом моего дипломного проекта стал кабинет ИЗО при колледже искусств им. П.И. Чайковского, предназначенный для творческих занятий по изобразительному искусству для школьной категории.
Цельисследовательской работы является разработка дизайн - проекта в архитектурно-художественном решении кабинета ИЗО в стиле современный модерн.
Объект исследования: стиль современный модерн в интерьере.
Предмет исследования: влияние цвета и оборудования интерьера в стиле модерн на психологические и профессиональные качества в детской школе искусств.
Приступая к работе, я поставила перед собой следующие задачи:
· изучить и проанализировать теоретические аспекты стиля модерн.
· провести архитектурные обмеры помещения.
· разработать дизайн - концепцию планировочного и образно - художественного решения интерьера средствами колористическими и светотехническими.
· Разработать дизайн – проект, учитывая особенности современных отделочных материалов и технологий.
· В плане кабинета для учащихся оптимально определить функциональные зоны и разместить в них элементы предметного наполнения
· Подобрать наиболее стилистические и художественные средства композиционного и декоративного решения его интерьера
Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнительный анализ, метод проектирования и моделирования.
Актуальность. Темой исследования является архитектурно-художественная разработка интерьера кабинета ИЗО в стиле современный модерн. Данная тема дипломной работы актуальна, поскольку кабинет — это место, которое создает особую психологическую атмосферу. От его оформления зависит, захотят ли туда возвращаться ученики каждый день, каким будет их настроение и желание продуктивно работать. Дизайн-проект художественных кабинетов важен. Грамотное и современное оформление помещений играет одну из важных ролей в формировании отношения детей к учебному процессу, а потому выбранная мной данная тема является актуальной, тем самым внеся небольшой вклад в жизнь колледжа.
Степень изученности темы: помещения, отведенные под классы, т. е кабинеты должны отвечать требованиям, касающимся обеспечения здоровья и продуктивной работы учащихся, поскольку здесь они проводят немалую часть учебного времени. Кто и когда анализировал стиль научные работы, авторы, отрывки на сколько изучена тема …………
Архитекторы модерна
Виктор Орта (Victor Horta 1861—1947 гг.) бельгийский архитектор, один из основателей стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре. Четыре брюссельских дома работы Орта включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Антонио Гауди (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet 1852—1926 гг.). Всемирно известный каталонский архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне. Наиболее известные работы — Церковь Святого Семейства (полное название: Искупительный храм Святого Семейства, кат. Temple Expiatori de la Sagrada Família), Дворец Гуэля (Palau Güell). Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Анри Клеманс Ван де Вельде (1863—1957 гг.) бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.
Йозеф Мария Ольбрих (1867—1907 гг.) австрийский архитектор, мастер модерна, автор знаменитого выставочного здания Венского сецессиона в Вене. C 1900 г. жил и работал в Германии, в Дармштадте.
Городецький Владислав Владиславович (1863—1930 гг.) — украинский и польский архитектор, автор Дома с химерами и Собора Св. Николая в Киеве.
Виктор Александрович Шретер (1839—1901 гг.) русский архитектор немецкого происхождения. Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать фасады, без штукатурки, обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем («кирпичный стиль»), он принимал большое участие в сооружении дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых), создал проекты театров в Киеве, Иркутске, Нижнем Новгороде и Тифлисе и православной церкви в Киссингене, перестроил фасад Мариинского театра после пожара в 1880-х, соорудил вокзал в Одессе. Именно его авторству принадлежит проект Оперного театра в Киеве (Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко).
В Москве работал целый ряд знаменитых архитекторов модерна: Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое «Московским модерном».
РАЗДЕЛ I. Предпроектный анализ художественного – образного решения интерьера кабинета ИЗО.
Объемно пространственная структура кабинета и его функциональные зоны
Кабинет ДШИ №5 , имеет общую площадь 36 квадратных метров , 2,5 метра высота стен.
- В кабинете находится 6 ученических столов, нерегулируемых по высоте и 12 стульев; 1 стол и 1 стул для учителя; 2 стола для детских работ, доска одна - элементная; 4 деревянных шкафа для хранения наглядного пособия).
- Для занятий по изобразительному искусству имеется постановочный стол для натюрмортов и репродукции.
- Вентиляция осуществляется приточно-отточной встроенной системой, а также с помощью фрамуги седьмого окна.
- Кабинет не оборудован раковиной.
- Освещён кабинет люминесцентными лампами. Ориентация окон восточная, поэтому используются жалюзи.