Рисование как новые возможности
Кроме того, овладение рисованием — воистину чудесный опыт, который очень трудно описать словами. Рисование дает вам ощущение силы — не силы над вещами или людьми, а какой-то необычной силы понимания, знания, проникновения. А может быть, это просто сама сила связи: через рисование вы сильнее привязываетесь к вещам и людям, и, возможно, именно эта крепнущая связь создает впечатление личной силы.
Когда рисуешь, всегда присутствует ощущение, что стоит только внимательнее присмотреться, заглянуть достаточно глубоко, и вам откроется какая-то тайна, вы глубже проникните в природу вещей в окружающем мире. Таким образом, обучение рисованию может длиться всю жизнь, поскольку такие тайны лежат на дне бездонного колодца, и искатель хочет, чтобы его поиски никогда не прекращались.
Читатель уже испытал на себе, что рисование и творчество полнятся парадоксами. Одним из таких парадоксов является то, что этот бесконечный поиск мучает, дразнит ложными надеждами и в то же время приносит глубокое удовлетворение. Художнику всегда кажется, что уж следующий рисунок обязательно раскроет то, что он ищет, а потом следующий, следующий... Другой парадокс состоит в том, что, глядя вовне и видя окружающий мир в художественном режиме зрения, вы постигаете самое себя. И наоборот, заглядывая внутрь себя, чтобы отыскать там дремлющего художника, вы постигаете внешний мир. Эти парадоксальные инсайты, я полагаю, формируют основу для чуда и ведут вас к новым творческим достижениям.
Если вы ступили на путь рисования, частое переключение в художественный режим восприятия становится для вас самой естественной вещью. Ваши реакции на окружающих людей, вещи и события каким-то неуловимым образом меняются, потому что вы видите вещи иначе. Поскольку ваши рисунки, что бы вы ни рисовали, часто обнажают неожиданную сложность и красоту, вы становитесь более любопытны и наблюдательны, и образы сохраняют в вашей памяти живость и яркость, не достижимые в обычных режимах восприятия. Со временем разум обогащается образами, тем самым обогащая мышление.
Но самое главное, может быть, состоит в том, что рисование может высвободить художника, таящегося в вас, ту часть вашей личности, которая слишком часто оказывается вне зоны действия сознания. Радость высвобождения вашего истинного потенциала к созданию красоты доступна вам, вам стоит только протянуть руку, лишь бы разум этого захотел.
«Я думаю, что это возвышенное чувство наблюдения за Природой — одна из главных радостей, которую доставляют мне мои попытки живописи... Весь мир открывается со всеми его сокровищами. Простейшие объекты обладают своей красотой... Это не может наскучить... Боже милосердный! Как много того, чем можно восхищаться, и как мало времени нам дано на это!»
Уинстон Черчилль «Живопись как времяпрепровождение*, 1950
Алфавитный указатель
А
Адамар Жак 48-50, 57, 63, 183, 236, 238, 240, 241
Адамс Джеймс Л. 57, 145
Айвинс Уильям М. 201
Альберт Крейг 117
Альберти Леоне Баггиста 198, 201
«Альтернативное использование», тест 38,39
Ампудия Фрэнсис 25
аналоговые рисунки 76-105, 238, 239
болезни 104
выражение проблем 112-121
гнева 79-85
депрессии 94,95
женственности 100-104
и визирование 213,214
и мозговая атака 154, 155
и негативные пространства 176
и слова 79-85
и тени 235
как портреты 106-111
объектные 161-163
покоя 91,92
радости 88-90
словарь 79
смысл 114, 122-133
структура 87, 88
энергичности 96-99
Арнхейм Рудольф 76,86,180
Архимед 11, 51, 55,119
Б
Бакарди Дон 227,229
Бакст Лев 33, 35
БарретФ. Д. 148
Бенсахель Джейн 128
Бергер Дэвид 119,120
Билл Макс 76
Биннер Уиттер 166
«Биоэвристика» 129
Блейк Уильям 150, 151
Блумер Каролин 178
Боллен Роджер 155
Бонди Германн 243
Бор Нильс 55
БорингЭ. Г. 186
Брак Жорж 50
Браунинг Роберт 10
Бретон Андре 114
Броуд Уильям 235
Брунеллески Филиппо 198
Брунер Джером 9,35
Брэкен Пег 206
Бума Эрин 194
В
«ваза/лица», иллюзия 184
Валери Поль 46
Ван Гог Винсент 88, 89, 212, 230, 231
Вашингтон Джордж 47
вдохновение, определение 137
Верификация 11,12, 38,49,50, 56, 242-244 и Л-режим 56 процесс 49,50,243,244
Вертхаймер Макс 12
Видение в пропорции и перспективе 212
как навык, которому можно учиться и учить 138-140
концептуальные аспекты 178-194
Л-режим и П-режим 147-149
того, чего нет 146, 147
того, что есть 145
фундаментальные навыки 140
видоискатели 208
визирование 181, 187, 188, 195-216
для пропорции и перспективы 214
и восприятие соотношений 200, 201
и плоскость изображения 196-200
как грамматика рисования 216
карандашом 206-212
относительно констант 213,214
с помощью пластиковой сетки 204-206
с помощью подзорной трубы 188, 189
визуализация 39, 50, 128, 233, 244
визуальное (зрительное) мышление 60, 61, 70
Витгенштейн Людвиг 46, 48,103
Вон Ричард 118
Вулдридж Дин 237
Вынашивание И, 12, 38,45,49,50,52,54-56, 147, 157, 163, 164, 177, 195, 236-238
и П- режим 52, 55
пошаговый процесс 239-241
Г
Гайан Джанан 108
Гальтон Фрэнсис 49, 56, 57, 61, 63
Гаптил Артур Л. 134, 170, 198
Гардинг Розамонд 150, 235
Гарднер Говард 70, 216
Гельмгольц Герман И, 47
Генри Роберт 149
Генрих VIII, король Англии 203
Гете Иоганн Вольфганг фон 240
Гетцельс Джейкоб 11,12,112
Гешвинд Норман 21
гештальт 137, 240
восприятие 217,224,230,233
гештальтпсихология 12
Говард Джуди Маркс 160
Гойя Франсиско 95, 151
Голдстоун Стив 27
Гольбейн Младший Ганс 203, 230, 231
Гольвицер Герхард 13, 145
Гольдштейн Натан 62, 97, 123
Гордон Дж. Дж. 145
графология 66
Грегори Ричард Л. 44,85,103,138,178,183,189, 191
Грей Марк 174
ГрейджДебби 28
Гундерсон Кейт 194
д
даосизм 166
Дарвин Чарлз 11,235
Де Мосс Дж. Дж., 121
«Девять точек», эксперимент 39, 45
Дега Эдгар 152,208,209,211
Дейм Дон 3, 7, 43
Делакруа Эжен 32, 72-74, 152
Деннет Дэниел 188,194,215
Джалали Фарида 26
Джамилоса Джо 206
Джастроу Джозеф 185
Джейнс Джулиан 149, 237, 240
Джойнер Наташа НО
Джойс Джеймс 104, 106, 108, ИЗ, 221, 222
ДжонОгастас 221,222,230
ДжуРей 28
Дьюк Уильям 99
Дюгид Джулиан 239
Дюрер Альбрехт 187, 190, 197-199, 201-
203 Дюфи Рауль 72
Ж
«жена/любовница», фигура 185, 186
«затенение», см. световая логика Зейдель Эран 19
и «Иллинойский тест психолингвистических способностей» 41,42
инсайт 12; см. также Первый инсайт
определение 47
интеллект 44
интуиция 47
рисование 106-111
Инфельд Л. 11
«И цзин» 129
К
Каммингс Э. Э. 62
Кандинский Василий 68, 87, 121, 151
Кантарини Симоне 90
Кардона Давид 225
Каррузерс Питер А. 235
Кваст Сеймор 209
Кеньон Ф. Дж. 10
Кеплер Иоганн 236
КеркС. А. 41
Кестлер Артур 150, 156
Киммельман Майкл 60
Кинг Джулиус 239
Киркегор Серен 137
Клее Пауль 54
Козлов Юджин 161
Кокошка Оскар 72, 73
Колер Вольфганг 149, 161
комплексные навыки 141,142
компонентные навыки 142, 144
Коннолли Сирил 46
константы и визирование 213,214
контурное рисование
модифицированное 170-175
чистое 168, 169
Коулридж Сэмюэл Тейлор 49
Кошен Ш. Н. 146
Крименс Памела 109
Кришнамурти Дж. 244
Кронски Бетти 155
Крофтс Кэрол 225
Курояма 143
Кэррол Чак НО Кюри Мария 49, 242
Кюри Пьер 49
Л
Л-режим 18-21, 23, 25, 29, 31, 38, 63, 76, 117,133, 136, 149, 150, 163, 179, 180, 182, 200, 206, 230, 236, 240, 243
вербальный язык 20,50,60,211,234,238
и аналоговые рисунки 105,114,132,156, 234
и визирование 188
и двусмысленные изображения 187
и двухколейность 147, 148
и изменения размеров 190
и негативные пространства 166-168
и перевернутое рисование 32-35
и рисунки-жесты 151,152, 156
и световая логика 221
и структура творчества 51-57
и чистое контурное рисование 158-161, 171
линейное время 62, 71
наклонность культуры 70
Лангер Сюзан К. 105, 121
левое полушарие 18-20, 23,42,43; см. также Л-режим
Лейбовиц Гершель 189
Лейтон Элизабет 65, 176, 177
Леонардо да Винчи 9, 59,198, 218, 225, 226
линейное мышление 19
линия уровня глаз 226-229
линии
как средство общения 75
почерка 68, 69
рисование и видение 71,72
язык 69, 70
Линкольн Авраам 47
Лихтенштейн Рой 97
Ловенфельд Виктор 16
логика
Л-режим 19
П-режим 52-55
Лоуэлл Эми 238
Люфт Давид 116,237
м
МакКалли Элинор 197, 198
МакКарти Дж. Дж. 41
МакКим Роберт 218
Маслоу Абрахам 59
Матисс Анри 35, 37, 72-74,102, 152
Мейлер Норман 239
Мелвилл Герман 49
Миллер Джонатан 165, 178, 183, 188, 194
Миллер Элизабет 14, 123
Милнер Мэрион 23
Мильтон Джон 240
Модильяни Амедео 100
мозговая атака 39,154-157
мозолистое тело 21
МоллойДжо 141
Мондриан Пит 53,54, 60,161,169
Мохой-Надь Ласло 69
«муж/любовник», фигура 186
Музиль Роберт 115, 116, 186, 237
Муни Крейг 217
Мур Ивлин 110,130
мышление; см. также видение
в пропорции и перспективе 212,213
основные навыки 16
перевернутое 127-130
посредством рисования 64, 65
правостороннее и левостороннее 18,19;
см. также Л-режим; П-режим
навыки восприятия 16, 17, 48,49,139
в математике 49, 50
ценность 48
н
Найренберг Джерард 39
Насыщение 11, 12, 38, 49, 50, 56, 161, 164, 165,168,172,177, 234-236,238-240, 242
единство восприятия 187
и видение 194, 214
и визирование 195, 196, 214, 216
и Л-режим 52,56,149,150
и рисунки-жесты 151
и чистое контурное рисование 160,161
как сбор информации 50, 136
основные стратегии 137, 144
цель 136, 137
негативные пространства 165-177
и тени 226
Неккер Луи Альбер 185
Неккера кубы 185, 216
Неллер Джордж Ф. 12,46, 49,50, 136, 218, 242
Немеров Говард 61
Николаидес Кимон 160
Ницше Фридрих 61
О
образное мышление, аналогии 161
образы
и слова, двойственность 63, 64, 79-85
парадоксальные 184-187
объектная аналогия 162,163
озарение И, 12, 18, 29, 31, 38, 45, 46, 49, 141, 163, 235-237, 239, 240, 241-243
и П-режим 50, 54, 55
определение 47
Оруэлл Джордж 60-64, 76, 85, 105
Осборн А. Ф. 38, 128, 156
Остин Джеймс 38
ошибки восприятия, исправление 215,216
п
П-режим 18, 20-22, 31, 50, 54, 56, 70, 133, 150,154, 155, 159, 162, 171, 172, 194, 211,230,234,236
визуальный язык 60, 62-64
и аналоговые рисунки 105,107,114,116
и визирование 188,198
и вынашивание 52,55,238
и двусмысленные изображения 187
и двухколейность 147, 148
и изменения размеров 190
и негативные пространства 168
и перевернутое мышление 128,129
и перевернутое рисование 32-35,132
и структура творчества 51-57
и чистое контурное рисование 160,161
Пагельс Ганс 56
парадоксальные картинки 184-187
ПарриДжей 162
Паскаль Ричард Таннер 166,167
Патентное бюро США 198
Первый инсайт 12,38,45,49,50,62,75,106, 128, 133, 136, 137, 145, 214, 235
и П-режим 51, 56, 57
привлечение 112-121
перевернутое решение проблем 127-133
перевернутое рисование 29-37,45,133,149, 165
тени 220-221
переключение сознания 34, 35, 50, 51, 183
структура 51, 52
управление 22, 23 перспектива 193, 195, 202, 204, 216
визирование 214,215
мышление 212, 213
синтетическая 211
Пикассо Пабло 14, 32, 33, 35, 100, 153, 175
Платон 57
плоскость изображения 197-201
«Площадь квадрата», тест 39, 45
подписи 66-70
Пол Барбара 111, 114
Поланьи Майкл 65, 68
понятия в рисунках, см. аналоговые рисунки портретные аналогии 106-111
послания в аналоговых рисунках 114, 115
постоянство размеров 189-194
почерк 66-70
правое полушарие 18-20, 42; см. также
П-режим предварительные рисунки 23, 24, 35, 240
предвидение 47
проблемные аналогии 112-121, 123-127
проницательность 47
пропорция
визирование 214,215
мышление 212,213
пространственное мышление 20
Пуанкаре Анри 11, 238
«Путешествие к звездам», теория менеджмента 163
Р
Раузино Винсент 139
Рачес 175
Редон Одилон 126
Рембрандт ван Рейн 72, 73, 97, 123
рисунки-жесты 150-157, 165
и мозговая атака 154-157
Риф Роберт С. 106,
ИЗ Роден Иоганн Мартин фон 92
Розетта У. М. 10
Ротенберг Альберт 38
Росон Филип 85
Рубенс Петер Пауэл 35, 36
Рул Марк 211
С
Сабри Абдель Хамид 143
Сапир Эдвард 151
Сарджент Уолтер 14, 123
Саузи Роберт 149
световая логика 217-230
«Сетка» 119, 120
силуэтные рисунки 217
синтетическая перспектива 211
слепое контурное рисование, см. чистое
контурное рисование слова и образы, двойственность 63, 64,79-85
Смит Дэвид 198
смысл
в аналоговых рисунках 114,115,122,123
в языке и рисовании 85
структура как 87
сознание 21
соотношения, восприятие 187,188,195,196, 199-201
Сперри Роджер 3, 6, 18, 22, 31
сравнение 195
Сталь Джуди 117, 130
Стейн Моррис 238
Странк Теодор 141
Суоянен Вайно 163
Сурио Этьен 50
т
талант, понятие 13-15
творчество 38-45
и зрительное восприятие 44-46
понятие 10-17
структура 51, 52, 55-57
Теккерей Уильям Мейкпис 149
тени 225-230
в перевернутых рисунках 220,221
Тернер Дж. М. У. 219
Томас Льюис 51
Томпсон Мерилин 22
Тракер Тереза 26
«Туринская плащаница» 228
У
Уайли Лоренс 151
Уайт Э. Б. 141
УитроуДж.Дж. 243
умозаключение 145-147,178,181,186,187,236
Уоршо Говард 151
УрисОрен 128
«утка/кролик», парадокс 184
Узббер Нэнси 225,230,231
Уэтли Марк 169
Ф
фантазирование, улучшение способности 39
Фарадей Майкл 56
Филд Джонна 22, 55
Фолан Пэм 117
Фома Аквинский св. 112-115,137,161,243,244
фон Зидов Рут 118
Форд Генри 128
формулировка проблемы 11
Франк Фредерик 51
Фреч Кэрол 180-182
Хаксли Олдос 161
Хан Диана 143
Ханке Курт 162
ХансонН.Р. 178
Хант Мортон 39, 56,147, 161,163, 236
Харви Л. О. 189
Хармен Уиллис 47
Харрис Джеффри 69
Хаусмен А. Э. 237
Хемертон Дж. Дж. 219
Хендерсон Лори 27
Хид Мартин Джонсон 93
Хилл Эдвард 44, 108, 202
Хоймир Хаакон 227
Хокни Дэвид 72
Хокусай Кацусика 100
Холидей Билли 31
Холл Эдвард Т. 179
Холтон Джеральд 55
Хомский Ноам 65, 85
Хоу Элиас 36, 37
Чамплин, Чарлз 154
Черчилль, Уинстон 64, 245
чистое контурное рисование 158-161
чтение как параллель рисования 141 -144
ш
Шан Бен 72, 73, 146
Шарден Жан-Симеон 146
Шекспир Уильям 170
Шопенгауэр Артур 49
Штейхен Эдвард 223, 226, 233
Шумахер Шейла 29
эвристика 52, 55
Эдисон Томас Альва 147
Эйнштейн Альберт И, 12, 50, 56, 237, 243,244
Эйнштейн Ганс Альберт 244
Элдеркин Скотт 24
Элдерфилд Джон 60
Элиот Т. С. 235
Эмерсон Ралф Уолдо 18
Я
Явленский Алексей 232
язык 46-48
визуальный 60-65
линии 69, 70
смысл 85
Якобсон Роман 240
ЯнгДж. 3. 237
японская культура 166, 167
ясновидение 47
Содержание
Признательность Предисловие: Рисование во тьме 3
Часть 1