Устройство Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи писал в своих «Заметках»: «Не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть... о новом устройстве для исследований, которое хотя и может показаться тривиальным и почти нелепым, тем не менее исключительно полезно в пробуждении ума для различных изобретений.
И состоит оно в том, что, когда вы смотрите на стену, покрытую пятнами... вы можете обнаружить сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями.
Или вы можете увидеть битвы и фигуры людей или причудливые лица и костюмы и бесконечное многообразие предметов, которые можно свести к полным и хорошо прорисованным формам».
Цитируется в книге Роберта МакКима «Опыты визуального мышления», 1972
«На некоторой стадии процесса созидания творческое произведение — будь то картина, поэма или научная теория — начинает самостоятельную жизнь и переносит свои потребности на своего создателя. Творение отстраняется от создателя и собирает материал из его подсознания. Творец, таким образом, должен знать, когда ему следует перестать управлять своим творением и позволить творению управлять им. Короче говоря, он должен знать, когда его творение может стать мудрее, чем он сам».
Джордж Неллер «Искусство и наука творчества», 1965
Устройство Леонардо
Существует ли взрослый человек, который в какой-то момент мечтаний не увидел корабли викингов, лошадей, скачущих в клубах пыли, головы ведьм или огнедышащих драконов в цветочных обоях комнаты? Многие художники, включая Леонардо да Винчи, запечатлели такие воображаемые образы в произведениях искусства, как-то «увидев» воображаемые формы и нарисовав то, что привиделось их мысленному оку.
Мы воспользуемся этим мыслительным процессом, который способен создавать образы из кофейной гущи, в своих целях — для овладения навыком рисования светотени. Кроме того, тот же мыслительный процесс мы применим к творческому решению проблем, чтобы отыскивать образы там, где информация не полная или в каком-то смысле покрыта мглой.
Манипулирование светом и тенью — один из самых интригующих трюков художника. В данном случае трюк состоит в предоставлении информации в виде участков света и тени, достаточной для «включения» процесса создания образов в головах тех, кто смотрит на ваши рисунки. Таким образом вы, художник, можете заставить людей видеть в воображении вещи, которых на вашем рисунке на самом деле нет. Чтобы выполнить этот магический трюк, художник должен обеспечить достаточное, но не более, количество информации для включения и, в некотором смысле, управления реакцией воображения зрителей.
Волшебные чары рисунков
Это не значит, что художник просто расставляет хитроумные ловушки, используя технику воображения, — это нечто гораздо большее. Рисунок начинает навевать свои волшебные чары и на своего создателя тоже и в скором времени подчиняет его себе. Он фактически начинает жить самостоятельной жизнью и навязывает свою волю сначала художнику, а потом и зрителям.
Вы скоро сами ощутите эту странную власть образа. Но сначала я покажу вам несколько захватывающих иллюстраций, которые проливают свет на реакцию воображения. Возможно, вы сталкивались с такими рисунками раньше, но сейчас мы рассмотрим их под несколько иным углом зрения. Тени, озаряющие путь
Странного вида черные формы вдоль верхнего края этой страницы, когда посмотришь на них иначе, превращаются в слова FLY и WIN. Вы, конечно, можете разглядеть эти слова, рассматривая «негативные» белые пространства между черными формами. Поскольку внимание сразу же концентрируется на темных формах, представленных здесь как некие объекты на белом фоне, пространства между ними поначалу кажутся незначительными. Но как только белые пространства удается увидеть как «реальные» объекты, черные формы сразу теряют свое значение, и белые буквы каким-то образом обретают верхние и нижние края, хотя их на самом деле нет. Кроме того, как только буквы замечены, вы обнаружите, что увидеть черные формы опять как отдельные независимые объекты становится очень трудно.
Пятна света и тени
Далее рассмотрим пятна света и тени на рис. 18.1.Попробуйте впрячь мозг в работу, отыскивая смысл в этих картинках. Тяга мозга к удовлетворению своей потребности понять смысл непреодолима, и отказаться от поиска становится практически невозможно, пока эти черные и белые формы остаются на виду.
Когда изображение удается увидеть — оно кажется совершенно очевидным. (На рисунке изображен бородатый мужчина — в некоторых интерпретациях, Иисус Христос — в белом одеянии на фоне листвы.)
Двигаясь в этом пробуждающем мозг направлении, мы можем добавлять еще больше путаницы в такие изображения, как показано на рис. 18.2. Опять же наблюдайте за стремлением мозга прийти к умозаключению. Наблюдайте, как он ищет любые узнаваемые подсказки, любые крючки, за которые можно было бы уцепиться. Наблюдайте за его упорством и за ощущением беспокойства, которое накапливается в процессе поиска ответа.
Английский живописец Дж. М. У. Тернер гостил в доме друга, у которого было трое детей. Тернер принес с собой незаконченный акварельный пейзаж, где отдаленные формы были завершены, но передний план оставался не доведенным до конца.
Тернер подозвал к себе детей, дал каждому блюдце с акварельной краской — одному с красной, другому с синей, третьему с желтой — и предложил им закрасить черные участки пейзажа. Он внимательно наблюдал за тем, как дети развлекались, потом вдруг крикнул: «Стоп!»
Он взял картину, добавил несколько деталей для завершения воображаемых форм, на которые намекали детские линии, и картина была готова.
Из книги Дж. Дж. Хемертоил «Жизнь Дж. М. У. Тернера», 1879
Рис. 18.1.
Рис. 18.2.
Да, это корова, повернувшая голову к зрителю. Эскиз на следующей странице (рис. 18.6) показывает вам позицию, но попробуйте увидеть ее самостоятельно за разумный промежуток времени. Как и в случае с бородатым мужчиной, вы не можете не видеть образ, как только обнаружили его, и он кажется столь очевидным, что вы удивляетесь, почему раньше были столь слепы.