Следующий шаг: только вы, бумага и карандаш
Использование сетки с необходимостью пауз для повторного задания ей нужного положения и оценки углов и пропорций может показаться несколько утомительным и медлительным процессом. Сетка тем не менее является прекрасным инструментом для тренировки навыка визирования. Теперь вы готовы, однако, перейти к более простой, быстрой и элегантной процедуре, где единственным необходимым инструментом для визирования является карандаш, которым вы рисуете.
Эта техника подразумевает, что вам почти не потребуются паузы для визирования: рука, держащая карандаш лишь останавливается на мгновение, и вы вытягиваете ее, как показано на рис. 17.17. Затем вы продолжаете рисовать. Визирование становится простой и быстрой процедурой.
Рис. 17.14. Изучающая рисование писательница Пег Брэкен выбрала для визирования угол комнаты со старинной швейной машиной, на которую поставлена электронная пишущая машинка — очаровательная композиция
Рис. 17.15
Рис. 17.16. Студенческий рисунок: угол комнаты
Здесь необходимо уточнить, что карандаш функционирует как своего рода подвижная линия сетки (и глитч), относительно которой можно визировать углы, определять пропорции и проверять правильность наблюдений. Таким образом, карандаш становится упрощенным вариантом сетки. Благодаря простоте и элегантности этого метода, им пользуется большинство художников. Проще его лишь визирование «на глаз» — без использования каких-либо вспомогательных инструментов, — которым вы наверняка уже пользуетесь, хотя бы иногда.
Рис. 17.17. Рисунок Алэна, журнал Нью-Йоркер
Рис. 17.18. Ваша «модель», Диего Мартелли, видимая через нанесенную художником сетку. Эдгар Дега (1834-1917). «Этюд к портрету Диего Мартелли».
С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард
Рис. 17.19. Быстрый и простой «видоискатель»
Рис. 17.20. Другой тип «видоискателя»
Давайте попробуем визировать с помощью одного только карандаша. Пожалуйста, прочтите все указания прежде, чем начнете.
1. Уговорите кого-нибудь позировать вам или, если хотите, усядьтесь перед зеркалом и сами станьте моделью для себя. В качестве учебного рисунка я воспользуюсь «Этюдом к портрету Диего Мартелли» Эдгара Дега (рис. 17.18). Вы сразу заметите, что Дега, которого часто именуют величайшим из всех рисовальщиков, нанес на рисунок сетку, как это он часто делал.
Прежде чем вы приступите к собственному «Этюду модели», я предлагаю вам выполнить следующее короткое упражнение: воспользуйтесь рисунком Дега, чтобы попрактиковаться в визировании. Если угодно, можете скопировать этот рисунок или просто потренируйтесь с визированием. После этого вы будете готовы рисовать модель.
2. Поставьте книгу с рисунком Дега вертикально на уровне глаз в метре от себя и усядьтесь перед ней. На лист бумаги нанесите формат, сохраняющий пропорции формы рисунка. Формат более наглядно задает вертикаль и горизонталь, чем границы листа. Если хотите, можете скопировать рисунок Дега в свой формат, чтобы лучше оценить углы и судить о пропорциях.
3. Ваши рука, большой палец и карандаш могут играть роль «видоискателя» для ограничения воспринимаемого «извне» объекта (в данном случае, Диего Мартелли). Отведите большой палец левой руки (правой для левшей) под прямым углом к кисти и приставьте карандаш вначале вертикально, образуя третий край, а затем горизонтально, образуя четвертый край, как показано на рис. 17.19, формируя этими движениями, так сказать, «призрачный» край.
Рис. 17.21. Диего Мартелли в большем приближении.
Элгар Дега (1834-1917). «Этюд к портрету Диего Мартелли».
С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард
Вы можете придвигать руки ближе к глазам или отодвигать их, чтобы зафиксировать вид, который вы хотите нарисовать, загоняя модель и негативные пространства вокруг нее в рамки формата. (Если хотите, можете изготовить «настоящий» видоискатель, вырезав небольшой прямоугольник в центре листа плотной бумаги, как показано на рис. 17.20. Однако использование в качестве видоискателя лишь руки и карандаша — очень простой процесс, позволяющий вам обходиться без каких-либо вспомогательных инструментов.) Во втором «Этюде Диего Мартелли» Дега изменил вид и приблизил фигуру к зрителю, нарисовав ее несколько большей относительно формата (рис. 17.21).
4. Вернувшись к первому «Этюду» Дега, зафиксируйте в уме общий внешний контур всей фигуры. Такую практику иногда называют «квадратурой»; она помогает художнику держать в уме общие пропорции и общую форму объекта. (На рис. 17.22 эта процедура, шутки ради, вывернута наоборот.)
5. Для визирования углов закройте один глаз и держите карандаш на расстоянии вытянутой руки в воображаемой плоскости изображения (карандаш представляет собой вертикальную или горизонтальную «линию» сетки). Рассмотрите угол между карандашом и левым плечом Диего Мартелли, показанный на рис. 17.23. Запомните этот угол и нарисуйте край плеча под тем же углом относительно края бумаги.
Рис. 17.22. «Квадратура» наоборот. Иллюстрация Сеймора Кваста (заголовок: «Как рисовать геометрические фигуры». Ниже: шаг 1, шаг 2 и т. д.)
Рис. 17.23. Визирование угла
Закройте один глаз, проверьте следующий угол (например, затылка) и нарисуйте этот край. Продолжайте рисовать, перемещаясь от одного края к соседнему, от одного негативного пространства к следующему. Таким образом можно определить все углы — через простое сравнение с константами, вертикалью и горизонталью. И помните, что вы можете перепроверять любые из этих наблюдений, перемещаясь на негативные пространства.
6. Для визирования пропорций нужна другая процедура. Основная идея состоит в том, что все части объекта, пейзажа, человека (проблемы!) связаны пропорциональными соотношениями, которые вы не властны изменить по своему желанию. Ваше дело — увидеть эти соотношения и увидеть правильно. Не такими, какими, как вам кажется, они могли бы быть или должны быть, но какие они есть. Мы говорим о действительности, о том, что есть на самом деле, и о возможности увидеть эту действительность.
7. Держа карандаш в вытянутой руке горизонтально, наведите его кончик на один край головы модели и отметьте положение другого края ногтем большого пальца (рис. 17.24). Удерживая палец на месте, зафиксируйте эту мерку (назовем ее «единицей») и, не меняя положение локтя, поверните карандаш вертикально и измерьте длину головы (до нижней точки бороды). Вы обнаружите, что соотношение составит примерно единицу к полутора (1:1'/2) (рис. 17.25 и 17.26).
Запомните это соотношение. Теперь рисуйте голову, позаботившись о том, чтобы она имела нужный размер относительно формата (то есть чтобы сохранялась пропорция головы относительно формата). В этом вам поможет сетка, нанесенная Дега. Постарайтесь также правильно разместить голову относительно верхнего края формата — в этом вам тоже поможет сетка Дега.
Рис. 17.24
Рис. 17.25
Рис. 17.26. Визирование пропорций
8. Затем спросите себя: «Насколько низко расположен край жилета относительно длины головы?» Опять выполните визирование на рисунке (1:l'/з) и отметьте штришком отмеренное расстояние. При рисовании рук используйте негативные пространства, но не забудьте визировать толщину руки. Вернитесь к «единице», ширине головы, и измерьте толщину руки относительно ширины головы. Вы обнаружите, что соотношение составляет 1:2/з - (Толщина руки составляет две трети ширины головы.)
9. Продолжайте работать с рисунком, визируя любые углы и пропорции, всегда определяя соотношения, и не забывайте использовать как можно чаще негативные пространства для проверки своего визирования.
Попрактиковавшись с визированием, возьмите чистый лист бумаги и начинайте свой «Этюд модели». Следуйте тем же указаниям: ограничьте форму видоискателем, составленным из руки и карандаша; рисуйте карандашом; приступайте к рисованию, выполняя необходимое визирование относительно вертикали и горизонтали, оценивая пропорциональные соотношения и сверяя свои наблюдения с обильной информацией, доставляемой негативными пространствами. (Рис. 17.27 служит примером.)
Я думаю, что, закончив свой рисунок, вы наверняка обнаружите, что все «сходится». И, как я себе представляю, вы измерили множество углов и пропорций, не используя даже карандаш как глитч — просто воспринимая информацию «на глаз», выполняя быстрые визуальные оценки и даже, вероятно, легко обходя предварительные концептуальные программы мозга. П-режим управляет зрительной информацией чрезвычайно быстро и ловко (так же, как Л-режим обрабатывает вербальную информацию). Но всякого, кто рисует, осознание того, что для проверки «трудных» двусмысленных или парадоксальных взглядов всегда доступна эффективная процедура визирования, наполняет уверенностью в себе. Вероятно, такую же роль играют словари и справочники для писателей, метрономы и камертоны для музыкантов.