Рисование со скоростью улитки
«Контур» определяется как край формы. Контурная линия, по этому определению, не означает лишь внешний край. Контурные линии могут описывать любой край, внутри или снаружи формы.
Следующий этап — в некотором смысле обратный процесс: по-прежнему наблюдая за краями, вы обманом отстраните от работы Л-режим, на этот раз наскучив ему. Вы будете рисовать очень медленно.
Этот процесс называется «чистым контурным рисованием» — иногда его также именуют «слепым контурным рисованием». Для такого рисунка вам нужен лишь один лист бумаги, приколотый или приклеенный по углам к столу (чтобы он не ерзал, пока вы рисуете).
Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.
1. Установите таймер на десять минут и поставьте его в таком месте, чтобы вы не могли его видеть.
2. Сядьте в следующем положении: ваша рука с карандашом готова рисовать на приколотом листе бумаги, но тело полностью отвернуто от бумаги, чтобы вы не могли видеть ее (как показано на рис. 14.1).
3. Смотрите на свою вторую руку, особо фокусируясь на линиях в центре ладони, или у основания большого пальца, или у основания самой кисти — там, где есть сложные узоры линий. Вы будете рисовать лишь небольшой участок такого узора, чтобы попрактиковаться в «ином видении» и рисовании того, что видите. В следующей главе мы нарисуем руку целиком.
4. Зафиксируйте взгляд на одной морщинке (место, где сходятся два участка кожи, представляется одной линией — краем).
Рисование со скоростью улитки
Рис. 14.1. Положение тела при «чистом контурном рисовании». Важно, чтобы вы не могли видеть того, что рисуете
Начинайте рисовать эту линию, регистрируя карандашом каждый бит воспринимаемой вашими глазами информации по мере очень медленного, миллиметр за миллиметром, продвижения взгляда вдоль линии. Вообразите, что ваша судьба зависит от того, насколько полно вы рассмотрите и зарисуете эту морщинку. Вообразите, что ваши глаза и карандаш движутся с одной и той же скоростью и что карандаш служит записывающим устройством (типа сейсмографа), которое регистрирует каждое мельчайшее наблюдение, каждую неровность линии, каждое изменение направления.
5. Увидев и зарисовав каждую деталь морщинки, переходите к соседней линии и начинайте точно фиксировать свое восприятие этой линии и ее связи с первой линией. Затем переходите к следующей линии. И так далее.
6. Не поворачивайтесь к рисунку. Не сводите взгляда с кисти руки, пока не зазвонит таймер. Самое главное: продолжайте рисовать без остановки, пока не зазвонит таймер,
7. Игнорируйте протесты со стороны Л-режима, что это «слишком медленно, слишком скучно, слишком нелепо, слишком бесполезно». Продолжайте рисовать, и Л-режим скоро замолчит — возьмет кратковременный отпуск. В это мгновение вы можете обнаружить, что видите по-другому. Вы можете обнаружить, что вам хочется видеть больше, а потом еще больше. Информация, сложные узоры крошечных линий могут вдруг показаться вам необычными и чрезвычайно интересными. Пусть так и будет: это и есть переключение режимов видения, к которому вы стремитесь.
Ощущая себя входящим в несколько иное умонастроение, или состояние сознания, не противьтесь этому. Пребывание в состоянии П-режима доставляет наслаждение и удовлетворение; человек испытывает бодрость, заинтересованность, уверенность в себе и сосредоточенность на поставленной задаче. Тем не менее некоторые люди находят это переключение мышления пугающим, даже приводящим в ужас. Его не нужно бояться, поскольку это состояние настолько эфемерное, настолько хрупкое, что малейшее вмешательство способно разрушить чары или вы сами сможете легко выйти из этого настроения, если захотите.
Чем порождается этот страх? Вот одно размышление, полушутливое: Л-режим может бояться, что если вы уйдете «туда» слишком далеко, вы можете не захотеть «вернуться». Говоря серьезнее, если страх является боязнью «утратить контроль», то беспокоиться не о чем. Когда зазвонит таймер, вы сразу же и полностью вернетесь в «нормальное» состояние Л-режима. Как знает каждый творческий человек, настоящая проблема — в том, чтобы удержать ускользающий П-режим достаточно долго, чтобы успеть закончить работу. Теперь начинайте рисовать.
Когда закончите, рассмотрите свой рисунок. Вы увидите очень странный набор черточек, свежий, нестереотипный и очень глубокий в художественном отношении. Я очень люблю вспоминать замечание, которое сделала писательница Джуди Маркс Говард, впервые увидев чистый контурный рисунок. Она сказала: «Никто в левом уме не смог бы выполнить такого рисунка!» И это верно замечено. Л-режим просто не может или не хочет иметь дело со столь сложной визуальной информацией.
Возникает, конечно, вопрос: «А что это дает?» Вопрос этот не нов. «Чистое контурное рисование» применяется американскими преподавателями изобразительного искусства уже сорок лет со времени публикации знаменитой книги Кимона Николаидеса «Естественный путь к рисованию», и все это время они знали, что оно помогает учащимся рисовать лучше — видеть лучше, — но почему этот метод так полезен, всегда оставалось загадкой. Я предлагаю следующее возможное объяснение.
Во-первых, «чистое контурное рисование» вынуждает отстраниться от работы Л-режим, который обычно «видит» детали формы — пальцы, ногти, морщинки — как символические абстракции. Л-режим фактически говорит вам: «Я уже понял, это морщинка. Зачем продолжать смотреть на нее? Я ее уже назвал. Это все морщинки. А для морщинок у меня есть специальный штришок, который я всегда использую. Вот он! Они все похожие; мы просто несколько раз применим этот штришок — и все будет понятно. Пошли дальше... это слишком скучно» и так далее. Во-вторых, «чистое контурное рисование» может также изменить привычный стиль работы П-режима. Возможно, при «нормальном» распределении функций П-режим в качестве основного объекта восприятия видит руку целиком, а Л-режим имеет дело с деталями как абстракциями. Но намеренная концентрация внимания П-режима на детали (морщинке, ногте), возможно, заставляет его видеть эту деталь как целую конфигурацию, сохраняя одновременное восприятие связи детали с полной конфигурацией. Видимо, П-режим способен идти все глубже и глубже, воспринимая детали деталей, не теряя при этом из виду полной конфигурации во всех ее сложных соотношениях. Именно такое умонастроение необходимо для рисования наблюдаемой формы, так что «чистое контурное рисование» может, в некотором смысле, оказаться шоковой терапией для обоих режимов — оба полушария понимают, что происходит что-то не то, и, возможно, этим объясняется тот стресс, который испытывают многие студенты, используя эту технику.
Короче говоря, «чистое контурное рисование» создает условия, в которых П-режим более не делится работой по переработке зрительной информации с Л-режимом, а все воспринимает сам, рассматривая все детали и общую конфигурацию во взаимоотношениях. Эти взаимоотношения, составляющие полную картину, чрезвычайно сложны (вспомните «Хризантему» Мондриана, с. 53) и выходят за пределы возможностей или склонностей Л-режима. Но это глобальное восприятие и леса, и деревьев обеспечивает единство наблюдения, краеугольный камень искусства и творчества — integritas Фомы Аквинского (см. с. 113), первое из трех эстетических требований для красивого рисунка или элегантного решения проблемы.
Если обобщить сказанное, то конечная цель «чистого контурного рисования», во-первых, пережить (как можно ближе) восприятие, которое является чисто образным, без частичного вмешательства линейно-последовательного режима, восприятие, на которое вербальные понятия практически не воздействуют, а во-вторых, выполнить рисунок, в котором записывается это переживание. Посредством «чистого контурного рисования» вы делаете образное мышление видимым, как это было и с аналоговыми рисунками.