Рисование портретов в аналоговой форме
Давайте рассмотрим упражнение, призванное расширить и углубить использование вами визуального языка. Вы будете рисовать портрет, но, пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем приступите к работе.
1. Сконцентрируйте мысли на каком-то человеке — личность или характер которого значительны для вашего настоящего или прошлого, но который, быть может,
Аналоговые рисунки нескольких студентов на тему «одиночество» вторят джойсовой большой точке для Блума являет собой загадку для вас. Вы будете рисовать этого человека не как обычный портрет, но как аналогию, схему линий и форм, которые обозначают этого человека — как точка обозначает Блума, — не пытаясь сколько-нибудь реалистично отобразить его внешний вид. Короче говоря, вы будете рисовать портрет личности или характера этого человека, как вы их воспринимаете, используя только экспрессивный визуальный язык, с которым вы практиковались в предыдущей главе.
2. Выбрав человека, нарисуйте «рамку» для портрета, т. е. формат, в котором вы будете работать (рис. 8.1). Формат может иметь любую форму по вашему выбору: прямоугольную (ее используют чаще всего), квадратную, круглую, овальную или неправильную. Выберите то, что вам кажется правильным.
Этот рисунок, как и предыдущая серия рисунков, не требует никакой предварительной художественной подготовки или какого-либо опыта. Как вы видели в предыдущей главе, способность использовать силу рисуемых линий у вас уже есть, и она вполне доступна для выполнения этого упражнения. Помните, что вы не должны рисовать какие-либо узнаваемые объекты, символы, буквы или слова.
3. Поймите, что вам не нужно заранее знать, как будет выглядеть ваш рисунок. Более того, вы не должны этого знать, потому что цель этого рисунка — раскрыть аспекты личности человека, которые вы можете ощущать на некотором уровне сознания, но которые, возможно, не доступны рациональному, повседневному мышлению — опять же, чтобы показать вам, что вы знаете, но не знаете, что знаете.
4. Сначала поразмышляйте об этом человеке, сканируя сложность его личности по возможности без использования слов. Представьте этого человека в разных ситуациях. Рассмотрите выражения его лица. Прочувствуйте подспудные и невысказанные послания. Если в вашем воображении этот человек разговаривает, постарайтесь не слышать слов; наблюдайте за ним, но не слушайте, как будто смотрите немой фильм.
5. Предоставьте рисовать самому карандашу, чтобы он проводил те линии, которые должны быть проведены. Никакой цензуры. Этот рисунок — ваше личное дело, и вы не обязаны его кому-либо показывать. Поймите, что рисунок обязательно получится правдивым, по крайней мере с точки зрения вашего восприятия, просеянного через сито вашей собственной личности, поскольку зрительно-образный П-режим мозга должен, даже против собственной воли, видеть только то, что представляется поступающим извне. Позвольте карандашу регистрировать то, что вам кажется правильным в отношении этого человека, даже истины, кажущиеся противоречивыми или парадоксальными. Вам не обязательно загонять себя в рамки определенного промежутка времени; этот рисунок может включать разные временные периоды, если вы пожелаете.
Рис. 8.1. Многообразие форматов
В романе ирландского писателя Джеймса Джойса «Портрет художника в юности», написанном между 1904 и 1914 гг., герой по имени Стивен выделяет три «сети», которые угрожают ему: «Когда душа человека рождается в этой стране, над ней растянуты сети, которые не дают ей взлететь. Вы говорите мне о национальности, языке, религии. Я постараюсь обогнуть эти сети».
«Линия поддерживает безмолвный разговор между рисовальщиком и потоками его переживаний. Рисовальщик пытается поддерживать состояние, в котором его чувства напрямую соприкасаются с реальностью... Он ищет структуру внешности, взаимосвязи и порядка».
Эдвард Хилл «Язык рисования», 1966
6. Имейте в виду, что этот рисунок покажет вам, когда вы закончите его, что у вас на (правом) уме насчет этого человека. Опять же, вы не можете знать этого заранее, т. е. до завершения рисунка, потому что то, что вы знаете, находится в той части ума, которая зачастую недоступна обычному мышлению. Цель этого рисунка — сделать видимым то, что уже есть у вас на уме, — не узнать что-то новое, но «обогнуть сети» языка и увидеть.
Теперь начинайте рисовать.
Закончив рисунок, рассмотрите его. Строго говоря, это не портрет; вы нарисовали свой инсайт — «взгляд внутрь» — человека, а не самого человека. Естественно, ваш инсайт и ваше восприятие могут отличаться от восприятия этого человека другими людьми или его собственного самовосприятия. Но это не имеет значения здесь. Целью этого рисунка было рисовать не то, что вы думаете, что знаете или что знает кто-то еше, но отыскать то восприятие в вашем уме, о котором вы не знаете на рациональном уровне сознания.
Теперь ваш рисунок можно «читать», отыскивая значение. Линии, которые вы нанесли, полны смысла для вас, потому что они обозначают идеи, уже существующие в вашем уме. Может быть, вы смогли бы закончить одну из следующих фраз?
«Я не понимал того, что...»
«Теперь я вижу, что...»
«Меня удивило то, что...»
«Я раньше по-настоящему не понимал, что...»
«Я застиг себя за тем, что рисую...»
Поскольку одним из требований творческого мышления является способность выводить инсайт на уровень рационального сознания, попытайтесь теперь изложить на словах то, что вы узнали — снабдить рисунок «ярлыком» и заключить неуловимое и хрупкое понимание в клетку слов. Я должна еще раз предупредить вас о том, что для того, чтобы иметь дело с инсайтом и увидеть то, что может показать вам рисунок, часто требуется большое мужество. С другой стороны, рисунок может показать вам некоторые приятные аспекты человека, которые могли оставаться вне вашего рационального сознания. Если вы поймали себя на том, что вы пожимаете плечами, глядя на рисунок, и говорите: «Мне это ничего не напоминает», я рекомендую вам либо посмотреть на него новым, свежим взглядом, либо попробовать нарисовать этого человека еще раз.
«Ярлык» для рисунка вы можете создать, записав свой инсайт (или инсайты) на бумаге или устно рассказав себе (или кому-то еще) про этот рисунок.
Портретные аналогии, выполненные студентами
Позвольте познакомить вас с некоторыми «портретными» рисунками, выполненными моими студентами, вкупе с их комментариями (рис. 8.2—8.7).
Я начну с того, что укажу вам на свежее, нестереотипное свойство этих рисунков — и, полагаю, вашего тоже. Как и в случае с предыдущими аналоговыми рисунками, как только требование производить на свет узнаваемые образы снимается, люди, не имеющие ни малейшей подготовки в изобразительном искусстве, создают изобретательные и экспрессивные рисунки. Кроме того, как и предыдущие аналоговые рисунки, эти портретные аналогии являются абсолютно уникальными, хотя зачастую содержат схожие структурные формы, составляющие часть визуального языка, который передает смысл зрителю.
А теперь портреты.
Рис. 8.2. «Портрет Д.», выполненный Джанан Гайан.
Вот письменные комментарии Джанан:
«Я явственнее вижу, насколько он эмоционально отрешен. Есть в нем какая-то остаточная злобность, с которой он не смог справиться, и когда он сердится на что-нибудь, гнев бывает очень силен и проявляется без предупреждения.
Временами это очень важный, серьезный, сдержанный человек, а иногда он бывает весьма безрассуден — и очень забавен; порой он саркастичен и задирист.
Я теперь понимаю его лучше, чем раньше, но хочу узнать о нем еще больше. Я не понимаю, почему он не может полюбить меня».
Рис. 8.3. «Портрет С. К.» Памелы Крименс.
« В гневе она ненавидит всякого, даже еще не имев случая что-либо узнать о нем.
Она настоящий друг до гробовой доски, но и беспощадный враг.
Она хороший человек, и с ней весело проводить время. Она откровенна в выражении своих чувств; если вы ей не нравитесь, вы первый узнаете об этом.
Она очень сложный человек.
Я обнаружила, что она мне нравится больше, чем мне казалось раньше. Я ощутила потребность заполнить лист бумаги целиком» Рис. 8.4. «Портрет друга» Чака Кэррола.
«Теперь я вижу, что этот человек находится в растерянности из-за множества эмоций, заполняющих его разум — иногда он очень обеспокоен и пытается разобраться в себе.
Из этого рисунка я узнала что-то новое: что этот человек одинок и что он домосед»
Рис. 8.6. «Портрет Дж. С.» Ивлина Мура.
«Он может быть очень сложным. Он поглощен собой и может закрывать глаза на вещи, которые напрямую его не касаются. Его жизнь полна привычек. Он очень старается быть тем, чем, как ему кажется, он должен быть, не принимая в расчет, кто он есть на самом деле. Новое в нем я вижу то, что, возможно, внутри у него скрыто меньше, чем проявляется на поверхности. А может, в нем есть какие-то области, о которых я ничего не знаю?»
Рис. 8.7. «Портрет Дж. М. Б.» Барбары Пол.
«Я имела в виду нарисовать человека отстраненного (вокруг краев), но с которым, тем не менее, легко иметь дело, предсказуемого, кроме тех единичных случаев, когда вспыхивают открытые личные ссоры. Вместо этого, мне кажется, я нарисовала глыбу гранита или льда».