Словарь: бесконечная переменчивость внутри общего сходства
Сначала об общих сходствах. Вы заметите, что рисунки из каждой отдельной категории имеют некоторые общие характерные черты — некое «семейное» сходство. Например, в прямоугольниках, помеченных словом «Гнев», линии зачастую темные, тяжелые, зубчатые. В прямоугольниках же, помеченных словом «Радость», линия часто светлая, извилистая и возвышающаяся. В ячейках «Безмятежность» или «Спокойствие» линия зачастую горизонтальная или спадает вниз под легким наклоном. «Депрессия» часто порождает изображение, расположенное низко в отведенном ему пространстве.
Вы можете найти эти сходства и на своих рисунках, хотя это не обязательно. Ваши аналогии могут полностью отличаться от приведенных мною примеров. Для вариаций, по-видимому, нет никаких границ. Несмотря на общие черты сходства внутри категорий, я никогда не встречала двух одинаковых рисунков, как нет двух совершенно одинаковых людей.
К общим сходствам я вернусь позже, а сейчас давайте рассмотрим бесконечное разнообразие внутри отдельной категории. Рассмотрите, пожалуйста, коллекцию рисунков изображений «гнева» на с. 83 (рис. 7.8). Каждый из этих рисунков принадлежит разным студентам.
Мысленно присовокупите свой рисунок к этой коллекции. Как вы можете видеть, хотя ваш рисунок под названием «Гнев» может иметь некоторые черты сходства с другими рисунками, он совершенно уникален — отличаясь от других, как одна снежинка имеет общие черты с другими снежинками и все-таки имеет совершенно уникальную форму.
Рассматривая свой рисунок в этом контексте, поймите, что вы изобразили свой собственный гнев (как и каждый из студентов портретировал свой гнев). Каждый рисунок отличается от других потому, что каждый человек отличается от других и каждый переживает гнев, в общих чертах схожий, но совершенно уникальный по характеру, силе, продолжительности, концентрации и так далее.
Ваш рисунок делает ваш гнев видимым. Именно так он выглядит. Другой человек, глядя на ваш рисунок, смог бы «прочитать» видимое проявление вашего гнева и интуитивно понял бы, на что он похож, как и вы, разглядывая рисунки студентов, в каждом случае каким-то образом узнаете, на что похож этот гнев. Это знание, наверное, можно было бы выразить и словами, но ввиду того, что даже самый маленький рисунок содержит в себе исключительно сложную информацию, передать все это на словах было бы трудно. (В качестве эксперимента попробуйте подобрать подходящие слова или фразы, которые бы вербально выражали то, о чем вам визуально «рассказывает» рисунок.)
Рис. 7.2. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергичность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Смятение.
Рис. 7.3. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергичность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Страх.
Рис. 7.4. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергичность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Любовь.
Рис. 7.5. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергичность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Истерия.
Рис. 7.6. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергичность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Сиротливость.
Рис. 7.7. Надписи на рисунке: 1. Гнев; 2. Радость; 3. Спокойствие; 4. Депрессия; 5. Энергачность/Сила;
6. Женственность; 7. Болезнь; 8. Смятение.
Рис. 7.8. Студенческие аналоговые рисунки понятия «гнев»
Рис. 7.9. «Гнев», изображенный одной из студенток
«Наша западная художественная традиция выросла на прямоугольных форматах бумаги промышленного изготовления, и в них было создано большинство великих рисунков; так что мы вынуждены относиться к прямоугольному формату очень серьезно. Чтобы показать, насколько это существенно, давайте посмотрим, как выразительность линий зависит от их расположения относительно краев стандартного листа бумаги.
Важным фактором является направление, в котором мы обычно пишем, потому что рисование тесно связано с письмом. Большинство людей, пишущих на западных языках, чувствует, что движение слева направо подразумевает как бы "выход вовне", в то время как обратное движение как бы означает "уход внутрь". Поэтому вам может казаться, что линия, которая утолщается, "двигаясь" вправо, уходит прочь, за пределы формата. Что-то стоящее на правом краю может восприниматься вами как мощная преграда.
Выразительную линию, пересекающую лист в обратном направлении, справа налево, вы можете воспринимать как акт насилия, направленный вовнутрь, почти как удар кинжалом в сердце».
Филип Росон «Искусство рисования», 1984