Основы деятельности по направлению
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.А.Лопатина
Т.Н.Сахарова
Е. Г.Уманская
Проект методических рекомендаций
По направлению
«Личностное развитие»
«Творческое развитие»
Москва-2016
Оглавление
Введение
Основы деятельности по направлению
Структура деятельности по направлению
Рекомендуемые мероприятия
Критерии эффективности деятельности по направлению
Примеры моделей деятельности по направлению
Заключение
Список литературы
Редакционный совет:Родионова Е.Г., Пуговкина Т.Н., Лопа Н.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Зинченко Ю.П., Арифулина Л.М., Батурин А.К., Матюхина Е.Н., Фришман И.И., Петров А.С.
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. В общефилософском смысле – это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство внутреннего мира человека.
Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений – это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для жизнеутверждающих смыслов и позитивных переживаний. Креативные чувства способны в какой-то степени исполнять роль неуловимой интуиции. Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования, развития интеллектуальных и нравственно-эстетических эмоций и чувств, с другой, условием и элементом творческого мышления в целом.
Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и многое другое. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира и чувство собственной сопричастности к социуму.
В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации.
Цель данного поднаправления – развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника.
Цель реализуется через следующие задачи.
Задачи деятельности:
1. Стимулирование творческой активности школьников.
2. Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.
3. Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.
4. Контроль реализации творческого развития школьников.
Художественное творчество
Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект.
В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.
Организация творческого развития школьников осуществляется вожатым черезсоздание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творческих способностей личности.
Для обеспечения творческого развития личности важно, чтобы:
· выполняемая деятельность приводила к реальным изменениям;
· деятельность была разнообразной и интересной;
· присутствовала поддержка, одобрение со стороны других;
· была возможность для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни;
· присутствовали поощрения самостоятельной активности и инициативы, творческих способностей;
· были доброжелательные отношения со сверстниками, педагогами, родителями, вожатым.
Психологами выделяются основные условия развития и реализации творческих способностей личности:
· Отсутствие образца регламентированного поведения;
· Наличие позитивного образа творческого поведения;
· Создание условий для подражания;
· Социальное подкрепление (грамоты, призы, экскурсии и т.д.).
По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут «пробиться» через поток забот и переживаний.
Вожатый может организовывать работу, координируя свою деятельность со школьными психологами: проведение мастер-классов, тренингов уверенности в себе и т.п.
Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Традиционно выделяют четыре стадии творческого мышления:
1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
3. Озарение — появление интуитивного решения.
4. Проверка — испытание и/или реализация решения.
Для организации творческого развития школьников важно учитывать их возрастные особенности.
Возрастные особенности младших школьников (6–7 до 9–10 лет)
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Но игра продолжает занимать важнейшее место в жизни младшего школьника, стимулируя их познавательную и творческую активность, помогая сохранять внимание и произвольность действий, поскольку умственная работоспособность младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая, они легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. Поэтому основной формой деятельности по развитию творческого мышления младших школьников должна быть игровая.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста, позволяющими обучающимся стать активными членами РДШ, являются:
· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действий;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте создаются условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. «Утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников, что позволяет ребенку руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Все это дает возможность включить младших школьников в РДШ и эффективно организовать мотивационный и операционально-регулирующий этапы деятельности вожатого по их творческому развитию.
Младшие школьники восприимчивы и впечатлительны. Все новое (книжка с картинками, интересный пример, шутка) вызывает немедленную реакцию. Поэтому при организации их творческого развития очень важно использовать наглядный материал, добавлять элементы театрализованных действий, инсценировать героев сказок, мультфильмов, вызывая интерес, сохраняя внимание.
Важный источник успехов младших школьников – их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения взрослого, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Поэтому при организации творческого развития младших школьников необходимо предоставить им возможности для научения, копирования. Здесь могут быть как мастер-классы специалистов, так и обучающие занятия, организованные более старшими детьми.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Это определяет значимость организации разновозрастных групп для творческого развития в РДШ, ситуации, когда старшие школьники общаются, направляют, обучают младших.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
· формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
· развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
· раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
· развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
· становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
· усвоения социальных норм, нравственного развития;
· развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Здесь важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Поэтому очень важно стимулирование деятельности младших школьников в том числе с помощью эмоциональной поддержки, похвалы, грамот.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт творчества в этом мире.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет)
Это переходный возраст от детства к юности (5–9 классы), характеризующийся глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям.
Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте обучающимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа вожатого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом «бури и натиска». Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому вожатый должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток стремиться подражать окружающим. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные.
Вожатому необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
— формирование нравственных качеств личности
— знакомство с примерами положительных идеалов.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Притязания на признание, чувство взрослости – очень важно для подростка. Здесь вожатый может организовать разновозрастные отряды, в которых подростки могут быть наставниками, обучающими и поддерживающими младших ребят. Организуя работу с обучающимися, вожатый должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Виды творчества | Мероприятия |
Социальное | КВН Коллективные творческие дела («Школа общения, «Лидер» и т.п.) |
Научное | Мастер-классы Конференции Экскурсии Школьный фестиваль научного творчества «День детских изобретений» |
Техническое | Мастер-классы Конференции Экскурсии Школьный фестиваль научного творчества «День детских изобретений» |
Художественное | Мастер-классы Конкурсы Концерты День Художественного Творчества |
КВН
Это уникальное средство развития творчества, просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга детей и подростков. КВН – это, по сути, механизм формирования детских объединений, действующих на принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности и самоуправления.
Цель: создание условий для раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала учащейся молодежи.
ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Подготовительный этап.
Информирование.
Подготовка к любому мероприятию начинается не менее чем за месяц до начала мероприятия, и начинается с информирования школьников, учителей и родителей о мероприятии, об основной идее мероприятия, о возможностях ребенка раскрыть свой потенциал, продемонстрировать свои способности. Информирование должно идти одновременно по нескольким каналам. Для этого может быть использован сайт РДШ, сайт школы и другие информационные платформы, используемые вожатым.
Информирование обучающихся: необходимо использовать информационный канал, пользующийся наибольшим доверием детей: учителя, родители, сверстники, сайт школы. Возможно использование для этой цели старшеклассников, которые расскажут более младшим детям о возможности участия в мероприятии. Также можно использовать в информировании победителей предыдущих мероприятий, чье мнение и оценка будут для детей важным и покажет перспективы их участия.
Информирование учителей: возможно привести точку зрения (высказывание) какого-нибудь авторитетного лица по поводу тематики мероприятия, чтобы заинтересовать учителей, включить их в подготовку и проведение мероприятия. Сбор информации о творческих способностях детей.
Информирование родителей: работу с родителями лучше проводить в момент родительских собраний, необходимо четко нарисовать перспективы развития детей, участвующих в мероприятиях РДШ. Сбор информации о творческих способностях детей.
2. Отбор и подготовка участников.
В результате проведения информационной кампании заинтересованные школьники обращаются к вожатому за более подробной информацией.
- Необходимо проанализировать возраст отобранной группы детей, для того, чтобы наиболее эффективно планировать мероприятие, учитывая возрастные особенности детей;
- в процессе общения с детьми (и основываясь на информации от учителей и родителей) выявить круг творческих способностей детей, что позволит более содержательно проводить любое мероприятие, используя возможности самих детей.
- составление подробного плана проведения мероприятия, включающего разные формы и методы проведения, учитывая возрастные особенности участников;
- ознакомление детей с разными видами творчества, с личностями знаменитых ученых, писателей, художников, с практическим применением научных открытий. Это наиболее важно для младших школьников, т.к. у детей сформируется ценностное отношение к творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка. Форма проведения: экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.
- Мотивация детей к участию в мероприятии должна сочетать как социальную, так и материальную мотивацию. Надо учитывать, что возраст ребенка определяет характер мотивации. Чем младше ребенок, тем более активная роль взрослого в поддержании мотивации. Необходимо стремиться к приоритету социальной мотивации, это задача для детей среднего и старшего возраста.
- Координация работы заключается не только в привлечении детей к участию в мероприятии, но и работу с учителями и родителями, назначение ответственных по каждой возрастной группе, подбор экспертной комиссии для оценки участия детей в мероприятии из числа учителей, руководителей творческих кружков, и т.д.;
- Подбор заданий для каждой возрастной группы
· Для младших школьников задание должно носить более конкретный характер, т.к. они сами еще не могут доработать и развить его самостоятельно;
· Для средних школьников задание не должно носить жестко регламентированный характер, оно скорее неопределенное, что дает возможность детям проявить творческую активность.
· Для старших школьников задание имеет более высокий уровень сложности (по сравнению со средними школьниками) и неопределенности.
- Ознакомление участников с критериями оценки должно проходить заранее. Критерии зависят от характера мероприятия: если важно продемонстрировать правильность выполнения какого-либо творческого навыка, то это будет одним из основных критериев. Чем старше дети, тем больший вес будет иметь такой критерий как самостоятельность выполнения, особенности презентации. Если, например, мероприятие связано с воплощением на практике какой-то творческой идеи, то в качестве критерия можно использовать практическую значимость изобретения.
- оформление места проведения мероприятия должно проводиться совместно с детьми и учителями, это поможет создать особое настроение перед проведением мероприятия, снимет конфликты между детьми и учителями, научит детей совместной работе.
3. Проведение данного мероприятия должно опираться на возрастные особенности детей.
Ученики младших классов
Форма проведения: может быть организована система мастер-классов (например, Занимательная биология, Занимательная химия, занимательная физика и т.д.), которые помогут сформировать у детей творческие навыки, необходимые для дальнейшей творческой активности ребенка. Для проведения мастер классов необходима координационная работа вожатого по привлечению учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников для проведения мастер-классов.
Роль взрослого: поскольку возможности младших школьников по самостоятельной творческой деятельности ограничены, то включенность взрослого в творческий процесс этой возрастной группы максимальный, взрослый выступает как руководитель.
Ученики средних классов
Форма работы для обучающихся может быть как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого в группе – помощник, советник.
Результат: дети учатся работать в группе, формулировать свою идею, отстаивать ее необходимость, практическую значимость. Важным моментом будет презентация творческого результата. Для оценки результатов творческой деятельности детей можно привлекать экспертов (учителей, преподавателей ВУЗов-партнеров, научных работников), ориентируясь на точку зрения профессионалов. Оценивается оригинальность идеи, ее практическая значимость, эффективность работы в группе, презентация результата.
Ученики старших классов
Форма работы как индивидуальная, так и групповая.
Роль взрослого: оценка результата.
Результат: особое внимание стоит уделить анализу каждого этапа работы, это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности.
Оценка.
Оценка должна проводиться по тем критериям, которые были объявлены заранее.
Для детей младшего школьного возраста очень важна оценка взрослого. Необходимо, чтобы она носила корректный характер, чтобы не обидеть ребенка, и не разрушить его желание дальше участвовать в подобных мероприятиях. Для оценки можно привлекать школьных учителей, психологов, родителей.
Для детей среднего и старшего школьного возраста более важно мнение сверстников, поэтому для оценки этих возрастных групп можно вводить в жюри авторитетных детей или вводить такую номинацию как «приз школьных симпатий». Для этой возрастной группы важно наличие профессиональной оценки, поэтому присутствие экспертов по теме мероприятия обязательно.
Более эффективному развитию личности ребенка будет способствовать использование самооценки его участия в мероприятии. Для этого можно использовать анкету члена РДШ. При этом самооценка младшего школьника может быть более эмоциональной, а в старшем школьном возрасте дети обладают достаточно развитой рефлексией, т.е. навыками самоанализа. Ознакомление с результатами самоанализа детей (мониторинг) даст возможность получить обратную связь от участников разных возрастов, позволит определить круг детей с заниженной самооценкой, на которых надо направить дополнительное внимание и усилия.
Подобный мониторинг можно проводить не только среди детей, но и среди родителей и учителей, для координации свой деятельности, для оценки эффективности тех мероприятий, которые проводятся в рамках РДШ.
Подведение итогов.
Подкрепление очень важно для стимуляции (мотивации) дальнейшего участия детей в мероприятиях РДШ.
Для детей младшего школьного возраста более желательным будет материальное подкрепление (награда, приз, грамота и т.д.). Поэтому желательно, чтобы все участники мероприятия данного возраста получили некие достижения, хотя бы в виде грамот.
Для детей среднего и старшего школьного возраста кроме материального аспекта может быть использовано и социальное подкрепление. Например, старшие дети, отличившиеся в каком-либо мероприятии, могут курировать в дальнейшем группу более младших детей, обучая их тому, что у них хорошо получается, организуя их для дальнейшего творческого развития и помогая вожатому.
Необходимо создать ситуацию (встреча участников, обмен мнениями), в которой дети поделились бы друг с другом своими эмоциями, мыслями, впечатлениями, пожеланиями по проведению дальнейших мероприятий. Наиболее эффективно подобные мероприятия будут в случае присутствия на них детей разных возрастов, что будут хорошим примером и мотиватором для младших школьников.
Возможно создание общего коллажа, посвященного празднику, альбома. Или совместный с детьми подбор фотографий для сайта. С более старшими детьми возможна работа по созданию и монтажу фильма, посвященного проведенному мероприятию, с младшими – презентации, проведение конкурса рисунков по теме праздника.
Важно проанализировать мероприятие и самому вожатому, ответить для себя на вопрос: все ли получилось так, как планировалось, достигнуты ли цели, что можно было сделать по-другому и т.д.
Подготовительный этап.
Цель: ознакомление детей с научным творчеством, с личностями знаменитых ученых, с практическим применением научных открытий.
Форма проведения: экскурсии, классные часы, дискуссии и т.д.
В результате у детей сформируется ценностное отношение к научному творчеству, появится положительный образец, т.е. мы закладываем определенную перспективу развития для ребенка.
Задачи вожатого:
1. Мотивация детей к участию в мероприятии;
2. Координация работы (организация подготовительного этапа, привлечение экспертов, сопровождение победителей, анализ отзывов участников);
3. Подбор заданий для каждой возрастной группы;
4. Ознакомление участников с критериями оценки;
5. Анализ творческих результатов (оценка и подкрепление).
Проведение данного мероприятия должно опираться на возрастные особенности детей.
Заключение
В заключение хочется отметить, что на Вас возложена ответственная миссия – развитие личности ребенка. Это бесконечный и многогранный процесс. Не забывайте о необходимости саморазвития и самосовершенствования, т.к. для детей важен Ваш пример, в первую очередь. Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и будут полезны.
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.А.Лопатина
Т.Н.Сахарова
Е. Г.Уманская
Проект методических рекомендаций
По направлению
«Личностное развитие»
«Творческое развитие»
Москва-2016
Оглавление
Введение
Основы деятельности по направлению
Структура деятельности по направлению
Рекомендуемые мероприятия
Критерии эффективности деятельности по направлению
Примеры моделей деятельности по направлению
Заключение
Список литературы
Редакционный совет:Родионова Е.Г., Пуговкина Т.Н., Лопа Н.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Зинченко Ю.П., Арифулина Л.М., Батурин А.К., Матюхина Е.Н., Фришман И.И., Петров А.С.
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной. Нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности. В общефилософском смысле – это категория, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство внутреннего мира человека.
Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений – это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.
Творческая деятельность продуцирует «строительный материал» для жизнеутверждающих смыслов и позитивных переживаний. Креативные чувства способны в какой-то степени исполнять роль неуловимой интуиции. Они, с одной стороны, являются закономерным результатом формирования, развития интеллектуальных и нравственно-эстетических эмоций и чувств, с другой, условием и элементом творческого мышления в целом.
Творческое развитие позволяет лучше узнать и понять себя, найти новые решения для стандартных проблем, взглянуть на мир по-новому, повысить собственную эффективность и многое другое. От степени развития творческих способностей во многом зависит восприятие мира и чувство собственной сопричастности к социуму.
В каждом человеке заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации.
Цель данного поднаправления – развитие творческого потенциала личности, создание благоприятных условий для развития личности школьника.
Цель реализуется через следующие задачи.
Задачи деятельности:
1. Стимулирование творческой активности школьников.
2. Предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание.
3. Координация воспитательных усилий на разных этапах творческого процесса.
4. Контроль реализации творческого развития школьников.
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
Для решения поставленных задач творческого развития школьников важно понимать, что такое творчество, творческое развитие, какие существуют виды творчества и особенности организации творческого развития на разных возрастных этапах.
Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности; итог создания объективно нового. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата.
Цель организации творческой деятельности обучающихся – создать условия длявсестороннего и гармоничного личностного развития человека, способствующие реализации потенциала активности человека и решение ближайших задач.
К признакам творческой продуктивной деятельности относятся полезность (ценность) и новизна (оригинальность).
В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности можно определить следующие виды творчества:
1. социальное;
2. научное;
3. техническое;
4. художественное.
Социальное творчество – это действия по созданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания, деятельность, направленная на создание нового направления в духовной и культурной сферах общественности. Социальное действие – это результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). Проявление нового культурного течения явно прослеживается в молодежных программах, конкурсах, праздниках, показах, КВН и многих других проявлениях.
Научное творчество - это «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания».
Благодаря творческому профессиональному подходу происходит создание новой техники, упрощение механизмов работы, автоматизация процессов. К творческому процессу можно отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.
Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте, это своеобразный синтез духовного и материального производства.
Техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций.
Художественное творчество
Суть художественного творчества: соединение свободно созданных фантазий и реальности в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект.
В отличие от научного и технического творчества, художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.
Организация творческого развития школьников осуществляется вожатым черезсоздание благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творческих способностей личности.
Для обеспечения творческого развития личности важно, чтобы:
· выполняемая деятельность приводила к реальным изменениям;
· деятельность была разнообразной и интересной;
· присутствовала поддержка, одобрение со стороны других;
· была возможность для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни;
· присутствовали поощрения самостоятельной активности и инициативы, творческих способностей;
· были доброжелательные отношения со сверстниками, педагогами, родителями, вожатым.
Психологами выделяются основные условия развития и реализации творческих способностей личности:
· Отсутствие образца регламентированного поведения;
· Наличие позитивного образа творческого поведения;
· Создание условий для подражания;
· Социальное подкрепление (грамоты, призы, экскурсии и т.д.).
По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не мо