Иносказательные средства словесной выразительности в сценариях театрализованных представлений.

Литературная запись сценария. Слово – основная значимая единица языка. Изобразительные средства языка. Многозначность слова. Сюжетообразующие приёмы сценариев: приём повтора; приём доведения до абсурда; приём буквализации образного выражения /метафоры, фразеологизма/; приём переосмысления заимствованного сюжета; приём загадки /отстранение, ассоциация, сравнение/ и т. п. Литературные формы, используемые в драматургии театрализованного действа.

Символ - образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением.

Роль тропа в работе сценариста. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др. Метафорические высказывания в художественном тексте. Виды метафор. Метонимия, олицетворение. Греческое слово «метонимия» означает переименование, то есть передача одному предмету имени другого. Это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий и т.д. Метонимия представляет собой наложение одного признака на другой, наложение переносного значения на прямое. Олицетворение - разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

Гипербола – одно из выразительных средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного преувеличения того, о чем говорится.

Литота - в переводе с греческого это слово означает «простота». Если гипербола – чрезмерное преувеличение чего-то, то обратная гипербола означает такое же чрезмерное преуменьшение. Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Алогизм – художественный прием, противоречащими логике словосочетаниями подчеркивающий внутреннюю противоречивость определенных драматических или комических ситуаций – для доказательства как бы от противного некую логичность и, следовательно, истинность позиции автора (а за ним - и читателя), понимающего нелогичное словосочетание как образное выражение (название романа Ю.Бондарева «Горячий снег»).

Оксюморон, или оксиморон - фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.

Постоянный эпитет - красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение («синее море», «белокаменные палаты», «красна девица», «ясный сокол», «сахарные уста»).

Формирование сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Понятие «сценарная культура» и характеристика ее становления. Сценарное творчество как особый вид деятельности. Художественно-педагогические основы сценарной культуры. Основные направлениями формирования основ сценарной культуры:

- развитие творческой наблюдательности, необходимой для накопления и отбора жизненного материала, на основе которого строится драматургическая структура будущего сценария;

- формирование драматургической логики (понятийного мышления) на основе общей теории драмы, нужной в сценарной работе для выстраивания сюжетной и событийной последовательности; формирование навыков и умений литературного оформления продукта сценарной работы;

- воспитание художественного воображения (образного мышления), необходимого в сценарном творчестве.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аль, Д. Н. Основы драматургии: учеб. пособие. – 4-е изд. / Д.Н. Аль ; Санкт - Петербург, гос. Ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2005. – 280 с.

2. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре / А. К. Байбурин – СПб, 1993.

3. Богданов, И. А. Постановка эстрадного номера: учеб. пос. / И. А. Богданов. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2004.

4. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства / С. И. Гавдис – Орёл, 2005.

5. Жарков, А. Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технологии / А. Д. Жарков – М.; МГУКИ, 2004

6. Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. – СПб: Логос, 2007.

7. Клитин, С. Искусство эстрады 19-20 в. /С. Клитин. – Санкт-Петербург: ГАТИ, 2005.

8. Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. – Москва: Высшая школа, 1990. - 206 с.

9. Лурье А. С. Специфика концертной деятельности / А. С, Лурье. - М., 1996

10. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств /О. И. Марков. – Краснодар: КГУКИ, 2004. – 408 с.

11. Михайлов, Л.Н. Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как эстетический феномен / Л. Н. Михайлов – М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2007 г.

12. Михайлов, Л.Н. Технический прогресс как один из факторов развития искусства режиссуры современных эстрадно-массовых представлений // Известия Российского Государственного университета им. А.И. Герцена №10(31): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб; 2007 г.

13. Мочалов, Ю. Мизансцена язык режиссера / Ю. Мочалов. - М., 1987 г. – 66 с.

14. Николаев, А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 34–38.

15. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. - Омск, 1992

16. Петросян, Е. В. Великая мозаика / Е. В. Петросян – М., 2000

17. Петросян, Е. В. Над чем смеется Петросян / Е. В. Петросян – М., 2000

18. Петросян, Е. В. Записные хиханьки-хаханьки / Е. В. Петросян – М., 2001

19. Петросян, Е. В. Доктор Смех, или Записные хиханьки-хаханьки-2 / Е. В. Петросян – М., 2007, 672с.

20. Плоткин, В. И. Введение в теорию и практику инсценирования: Методическое пособие для студентов / В.И. Плоткин. – СПб., 2001. – 156 с.

21. Проблемы методики режиссерского творчества: сб. науч. тр. – Москва : МГУКИ, 2002. – 193 с.

22. Рубб, А. А. Размышления о Нетрадиционном театре или Нетрадиционный театр как он есть /А. А. Рубб. – М.: ВК, 2005г. – 604 с.

23. Рубб, А. А. Эстрадная режиссура/теория и практика/А. А. Рубб.- М.: Издание 2-е доп. и испр. – М., 1996 с.

24. Силин, А. Д. От замысла к воплощению /А. Д. Силин. – Москва, 1999.

25. Силин А. Д. Площади – наши палитры. – М.: Сов. Россия, 1982

26. Футлик, Л. И., Козлова, Р. П. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь/Л. И. Футлик, Р. П. Козлова - Пермь: УПЦ «ДИККС»,1999.-113с.

27. Черняк, Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю. М. Черняк. - Минск, 2004 г.

28. Чечётин, А. И. Основы драматургии: Учебное пособие для вузов культуры и искусств / А.И. Чечетин. – М.: МГУКИ, 2004.

29. Шароев, И. Г. Многоликая эстрада /И. Л. Шароев – М.: Вагриус, 1995

30. Шароев, И. Г. Музыка, которую мы видим / И. Г. Шароев. – М.: Сов. композитор, 1989. - 253 с.

31. Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное / И. Г. Шароев. – Москва: РАТИ-ГИТИС, 2009. – 336 с.

32. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

33. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра сопровождающая жизнь/ И. Б. Шубина. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

34. Шубина, И. Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста / И. Б. Шубина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Дополнительная литература

1. Аксенов, В.С. Искусство художественного слова / В. С. Аксенов - М., 1954

2. Алексеев, А.Г. Серьезное и смешное /А. Г. Алексеев - М., 1972

3. Андроников, И.Л. Я хочу рассказать вам…/ И. Л. Аксенов - Москва, 1971

4. Антарова, К. Беседы Станиславского / К. Антарова – Москва, 1952 г.

5. Ардов, В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка / В. Е. Ардов - М., 1968

6. Безменова, Н.А. Очерки по теории и истории риторики /Безменова Н. А. – Москва, 1991 г.

7. Вахтангов, Е. Б. Материалы и статьи / Е. Б. Вахтангов. – М., 1950.

Велехова, Н.А. Когда открывается занавес / Н. А. Велехова - М., 1975

8. Верховский, Н.Ю. Книга о чтецах / Н. Ю. Верховский - М.-Л., 1950

9. Волькенштейн, В.И. Драматургия. Изд. 5-е / В.И. Волькенштейн. - М., 1969.

10. Генкин, Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника / Д. Генкин, А. Конович. - М., 1984.

11. Горчаков, Н. М. Режиссёрские уроки Вахтангова / Н. М. Горчаков. – М., 1957.

12. Горчаков, Н. М. Режиссёрские уроки К. С. Станиславского / Н. М. Горчаков. – М., 1952.

13. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие / А.Д. Жарков. - М.: МГУК, 1998.

14. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной ред. Академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998.

15. Литвинцева, Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов и методистов. НМЦ / Г.Д. Литвинцева. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР, 1989.

16. Марков, П.А. Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре / П. А. Марков – Москва, 1960 г.

17. Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба /О.И. Марков. - М.: Просвещение, 1988.

18. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства / Ю. Мочалов. – М., 1981.

19. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник / В. Е. Новаторов - Омск, 1992

20. Рубб, А. А. Пока занавес закрыт /А. А. Рубб - М.: Сов. Россия, 1987

1976-1983

21. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. – М., 1976.

22. Чечетин, А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин.- М., 1988.

23. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представле­ний / А.И. Чечетин.- М.: Просвещение, 1981.

24. Шапировский, Э. Конферанс и конферансье / Э. Шапировский – М. 1970

25. Шароев, И. Г. Музыка, которую мы видим / И. Г. Шароев. – М.: Сов. композитор, 1989. - 253 с.

26. Шварц, А.И. В лаборатории чтеца / А. И. Шварц - М., 1960

27. Шереметьевская, Н. В. Танец на эстраде / Н. В. Шереметьевская - М.: Искусство, 1985

28. Яхонтов, В.В. Театр одного актера / В. В. Яхонтов - М., 1958.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

(ФГОУ ВПО «ОГИИК»)

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наши рекомендации