Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку

Сфинксы Санкт-Петербурга

Она пришла из дикой дали —
Ночная дочь иных времён.
Её родные не встречали,
Не просиял ей небосклон.

Но сфинкса с выщербленным ликом
Над исполинскою Невой
Она встречала с лёгким вскриком
Под бурей ночи снеговой.

— Александр Блок, «Снежная Дева», 1907

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки.

«…»

И, видя, что багряным диском

На запад солнце склонено,

Они мечтают, как – давно –

В песках, над падшим обелиском,

Горело золотом оно.

- В.Я. Брюсов

Среди чудищ античной мифологии самыми, пожалуй, популярными в Петербурге можно считать сфинксов.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Сильный, как лев, и умный, как человек, сфинкс – одно из популярных творений египетской мифологии. Каменным львам с лицом фараона приписывалась способность охранять гробницы и храмы от всевозможных враждебных сил.

Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики.

Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы символизируют переход от жизни к смерти, от света к тьме.

Какие они разные, петербургские сфинксы: красивые и хладноликие, с едва заметной улыбкой на устах, с высоким золоченным гребнем на голове, как те, что охраняют египетский мост; изящные и женственные, как те, что скрываются от петербуржцев во дворе вблизи Горного института; или усталые, сложившие крест-накрест лапы, - у чаши старого фонтана Ж. Тома де Томона близ Пулковской горы.

«Загадочный, как сфинкс» - так говорят о некоторых людях. Но и Петербург, «населенный» сфинксами, выглядит загадочным.

Сфинксы на Университетской набережной

Когда мы говорим «петербургские сфинксы» — прежде всего подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста, которые украшают набережную Невы перед зданием Академии художеств. Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Сфинксы идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Высеченные из сиенита, они стояли у входа в роскошный храм, сооруженный близ Фив в Египте для Фараона Аменхотепа III. Шли годы, сфинксы постепенно погружались в песок, откуда их в 1820 году раскопал греческий археолог Атанасис.

Вскоре их доставили в Александрию с целью найти там выгодных покупателей. В это время здесь находился молодой русский писатель А.Н. Муравьев. Великолепные произведения египетских ваятелей настолько поразили его, что он обратился к русскому правительству с предложением купить их. Пока чиновники обсуждали этот вопрос, сфинксы купила Франция. Но в июле 1830 года во Франции вспыхнула революция. Новому правительству было не до древних изваяний и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

Сфинксы, каждый весом в 23 тонны, были погружены на специальный итальянский парусный корабль «Buena Speransa», что в переводе означает «Добрая надежда». Проделав путь от берегов Нила до берегов Невы, сфинксы застыли у гранитной пристани, созданной по проекту архитектора К.А. Тона в 1832-1834 годах возле Академии Художеств. На их пьедесталах была высечена дата перевозки в Петербург – 1832 год.

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума.

Интересные факты:

· Первые два года в Петербурге сфинксы провели во дворе Академии художеств, пока их не решили установить на набережной перед Академией взамен конных скульптур, на которые не хватило средств.

· Гранитные пьедесталы сфинксов подписаны словами: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».

· Египетские надписи на древних сфинксах гласят: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье.»

· На площадке пристани под сфинксами имеются еще статуи — тут стоят попарно четыре бронзовых грифона работы скульптора П. П. Геде.

· Сфинксы фараона Аменхотепа III включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии.

ДОПОЛНЕНИЯ

Сфинксы Санкт-Петербурга

 

Петербургские сфинксы давно стали символами города, на равных правах со шпилем адмиралтейства, "дворцовкой" и другими знаковыми достопримечательностями северной столицы. Древние существа неясного происхождения отлично "рифмуются" с белыми ночами Питера, когда все становится "прозрачным", призрачным, незнакомым и странным. Пять пар выбранных нами для обзора сфинксов Санкт-Петербурга, каждые со своим особенным характером, основательно "прописались" в архитектурной истории города.
Самыми первыми сфинксами, появившимися в Санкт-Петербурге, считаются те, которые сегодня украшают собой парадный двор Строгановского дворца, а раньше стояли у пристани загородной усадьбы Строгановых. Эти изваяния созданы вполне русским, но неизвестным скульптором в 18 веке. Выглядят существа "простовато" и как-то по-домашнему. Наверное поэтому, с ними связано очень простодушное поверье, о том, что погладившему одного из розовых гранитных зверей не нужно беспокоиться о сохранности своего имущества. А уж вы решайте сами, стоит ли легкомысленно относиться к этим молчаливым созданиям.
Сфинксы на Египетском мосту, рухнувшем в воду в 1905 и восстановленном в новом "упрощенном" виде, выглядят невозмутимыми и отрешенными, хотя именно их некоторые винят в истории с разрушением моста. Судить об этом не будем. Скажем лишь, что эти фигуры сфинксов "греческого" типа с женскими лицами были созданы скульптором Павлом Соколовым. В конце восьмидесятых годов одна из фигур пострадала в результате аварии грузовика, но была реставрирована и установлена на свое место. Сегодня женщины-львы охраняют скромный Египетский мост и очень будничные пейзажи его окрестностей, но, судя по выражениям лиц, относятся к этому вполне спокойно.
Близнецы сфинксов на Египетском мосту "прописаны" на набережной Малой Невки. Они - точная копия своих сестер. Отреставрированные к 2010 году фигуры, фигуры возвращены на свое "законное" место и сегодня считаются одним из культурных памятников города, "возвращенных к жизни".
Возможно, самые неканонические сфинксы (лучше все-же называть их просто львами) Питера стоят на Петровской набережной, как бы подчеркивая яркую эклектичность окружающих пейзажей: здесь и "космическая" станция метро "Горьковская", и строгая Петропавловская крепость, и Соборная мечеть. Словом необычный вид львов Ши-цза, привезенных из Китая, вполне соответствует атмосфере их нового "жилища". Изваяния, охраняющие набережную, являются парой: львом и львицей.
Ну и наконец мы подходим к самым загадочным сфинксам Санкт-Петербурга. Это настоящие египетские скульптуры, которым около трех с половиной тысяч лет. На Университетской набережной сфинксы были установлены в 1832 году, после того, как были куплены Андреем Муравьевым и доставлены в Санкт-Петербург из Александрии. Трудно сказать, что "чувствуют" древние создания на новом для себя месте (двести лет, по сравнению тремя тысячами - не очень много). Возможно, они пока еще только "присматриваются" к городу. Популярна легенда о том, что выражения лиц сфинксов меняются в течение суток. Однако, Университетская набережная - место умиротворенное и красивое. Возможно, ее хозяева и стражи уже "обживают" новое место. Пожелаем им всего наилучшего, а вам - интересных прогулок по Санкт-Петербургу!

Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.

Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства. В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.

Сфинксы на Университетской набережной

Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста. Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.

Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.

Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.

Что такое сфинксы

Слово Сфинкс происходит от греческого sphinx. Народы мира по-разному представляли эти изваяния. В Греции это было мифическое крылатое существо с телом льва или собаки и женской грудью и головой, а в Африке это была узконосая обезьяна из рода павианов. В древнем Египте сфинксом называли каменное изваяние лежащего льва с головой человека, олицетворяющего власть фараона.

Приобретение сфинксов

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств, было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург.

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур – это еще древнеегипетские повреждения.

Источник: http://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф. Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани. После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.

Источник: http://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

Легенды и мифы о сфинксах

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.

Источник: http://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

Как добраться до сфинксов

Станция метро Василеостровская, затем выйти на пешеходную зону 6-7-ой линии, дойти до Большого проспекта и пересечь его. Идти до Университетской набережной, дом №17

Источник: http://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

Адрес и как добраться

  • Санкт-Петербург, Набережная Робеспьера, напротив тюрьмы Кресты
  • Доехать до станции метро "Чернышевская", выйти на проспект Чернышевского и идти в сторону Невы. Выйдя на Набережную Робеспьера, повернуть направо и идти пять минут

Источник: http://www.spb-guide.ru/page_12953.htm

Сфинксы Санкт-Петербурга

Она пришла из дикой дали —
Ночная дочь иных времён.
Её родные не встречали,
Не просиял ей небосклон.

Но сфинкса с выщербленным ликом
Над исполинскою Невой
Она встречала с лёгким вскриком
Под бурей ночи снеговой.

— Александр Блок, «Снежная Дева», 1907

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки.

«…»

И, видя, что багряным диском

На запад солнце склонено,

Они мечтают, как – давно –

В песках, над падшим обелиском,

Горело золотом оно.

- В.Я. Брюсов

Среди чудищ античной мифологии самыми, пожалуй, популярными в Петербурге можно считать сфинксов.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Сильный, как лев, и умный, как человек, сфинкс – одно из популярных творений египетской мифологии. Каменным львам с лицом фараона приписывалась способность охранять гробницы и храмы от всевозможных враждебных сил.

Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики.

Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы символизируют переход от жизни к смерти, от света к тьме.

Какие они разные, петербургские сфинксы: красивые и хладноликие, с едва заметной улыбкой на устах, с высоким золоченным гребнем на голове, как те, что охраняют египетский мост; изящные и женственные, как те, что скрываются от петербуржцев во дворе вблизи Горного института; или усталые, сложившие крест-накрест лапы, - у чаши старого фонтана Ж. Тома де Томона близ Пулковской горы.

«Загадочный, как сфинкс» - так говорят о некоторых людях. Но и Петербург, «населенный» сфинксами, выглядит загадочным.

Сфинксы на Университетской набережной

Когда мы говорим «петербургские сфинксы» — прежде всего подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста, которые украшают набережную Невы перед зданием Академии художеств. Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Сфинксы идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Высеченные из сиенита, они стояли у входа в роскошный храм, сооруженный близ Фив в Египте для Фараона Аменхотепа III. Шли годы, сфинксы постепенно погружались в песок, откуда их в 1820 году раскопал греческий археолог Атанасис.

Вскоре их доставили в Александрию с целью найти там выгодных покупателей. В это время здесь находился молодой русский писатель А.Н. Муравьев. Великолепные произведения египетских ваятелей настолько поразили его, что он обратился к русскому правительству с предложением купить их. Пока чиновники обсуждали этот вопрос, сфинксы купила Франция. Но в июле 1830 года во Франции вспыхнула революция. Новому правительству было не до древних изваяний и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

Сфинксы, каждый весом в 23 тонны, были погружены на специальный итальянский парусный корабль «Buena Speransa», что в переводе означает «Добрая надежда». Проделав путь от берегов Нила до берегов Невы, сфинксы застыли у гранитной пристани, созданной по проекту архитектора К.А. Тона в 1832-1834 годах возле Академии Художеств. На их пьедесталах была высечена дата перевозки в Петербург – 1832 год.

Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума.

Интересные факты:

· Первые два года в Петербурге сфинксы провели во дворе Академии художеств, пока их не решили установить на набережной перед Академией взамен конных скульптур, на которые не хватило средств.

· Гранитные пьедесталы сфинксов подписаны словами: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».

· Египетские надписи на древних сфинксах гласят: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье.»

· На площадке пристани под сфинксами имеются еще статуи — тут стоят попарно четыре бронзовых грифона работы скульптора П. П. Геде.

· Сфинксы фараона Аменхотепа III включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии.

Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку

Первый Египетский мост был построен ещё в 1826 г., когда был очень популярен стиль Древнего Египта. Тогда мост был гораздо колоритнее современного. На нём были установлены ворота большой высоты с иероглифами, цепями и египетским орнаментом. Чугунных сфинксов изваял П. П. Соколов, известный другими работами. После того как первый мост рухнул, на смену ему пришёл временный деревянный. Египетский мост, каким мы его видим сейчас, уже ничего общего с прежним не имеет. Создатели значительно упростили его облик, но элементы оформления из египетской культуры внести не забыли. О старом облике моста напоминают уцелевшие чугунные фигуры сфинксов.

Четырех красивых сфинксов у Египетского моста через Фонтанку часто называют «египетскими», хотя своим женским обликом они более соответствуют греческим канонам. Создателем этих стражей моста стал петербургский скульптор П.П. Соколов. Кстати, это восстановленный Египетский мост[2]. Первый мост был построен в 1826 году, но в 1905 обвалился. Причиной аварии (с человеческими жертвами) были раковины в металлических конструкциях моста. Спустя полвека в 1955 году был сооружен новый Египетский мост, длина которого 44 метра, а ширина – 27 метров.

Кем: инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым. Что интересно: зимой 1905 г. первый Египетский мост обрушился в тот момент, когда по нему проходил эскадрон конногвардейского полка. Причин такому внезапному обрушению так и не нашли.

Важно: мост является одним из узнаваемых символов Петербурга и включен в Список объектов Всемирного наследия в РФ.

Где: ст. метро «Балтийская».

Наши рекомендации