Тринадцать дней в июле плюс полтора года
День первый
«В начале июля в чрезвычайно жаркое время, под вечер», Раскольников выходит из своей каморки, «как бы в нерешимости».
«Проба».
Встреча с Мармеладовым.
Отводит его домой.
День второй
Проснулся в десятом часу утра.
Письмо от матери.
Сцена на бульваре.
«Страшный сон» на Петровском острове.
Подслушанный разговор на Сенной (около девяти вечера).
День третий
«Спал необыкновенно долго и без снов». Окончательно разбудил его чей-то крик — Семой час давно! — Давно! Боже мой!
Убийство (между половиной восьмого и восемью вечера).
День четвертый
В одиннадцатом часу утра его будит Настасья: повестка из конторы.
Сцена в конторе.
Прячет старушечьи вещи.
У Разумихина.
Бродит по улицам.
Домой вернулся к вечеру. Опять страшный сон, после которого — «наступило беспамятство» (на три дня).
День восьмой
Приходит в себя часов в десять утра. У него — Разумихин: «Четвертый день едва ешь и пьешь». Снова засыпает — до шести вечера.
Появляются Разумихин (с новой одеждой), Зосимов, наконец, Лужин.
Выгоняет Лужина. Все уходят.
Выскальзывает на улицу (около восьми вечера). «Любите вы уличное пение?..»
Сцена с Заметовым в «Хрустальном дворце».
Наталкивается на Разумихина.
На мосту пьяная женщина кидается в реку.
Идет в тот дом, в ту квартиру...
Смерть Мармеладова.
Идет к Разумихину и с ним — домой.
Свет в его комнате — приехали мать и сестра.
День девятый
Утром у него — мать, сестра, Разумихин, Зосимов, позже — Соня (зовет на поминки). Сцена у Порфирия.
Неизвестный человек на улице: «Ты убивец». Дома. Бредовый сон. На пороге Свидригайлов. Их разговор. К восьми идет с Разумихиным к матери и сестре. Разрыв с Лужиным.
Раскольников у Сони («Я к вам в последний раз пришел»)
День десятый
У Порфирия. Сцена с Миколкой.
Поминки.
У Сони.
Смерть Катерины Ивановны.
Раскольников впадает в полубред.
День двенадцатый
«Он вспомнил, что в этот день назначены похороны Катерины Ивановны, и обрадовался, что не присутствовал на них» (похороны, по православному обычаю, — на третий день после дня смерти, включая этот день).
Сцены с Разумихиным, Порфирием, Свидригайловым (потом свидригайловские сцены — с Дуней, у Сони, в кабаке, в гостинице).
День тринадцатый
Часов в пять утра застрелился Свидригайлов. Всю эту ночь и день Раскольников бродит по городу близ Невы.
Часу в седьмом он у матери. Сцены с Дуней, с Соней, на Сенной. Идет в контору.
Плюс полтора года
Приговор суда (каторжные работы второго разряда, сроком на восемь лет) последовал спустя пять месяцев после явки, стало быть, в декабре 1865-го.
Два месяца спустя (в феврале 1866-го) Дунечка выходит замуж за Разумихина (роман уже начал печататься, с января 1866-го).
Весной умирает мать Раскольникова.
Сцена в церкви (расправа над ним каторжных) приходится «на вторую неделю великого поста» 1867 года (великий пост в том году начался 20 февраля), то есть на самый конец февраля или начало марта.
После этого он заболел. «Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую» (Святая — с 7 по 16 апреля).
Самая последняя сцена (Раскольников с Соней ранним утром на берегу реки) происходит весной, в конце апреля 1867-го.
Случай — редчайший, если не единственный: роман печатался весь 1866 год, а последние события, выходит, обозначены реально следующим, 1867 годом, который еще не наступил!
Освобождение Раскольникова должно состояться в июле 1873-го...
Эта опись является как бы развернутым оглавлением романа. Я прибегал раньше к разным сравнениям (облет, слушание музыкального произведения). Теперь мне хочется сравнить это оглавление — с картой.
Карта незнакомой местности, особенно для человека, не умеющего читать карту, — мертва. Но карта местности знакомой, да к тому же для человека, разбирающегося в картах любящего в них разбираться, — это — карта живая. Я знаю таких людей: в своем роде они — истинные поэты. Их воображение — безгранично, вдохновенно и, главное, питается живой жизнью. Они умеют разговаривать с картой...
Сделав развернутое оглавление, я и хотел, чтобы читатель, прочитавший и полюбивший роман, поглядел на эту сокращенную карту духовных путей Раскольникова и еще раз вспомнил весь живой роман, еще больше полюбил его, еще больше восхитился красотой труда гениального мастера, который был всегда собой недоволен.