Понятие о TV-аддикции и TV-реальности
Телевидение в последние 3–4 десятилетия стало самой распространённой из разрешённых форм отвлечения от себя, бегства в иллюзии, создания имитационной, заместительной, защитной реальности. Оно давно вошло в жизнь любого из нас, телевизор стал привычным спутником нашей жизни. Для многих людей это полноправный член семьи. Почти каждый человек проводит за просмотром телепередач примерно по три часа в день, т. е. половину своего свободного времени (9 лет из 75 лет жизни). Многие доводят это время до пяти и более часов ежедневно. Чаще и ли реже, но каждый из нас учитывает телевизионное мнение, когда определяет, как жить и что делать. Мы регулярно отдаём телевидению время своего отдыха. Воспитание детей во многом определяется телеэфиром. При этом мы негативно оцениваем и качество передач и влияние телевидения (особенно на детей). Мы считаем себя способными «прямо сейчас» выключить телевизор, «не смотреть, особенно то, что не интересно», но продолжаем сидеть около телеэкранов, оказываясь неспособными «оторваться» от просмотра… При этом мы успокаиваем себя полезностью того, что смотрим, тем, что телевидение «просвещает», «помогает быть в курсе событий». Наконец, мы оправдываем телепросмотр тем, что нам «необходим отдых». И телевидение предлагает его — доступный, безопасный и экономичный.
Но, не смотря на очевидные достоинства, телевидение обладает вполне определённым и весьма заметным эффектом в отстранении от действительности. Этот эффект не меньше в сравнении с другими зависимостями. Главная особенность воздействия телевидения в том, что оно обладает достаточно сильным эффектом вовлечения, привыкания к иллюзиям. Вместе с тем, само воздействие совершенно незаметно для самого человека. Т. е. телевидение обладает возможностью маскировать внедрение во внутреннюю реальность. Из-за этого именно телевидение наиболее успешно перестраивает ориентиры и цели человека, Особая опасность телевидения — в мягкости и дозволенности воздействия. Грань между полезным, интересным просмотром и зависимостью размыта и, практически не осознаётся самим телезрителем.
В результате, телевидение не просто изменяет внутреннюю реальность человека. Если естественная, обычная жизнь не удовлетворяет человека, телевидение предлагает создать иллюзию идеальной внутренней реальности, созерцать миражи вместо исправления собственной действительности. Когда это происходит, собственная внутренняя реальность становится нежелательной, травмирующей. В лучшем случае человек рассматривает её как дополнительную, вынужденную. Как только человек начинает предпочитать телереальность действительности своей жизни, можно говорить о сужении жизненного выбора и формировании зависимости.
Такой человек терпит свою жизнь, предвкушая возможность уйти в реальность телевидения из действительности. Вечерний город — это окна, мерцающие уютным, мягким, голубым светом. Это свет телевизоров. С каждым днём он всё больше сливается со светом души человека, предпочитающего реальность телевизора собственной внутренней реальности. В результате внутренний мир становится мерцающим и ровным, однообразно уютным и предсказуемым. Люди семьями, домами, городами, всей страной переживают за героев сериалов, хохочут и подпевают развлекательным программам, медитируют на иконы телезвёзд, в промежутках пропуская через себя новости. Ритм этому процессу внутренней трансформации задаёт реклама. И как только что-то заканчивается, мы готовы съесть другое, забывая о том, что проглотили только что. И так бесконечно…
Такой становится жизнь телезависимого. Зависимость от виртуального мира телевизора — всё более частое явление современного человека. Особенно актуально это для жителей мегаполиса. Телеаддикция кажется самой безобидной, но это только на первый взгляд. На самом деле, виртуальная реальность телеэфира порабощает и уродует внутреннюю реальность телезависимого ничуть не меньше, чем наркотик калечит душу наркомана.
Наиболее значимое последствие регулярного пребывания в телереальности — атрофия собственных целей, их из собственной жизни. Внутренний мир человека становится пустым сосудом, который заполняется телеидеями, телепредставлениями. И цель человека меняется. Он становится исполнителем телеидей, его память становится телеархивом. Телевидение обладает огромным арсеналом манипулятивных технологий, которые намеренно формируют в человеке новую зависимость — TV-аддикцию.
Итак, главное, что делает телевидение для формирования у человека зависимости — это отвлекает от основы, на которой строится его внутренняя реальность, его истинной цели. Оно либо отвлекает от её поиска, либо «замазывает» её массой ярких образов, предназначенных для пассивного потребления. Телевидение атакует внутреннюю реальность человека непрекращающейся лавиной впечатлений. Они полностью заполняют внимание и становятся единственным строительным материалом для внутреннего мира. Вместо обращения к себе, поиска самого себя, человек занимается анализом этих впечатлений. В результате цель человека оказывается «замурованной» под потоком телереальности. Помимо этого телевидение делает ненужным процесс поиска себя, всё предоставляется в готовом, ярком виде на экране.
При постоянной замене своего внутреннего мира телереальностью, человек перестаёт воспринимать действительность как место для достижения целей. Жизнь воспринимается в соответствии с виртуальными событиями телешоу, сериалов, мультфильмов и кино. Максимальным воздействием и, потому, успехом обладают сериалы. Они предлагают полную замену своей жизни, постоянную смену событий и страстей, которым можно сопереживать, ничего активно не предпринимая. И свои проблемы порою кажутся мелочью по сравнению с яркими приключениями телегероев. Сериал предлагает заменить свою жизнь жизнью персонажа. Чем больше сериалов, тем больше вариантов для выбора чужой жизни «на любой вкус». Иллюзия полноценной жизни — главная приманка и опасность телепродукта. Для тех, кого не устраивают сериалы, те же эффекты предлагают шоу.
Одно из главных ограничений выбора, которое вызывает телевидение, это предпочтение пассивности. Человек воспитывается телевидением как пассивный потребитель. Сериалы же вообще, позволяют не затрачивать усилия на освоение сюжета и его коллизий. Пассивность изначально ограничивает выбор в реакциях на телевизионные «события». Она позволяет не участвовать активно в действиях телевизионных героев, оставляя возможность потреблять происходящее в готовом виде и выражать по этому поводу эмоции. Просмотр телепередач вырабатывает привычку отказываться от ответственности за содержимое своей внутренней реальности, за свою жизнь, быть её пассивным наблюдателем. Выбор пассивности в реальной жизни и поощрение отказа от ответственности — прямое следствие роли потребителя телепродукта. Человек приучается к пассивному наблюдению без взаимодействия с событиями, без участия в них.
Пассивность телезрителя маскируется возможностью выбора программ. Появились новые способы формирования телереальности, позволяющие оставаться пассивным потребителем, имитируя активность и власть над происходящим на телеэкране. Человеку даётся право выбирать вариант телереальности самостоятельно. Для этого ему был дан инструмент, имитирующий власть над нею. Это пульт дистанционного управления — механизм коррекции телереальностей. Переключая каналы, человек ощущает власть над пространством TV, которое он «делает самостоятельно». Вместо того, чтобы искать внутри себя своё предназначение, он находится в поиске самой комфортной замены собственной внутренней реальности. Так, при помощи пульта усиливается процесс формирования TV-зависимости. Приёмы использования пульта превращаются в приёмы формирования телереальности, в признаки зависимости. Этих признаков два:
1. Грейзинг («пережевывание сена»). Это просмотр больше одного канала одновременно. Зритель постоянно переключается с одного канала на другой, пытаясь уловить «кусочки» различных программ, которые идут в одно время.
2. Заппинг — бесцельное переключение пультом с канала на канал с видимой целью избежать рекламы или скучной программы (как во время рекламы, так и вне её)
Термин зиппинг (zipping) первоначально использовался профессионалами для обозначения ускоренного прокручивания рекламных клипов, не нравящихся зрителям. Зэппниг (zapping)обозначал техническое устройство (в видеомагнитофонах) для остановки видеозаписи и переключения телевизора на другой канал с целью избежать просмотра рекламы или иной нежелательной информации. И то и другое в популярной литературе называют кликоманией, кнопочной болезнью, пультингом. Оба признака являются проявлениями зависимости, её признаками.
Но, не грейзинг, ни заппинг не дают власть над телереальностью, они лишь ускоряют погружение в неё. Это происходит за счёт следующих механизмов, одновременно привлекательных, малоосознаваемых и усиливающих саму зависимость:
1. Вхождение в поток реальностей, в котором возникает потребность «продолжить и ускорить поток», продолжать движение, не останавливаясь.
2. Уничтожение имеющейся телереальности и попадание в состояние «вне реальности». Среди множества значений английского слова «zap» есть «застрелить, убить, укокошить», «бац-бах-трах», «раз-раз», «быстро двинуть что-либо».
3. Формирование обрубленных, незавершённых, безрезультатных, бесцельных форм внутренней реальности.
Имеется ещё один признак перевода своей жизни в телереальность. Просмотр телепередач всё чаще заменяет отношения между людьми. То время, которое люди проводят вместе, их часто разделяет телереальность. Непосредственные взаимодействия в действительности заменяются иллюзией приобщения к обществу телезрителей во время просмотра телепередач. Человек становится жителем телереальности, в которую, одновременно с ним, погружены миллионы.
Телевидение предлагает заменить свою индивидуальную, уникальную цель на общую для всех, предлагая единую, универсальную телереальность каждому. Поэтому все люди, формирующие свою внутреннюю реальность по образу и подобию телевизионной, становятся одинаковыми. Одинаковый внутренний мир создаёт у них иллюзию общности, которая на самом деле является отражением стандартности и стереотипности телереальности.
Выходя из телереальности, человек взаимодействует с людьми через темы, которые опять таки возникли в телереальности и не имеют причин в его реальной жизни. Люди общаются друг с другом, обсуждая телегероев, новости, шоу — единственное, что их объединяет по настоящему. Реальность телеэкрана становится посредником в отношениях, «прослойкой» между людьми. Человек, не замечая этого, вовлекается в телереальность, он обсуждает телевидение так же, как личные отношения, любовь, секс.
Итак, телевидение создаёт иллюзию выбора, предлагая огромное количество продукта — новости, ток-шоу, сериалы, спортивные программы, рекламу. Всё это разнообразие умножается многократно из-за возрастающего количества каналов. Тем, кто хочет больше, предлагают спутниковое кабельное телевидение. Но все варианты выбора — это всего-навсего предложения удобных форм зависимости. Вы можете создать себе зависимость от сериалов, новостей, ток-шоу, телеигр, спортивных трансляций. Вы можете быть зависимым от всего сразу, просматривая «всё подряд». Вы можете презирать телевидение, его бесконечные сериалы, телешоу, ненавидеть рекламу… Самое главное, что при этом Вы также не застрахованы от зависимости. Противники конкретных программ или телезвёзд оказываются подверженными заппингу, постоянно «бегают» при помощи пульта с канала на канал, создавая окрошку из отрывков, конструируя хаотичную телереальность из бессвязных образов. Не важно, что Вы выберите, Вы получите одно и то же — зависимость. Её проявление может быть более или менее одобряемым и престижным для окружающих, но суть останется прежней…
Одна из самых «почётных» форм TV-аддикции — зависимость от просмотра новостей. Такой человек бесконечно воссоздаёт собственный ритуал восприятия действительности. Он следит за «свежими» событиями, «держа руку на пульсе мира», сравнивает новости на «правдивых и лживых» каналах. Такой человек знает всё, что происходит на другом конце планеты, но не знает ничего о том, что происходит внутри него самого. Он переполнен информацией о трагедиях, происходящих за пределами его собственной, внутренней реальности, воспринимая свою жизнь как череду землятресений, терактов, убийств и вояжей официальных лиц.
Статус самой примитивной формы TV-аддикции имеет зависимость от сериалов. Пожалуй, это форма зависимости обладает самым сильным эффектом воздействия. Сериалы создают бесконечную реальность, полную ярких, но безопасных событий, которые можно воспринимать с полным комфортом. Эта реальность заметно привлекательнее собственной жизни, не лишённую трудностей, сопровождающуюся неприятными осознаниями бесправности, беззащитности и бесперспективности. Человек переносит свою жизнь в реальность телегрёз. Суррогатные события телесериала полностью заполняют внутренний мир зависимого придуманными радостями и горестями. Анализировать собственную жизнь становится просто некогда, да и неприятно. В сериальной жизни не надо искать цели и достигать их. Не надо даже тратить силы на то, чтобы следить за сюжетом — события сериалов развиваются в максимально щадящем, убаюкивающем темпе. Человек становится небольшой паразитирующей насадкой на реальности телесериала. При этом события сериалов совершенно утрированы. Они никак не связаны с жизнью, представляют карикатуру на неё. Наиболее неадекватно отражаются самые важные события в жизни человека. Телепотребителю заранее известно, что не смотря на сказочные страдания, телегерой будет не менее сказочно вознаграждён. Остаётся только пассивно следить за происходящим, пребывая в уютном расслаблении, как говорят сами зависимые — «отдыхать от жизни, забывать о том, что за окном».