Медитация на вещи (техника независимого обладания)
Жить без вещей могут только святые. Пока Вы не научились ходить по воде и уклоняться от пуль, Вам могут понадобиться вещи. При этом было бы неплохо, чтобы Вы радовались, от того, что обладаете этими вещами. В противном случае Вас могут обвинить в психическом недомогании или в неодобрении курса правительства. Поэтому обладайте с удовольствием. Главное, чтобы это не стало главной и определяющей радостью Вашей жизни, чтобы утрата какой-нибудь безделушки или драгоценности не привела к горю вселенского масштаба… Чтобы этого не произошло, время от времени, разрешите себе использовать данную медитацию, когда Вы пользуетесь любимыми вещами.
Это — только вещь. Это не реальность. Это — не цель. Это — лишь инструмент для достижения цели. Я обладаю этим с удовольствием, потому что это помогает двигаться к моей цели. Моя цель вне вещи. Эта вещь не заслонит мою цель.
Радость от приобретения вещи — малая часть моих радостей. Она меньше радости от движения к цели.
Escape № 11 — Homo perficerius "Человек модернизирующий или гэйджет-аддикция"
Техника достигнет такого совершенства, что человек сможет обходиться без себя.
Станислав Ежи Лец
Технология — это искусство переделать мир так, чтобы с ним уже можно было не сталкиваться.
Макс Фриш
В пустом доме телефон всегда звонит громче.
Джойс Кэрол Оутс
Современная жизнь немыслима без технических устройств. И приборы завоёвывают её всё стремительнее. Мы радуемся тому, с какой быстротой это происходит, но не всегда замечаем, что скорость модернизации жизни превосходит интенсивность формирования потребности в том, что нам предлагают. Скорость нашей мысли не успевает за быстротой предложения всё новых и новых устройств. Получается, что мы «придумываем, зачем это нам», только когда видим новые приборы, сияющие во всём своём великолепии. И случается так, что мы начинаем использовать технические устройства, потому что это модно, потому что «они уже есть в магазине и их купил сосед». Часть из нас использует нечто, получая удовольствие не от того, что и зачем он делает, а от того «чем и как» он это делает… Так, незаметно, мы подготавливаем в своей жизни место для новой, коварной зависимости… Она разместилась на перекрёстке между шопингом, вещизмом и рекламной зависимостью. Безусловно, ближе всего она к вещизму, т. е. к зависимости от обладания. В самостоятельный раздел это состояние вынесено, т. к. оно связано с чётко очерченным кругом вещей, выполняющих особые функции. Это зависимость, при которой человек приобретает пристрастие к обладанию конкретным прибором. Она получила название гэйджет-аддикции. Термин происходит от английского слова gadget» — «техническая новинка». С каждым годом она становится всё более заметной, отражая успехи современных технологий производства, маркетинга и рекламы.
Сама зависимость представляет собой ограничения жизни в определённой сфере из-за использования гэйджетов — электронных технических устройств. Гэйджет заменяет ту или иную функцию человека, «модернизирует» её. Причём электронное устройство выбирается в соответствие с той частью жизни, в которой человек испытывает ограничения выбора, не достаточно уверен и ограниченно компетентен. Как правило, в качестве гэйджета выступает мобильный телефон, ноутбук, палм-компьютер и т. д.
Гэйджет-аддикцией с каждым годом страдает всё больше людей. Первыми предвестниками этой зависимости были безобидные и трогательные тамагочи. Последние несколько лет самоым популярным гэйджетом является сотовый телефон. На втором месте в качестве «незаменимого для жизни прибора» оказываются разнообразные портативные музыкальные устройства. Реже «вторым» гэйджетом оказывается ноутбук и палмер. Ещё реже DVD-плеер и цифровая видео (фото) камера, СD-плеер, видеомагнитофон, диктофон.
В среднем каждый современный и активный представитель современного общества потребителей постоянно использует не менее пяти электронных приборов. Это приборы, без которых человек не представляет своей жизни, испытывает состояние дискомфорта. Считается, что имеется гэйджет-аддикция когда таких приборов становится не менее семи или покупаются только самые новые модели, чтобы показать другим степень своей успешности и продвинутости. Постоянные технологические модернизации позволили владельцам гэйджетов практически непрерывно переносить свой личностный рост в сферу обладания. Теперь, чтобы «стать больше», достаточно иметь новый сотовый телефон или более качественный фотоаппарат.
Не смотря на кажущуюся общность с шопингом, рекламной зависимостью и вещизмом, гейджет-аддикция — самостоятельное состояние. В отличие от шопинга удовлетворение доставляет конкретный прибор, а не процесс хождения по магазинам. В отличие от вещизма удовлетворение приносит не столько обладание, «владение», сколько модернизация проблемной функции, иллюзия её улучшения. В отличие от рекламной зависимости удовлетворение доставляет конкретный прибор, а не любой товар, который соответствует рекламе, попавшей в цель.
Выбранный прибор — гэйджет можно сравнить с фетишем. Само это слово в переводе с французского означает «идол», «символ». Обозначается термином «гейджет» нечто, необходимое для получения удовольствия от действия. Это может быть предмет или ситуация. Причём само действие никак с фетишем-гейджетом не связано, его не предусматривает. Т. е. он оказывается необходимым для украшения жизни в тех случаях, где человек перестаёт видеть её в цвете. Вместо того чтобы разобраться с тем, что вызывает «потускнение» жизни, он призывает на помощь гэйджет. Постепенно без гэйджета — фетиша получение удовольствия становится невозможным вообще. Удовольствие связывается не с действием, а с гэйджетом. В конце концов, человек посвящает своему фетишу отдельную часть своей жизни. Гэйджет приобретает самостоятельное значение, манипуляции с ним заменяют то, для чего он был создан. Обладатель даёт прибору имя, думает о нём, лелеет его, приносит ему в жертву своё время, деньги, совершенствует его. И всё это приносит особое удовольствие, обособленное от радости, которую должно приносить действие, модернизируемое фетишем.
Гэйджет-аддикция проявляется предпочтением действий, связанных с техническим устройством всем другим действиям. Это доходит до того, что человеку «не важно, что делать, лишь бы делать это при помощи гэйджета». Все поступки направлены на поиск, приобретение, освоение и усовершенствование прибора. Эти действия постепенно заменяют ту функцию, для которой служит прибор, становятся самодостаточными. Гэйджет-зависимый забывает обо всём, когда речь заходит о приборе, в том числе и о том, что он модернизирует при помощи гэйджета. Например, поиск, приобретение и освоение функций сотового телефона становится важнее, чем общение по нему. Что же касается других сторон жизни, то они оказываются подавленными «во имя» технического прогресса. В результате гэйджет даёт зависимому совсем не те переживания, которые он должен дать просто как функциональное устройство. И эти переживания более ценны и важны для зависимого. Например, общение по сотовому телефону приятнее, чем общение без сотового телефона.
Гэйджеты коварны потому, что они на самом деле достаточно полезны. Они действительно модернизируют ту функцию, для которой они были созданы. Приборы делают эту функцию более доступной, контролируемой и приятной. Именно этим зависимый легко оправдывает своё «увлечение». Ведь преимущества использования гэйджета очевидны, а их отрицание говорит о невежестве, косности или небольшом уме. Но эти же преимущества в руках зависимого трансформируются в ловушки. Например, сотовые телефоны делают общение более доступным (всегда и везде, если Вы находитесь в зоне действия сети и на Вашем счету достаточно средств). Такая доступность настолько облегчает взаимодействие, что приводит к тому, что обычное общение «лицом к лицу» становится менее важным, чем общение через гэйджет. Человек, склонный к зависимости легко прерывает любое общение при звонке сотового телефона, автоматически считая, что информация от гэйджета важнее. Человек с имеющейся зависимостью с большим вниманием будет воспринимать одну и ту же информацию, если она передана при помощи гэйджета. Постепенно доступность и её обеспечение «отрывается» от взаимодействия. Чтобы быть доступным для использования прибора гэйджет-зависимый жертвует живым взаимодействием.
Ещё одно доказательство эффективности и полезности модернизации — способность при помощи гэйджета контролировать функцию, которую он заменяет. Опять таки, на примере сотового телефона это очень легко увидеть. Вы общаетесь столько, сколько хотите. Это полностью под Вашим контролем и обеспечивается определением номера. Желательных для общения собеседников Вы награждаете симпатичными картинками и приятными мелодиями. С теми, кто «не достоин» общения поступаете так, как позволит фантазия. В результате Вы ограничиваете своё взаимодействие только теми абонентами, которые для Вас удобны. Для зависимого это означает лишение возможности выйти за узкие, ограниченные рамки общения, консервирование своих зависимых отношений при помощи гейджета.
И, наконец, главное доказательство в использовании гейджета — он делает функцию приятной. И удовольствие всё больше становится самостоятельным, не связанным с функцией. Гэйджет может вызвать положительные эмоции без использования по прямому назначению, сам по себе. Он делает удовольствие самостоятельным, отдельным. Причём производители гейджетов заняты в первую очередь развитием именно этих, дополнительных качеств. Основная функция прибора становится чем-то дополнительным или, даже совсем ненужным. В сотовом телефоне аксессуары, картинки, мелодии, игры и прочие функции для большинства важнее, чем связь с другими людьми. Зависимый больше удовольствия получает от того, что телефон «определил» абонента определённой мелодией, выдал определённую картинку, чем от сообщения, информации звонящего.
Страдающий гэйджет-аддикцией человек приобретает новые приборы не для того, чтобы улучшить свою жизнь, а для того, чтобы её «усовершенствовать». На практике это переходит в бегство от действительности. Гэйджет достаточно деликатно «помогает» изменить жизнь в той области, с которой есть проблемы. Он предлагает красивое техническое усовершенствование, «прослойку» между человеком и действительностью. И эта прослойка не приближает жизнь, а отдаляет от неё, закрывает собой. Зависимость начинается тогда, когда уход от действительности при помощи гэйджета становится привычным и желанным занятием, а возвращение к жизни в результате отрыва от занятий с гэйджетом вызывает бурное негодование. То, что отделено от человека гэйджетом становится всё более виртуальным. Это облегчает возможность изменения внутренней реальности, переноса на неё любых своих фантазий. Гэйджет позволяет человеку проявить себя кем угодно. Именно этим проявляется склонность «ухаживать» за гэйджетом, давать ему имя, беседовать с ним, как с живым человеком. Вы можете играть в «угождение» гэйджету, оберегать, любить и лелеять, помогать развиваться и расти (добавляя новые аксессуары, компоненты, мелодии, картинки и программное обеспечение), чувствовать гордость за «то, что он может благодаря Вам». И гэйджет ответит Вам взаимностью — он никогда не будет независимым и не покинет Вас по своей воле. Гэйджет позволит Вам ощутить себя заботливым и «хорошим» хозяином ровно столько, сколько Вы захотите. Вы можете, наоборот, быть жестоким и властным господином, выплёскивать на гэйджет свой гнев, подвергать наказаниям (если позволяет бюджет). Так гэйджет ненавязчиво даёт возможность почувствовать себя сильнее, проявить свою власть. Вы можете искать в гэйджете надёжность и предсказуемость, стабильность и исполнительность. И он будет верен Вам, в любую минуту готовый немедленно откликнутся.
Но удовлетворение от использования гэйджета быстро притупляется, поскольку это никак не меняет реальную жизнь. Человек не успевает определить причины этого падения удовольствий, поскольку ему тут же предлагают связать это с появлением новых моделей, более современных, совершенных и престижных устройств. И самым очевидным становится решение — для того, чтобы возобновить удовольствие необходим новый гэйджет.
Признаки гэйджет-аддикции
Человек, «вступающий» в гэйджет — аддикцию имеет проблемы с определённой стороной жизни. Это могут быть взаимоотношения с людьми, неудовлетворённость ими и даже ощущение одиночества. Тогда в качестве гэйджета выступает мобильный телефон, «украшающий» взаимодействие и создающий иллюзию постоянной доступности взаимодействиям. В других ситуациях это могут быть проблемы в личных отношениях, в самовыражении. Тогда в качестве гэйджета выступает то, что скрашивает досуг и освобождает от необходимости остаться наедине с другим, нелюбимым человеком — чаще всего видео и фототехника. Во всех случаях человек стремится получить комфортное состояние не путём решения проблемы, а за счёт её игнорирования и отодвигания — путь, стандартный для зависимости. В результате гэйджет, созданный для того, чтобы решать проблемы, порождает ещё большие затруднения в жизни человека. Здесь описаны общие признаки, характерные для всех вариантов гейджет-аддиккции, независимо от того, какой прибор выступает в качестве фетиша.
1. Отчётливая, осознаваемая связь настроения с манипуляциями гэйджетом:
Поиск, приобретение, освоение, использование и модернизация гэйджета улучшает самочувствие. Это происходит независимо от того, приводит ли поступок, который модернизируется гэйджетом к намеченной цели. Главным становится не «что и зачем» делать а «при помощи чего и как». Человек пользуется гэйджетом не потому, что это необходимо, не для того, для чего он предназначен, а потому что пользоваться гэйджетом приятно. Ощущение пустоты и подавленности вне использования гэйджета. Раздражение и агрессия при любых требованиях окружающих одолжить гэйджет или прекратить на время им пользоваться. При прекращении использования гэйджета (временные неполадки, внешние препятствия или поломка) развивается выраженная подавленность, тревога, навязчивые мысли, фантазии или мечты об и пользовании. Использование гэйджета снимает эти проявления. При потере гэйджета человек испытывает переживания, сравнимые с глубокой жизненной утратой.
2. Прогрессивное возрастание времени использования гэйджета:
Время использования гэйджета, необходимое для получения удовлетворения возрастает, затягивается. Если человек не увеличивает количество времени использования гэйджета, он ощущает заметный дискомфорт. Гэйджет используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано. Человек, испытывает сложность и невозможность при необходимости «оторваться» от использования или выбора гэйджета. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с гэйджетами (покупку книг, поиск новых аксессуаров). Наблюдается лживость при оценке времени использования гэйджета и затрат на его обслуживание, приобретение, модернизацию.
3. Прогрессивное возрастание материальных затрат на гэйджет:
Затраты на гэйджет возрастают и приводят к отказу от удовлетворения других, в том числе биологических (еда, одежда) и семейных потребностей. Затраты на гэйджеты приводят к проблемам вплоть до долговой зависимости и, не смотря на это, не поддаются контролю, даже при сознательных волевых усилиях, направленных на борьбу с покупками. Приобретение новых разновидностей гэйджета при отсутствии необходимости. Принятие решения о приобретении гэйджета происходит не на основании реальной потребности, а основываясь на рекламе. Гейджет нередко приобретается как элемент «продвинутости», «современности», «стильности» (данное проявление гэйджет-зависимости сближает её с шопингом и рекламной зависимостью).
4. Чувство вины, связанное с использованием гэйджета:
Попытки отказаться от использования и модернизации гэйджета или контролировать этот процесс безуспешны и сопровождаются чувством вины.
5. Сужение интересов до тех, которые связаны с использованием гаджета.
6. Физические, психологические, семейные и профессиональные проблемы, связанные с использованием гэйджета.
Значимая деятельность и отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием гэйджета. Использование гэйджета продолжается, не смотря на знание об имеющихся проблемах. Пренебрежение профессиональными обязанностями из-за использования гэйджета Семейные конфликты из-за поглощённости использованием гэйджета и затратами на него. Туннельный синдром (поражение нервных стволов руки), нарушения зрения, головные боли и расстройство сна.