Женский путь — гламурная реальность моды
Потребление и обладание одеждой — самый очевидный, лёгкий и распространённый способ изменения своей внутренней реальности. Это связано со значением и ролью одежды в жизни человека. Каждый предмет одежды — это вещь, которая имеют для хозяина особый, привилегированный статус. Из всех вещей именно одежда постоянно представляет человека для других, именно с ней он не расстаётся большую часть своей жизни, и только одежда имеет постоянный и непосредственный контакт с телом человека. В результате одежда является той вещью, которую человек наиболее часто отождествляет с собой. Не зря, именно предметы одежды чаще всего являются символом, фетишем — объектом, имеющим для кого-либо особое, сверхценное значение. Это чаще всего высокие каблуки женских туфель, чулки, бюстгальтеры.
Главное в одежде — это то, что она представляет человека для других, выступает как презентация. При её помощи человек заявляет о себе в процессе взаимодействия. Он отбирает вещи, которые символизируют то, что он хотел бы сказать о себе. Это происходит независимо от желания её носителя. Одежда описывает статус человека, его вкус. Одежда также применяется, чтобы откорректировать презентацию собственного тела. Чем меньше тело отвечает стандартам, тем чаще ему придаётся искусственный вид при помощи одежды. Одежда создает иллюзию тела, приближающегося к принятым эталонам, скрывая его недостатки и подчёркивая достоинства.
Всё это делает одежду той самой вещью, для которой легче всего создать особое послание, т. е. придать то, что прямо не относится к функциям одежды, некую тайну, волшебство. Более того, сам потребитель одежды желает и требует этого от производителя. Особенно важно это становится для женщин. Для них одежда — это магическая вещь, которая сама по себе способна повлиять на отношения с мужчинами — без собственных усилий. Любая женщина хочет от одежды магических свойств — преображения и её тела, и её отношений, и её ощущения счастья. Для обозначения ощущения, которое требуется от такой одежды, наиболее точно подходит популярный в мире моды термин гламур (gramarye). Это наваждение, очарование, обман, то, что создаёт ауру незбыточного, нереального мира притягательных фантазий. Для большинства это связано с изяществом, роскошью, богатством, однако это не главное. Суть гламурной вещи — дать ощущение прикосновения к иной реальности. Не зря современный словарь Вебстера описывает гламур как «странно-соблазнительную атмосферу романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования» и как «ускользающую, загадочно-волнующую и зачастую иллюзорную привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому…».
Гламур — это искусственно сконструированный образ товара. Он намеренно акцентирует границу между обладателем и обыденной действительностью. Его намеренно создают с целью продать товар как нечто элитарное. Кстати, гламур — не только одежда, но и косметика, аксессуары. Гламур даёт вещи такие признаки, как роскошь и элитарность. Это превращение красоты и притягательности в товар. Гламур — товар, который является билетом в другой мир, в «высшую, избранную, элитарную реальность». Не зря местом сосредоточения гламура являются супердорогие бутики, элитарные клубы. Апогей гламура, его «религиозная столица» — это Голливуд, «Фабрика звезд». Именно здесь создаётся и демонстрируется идеология рождения «звёзд», высшей стадии гламура, из никому не известной «серости». Причём сам процесс создания является отдельным шоу, публичным конвейером. Звезда стала товаром, искусственным заменителем реальности.
Идеальная, гламурная внешность — основа при построении искусственной реальности для женщины. Это одна из наиболее популярных целей для формирования зависимости. Она сводится к превращению в вещь самой себя, выхолащивания индивидуальности и последующей презентации созданного товара с целью выгодной продажи. Такой путь полностью заменяет отношения. Женщина сознательно хочет стать товаром, конструктором, состоящим из механических частей, суммой из элементов, каждый из которых имеет свою цену (грудь, ноги, кожа, рост и т. д.). Она превращается в набор телесных элементов и эрогенных зон. Сфабрикованная по такой технологии женщина вливается в гламурный мир женщин-предметов, превращается в элемент гламурной реальности, существующей только на подиумах и в глянцевых журналах. Идеальный образ, по которому строится её новая внутренняя реальность — это статуя, механическая кукла, любовный автомат, болванка, человековещь, симулякр. Этот образ — основа искусственной реальности. Он позволяет окончательно отвлечься от себя и строительства отношений женщине и её мужчине.
Не случайно главный критерий «кастинга» (т. е. отбора) моделей в гламурные издания — предельная обобщенность внешних данных. Требуется несексапильность, симметричность черт лица, нетрадиционно высокий, мужской рост и неестественные пропорции тела. Можно сказать, что это андрогин, лишенный заметных половых признаков и личностного своеобразия. Модель, отвечающая гламурным критериям, это существо, лишённое живой женственности, не имеющее права на пристрастия и личную жизнь. Их заменяет публичность, необходимость соблюдать диету, режим, иметь идеальный вешний вид. Готовая модель — это итог успешной кастрации индивидуальности, уничтожение собственной, уникальной внутренней реальности человека. Это гламурная красота-фетиш, поверхность без содержания, которая не имеет никакого отношения к человеку, который её носит. Не зря идеальная модель бесстрастна, неприступна, холодна, замкнута и отчуждена от жизни.
Реализация потребности в гламурной внешности обеспечивается за счёт индустрии моды. Именно мода даёт возможность потреблять гламур. Мода — это результат современной жизни, основанной на потреблении и обладании, жизни, в которой путь человека стал путём движения от обладания одной вещью к обладанию другой. Она позволяет полностью выбросить отношения из собственной внутренней и внешней реальности. На место отношений приходит презентация и выгодная продажа своего образа. Стремление подменить себя своим изображением — вот основа моды, которая делает её столь популярной. То, что модно, стало создаваться только как желаемый образ действительности, определённого статуса, семейного положения, и т. д. Мода — создание симулякра, а не вещи определенного размера, цвета, фактуры. Это индустрия замены действительности на её изображение, симулякр.
Мода — это искусственно создаваемая реальность, которая отграничивает пребывающих в ней людей по признакам современности и престижности. Создание такой реальности — это производство одними людьми и потребление другими людьми символов престижной современности. У образов, из которых создаётся реальность моды нет постоянных содержательных признаков, основы. Эти образы служат только для обозначения границы между престижным, современным, т. е. модным и немодным, непрестижным, несовременным.
Сама искусственная реальность, которая строится на основе моды, может быть различной. Это связано с тем, что различные компоненты этой реальности, предлагаемые индустрией моды, могут занимать в ней неодинаковое — большее или меньшее, главное или подчинённое место. В сформированной реальности существует та часть, которая создаётся в соответствии с предложениями индустрии потребления. Это та часть моды, которой соответствуют модели одежды класса pret-a-porter (буквально «готовые к тому, чтобы носить»), предназначенные для ношения в жизни, а не только на подиуме. В зависимости от выраженности потребности «быть вместе со всеми» эта часть реальности может менять своё представительство в реальности. Кроме того существует полностью оторванная от действительности, сказочная часть внутренней реальности. Это «представительство высокой моды». Данное устойчивое словосочетание произошло от французкого haute couture (НС)- «высокое шитье». Производители такой моды считаются деятелями искусства а потребители — элитой. Сами изделия HC ценны своей уникальностью и принципиальным отсутствием копий. Они предназначены именно для проведения границы между собой и другими, не подразумевая функций нормальной одежды вообще. Основной чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность, т. е. подчёркивание того, что носитель является «белой вороной». Задача обычной моды — сделать королём толпы, самой элитарной, современной, но по прежнему «чёрной вороной».
Для создания вокруг себя искусственной «модной» реальности необходимо постоянное отслеживание того, что происходит в индустрии моды (получение информации из соответствующих журналов и передач, наблюдение за людьми, ведущими себя современно и престижно). Намеренное игнорирование моды и сосредоточение на противоположных признаках — функциональность, полезность, долговечность и т. д. также может привести к построению подобной искусственной реальности. Так происходит, если вся деятельность человека направлена на игнорирование моды, её высмеивание и войну с «фанатами моды». В конструировании реальности моды помимо кутюрье принимают участие потребители — пионеры, новаторы. Кроме того, для создания границы, отделяющей реальность моды от окружения, необходимы действия, направленные на сопротивления моде. Их помогают делать все те, кто стремится создать свои границы, отличные от предложенных модой. Сопротивляясь моде, они только помогают очертить её отличие. Такие действия — прерогатива разнообразных скептиков, почитателей традиций, консерваторов, утилитаристов (сторонниками практичности), натуралистов (защитниками здоровья), феминисток, отстаивающих стерилизацию женской идеологии и многочисленных меньшинств, как правило сексуальных или политизированных.
Мода подчёркивает индивидуальность, отличие, границу, в то время как обычная одежда — стремление быть как все, раствориться среди людей. Именно поэтому мода так часто меняется — ведь она быстро проникает в преследующие её массы и становится обычной, «низший» класс начинает пересекаться с «высшим».