Динамика формирования искусственной реальности

Процесс формирования новой реальности запускается, когда человек начинает использовать пищу для снятия внутреннего напряжения, создания иллюзии безопасности, доставления себе удовольствия. Способность пищи уменьшать тревогу, напряжение или подавленность начинает использоваться всё чаще и чаще. Контакты с людьми становятся ненужными. Для потенцирования эффектов пищи становится необходимым уединение с поеданием сладостей во время чтения или просмотра телевизора. Формируется так называемое гиперфагическое поведение. Человек во главу угла ставит питание, увеличивает количество самой пищи, время на её приём и количество приёмов пищи. При этом появляется стремление затянуть процесс еды, посредством медленного употребления пищи, либо использования большого количества еды. Постепенно для формирования реальности человек ест без чувства голода, растягивает приём пищи во времени, повышает количество принимаемой пищи.

Это неизбежно приводит к изменению внешнего вида — ожирению и увеличению объёма желудка. Парадокс аддикции в том, что такое изменение внешности ещё больше концентрирует человека на пище. Периоды наслаждения пищей сменяются периодами ограничения в еде, диетами, голоданиями, за которыми следуют неконтролируемые приступы гиперфагии, заканчивающиеся чувством вины и очистительными процедурами (самоиндуцированная рвота, клизмы, слабительные, мочегонные). Человек включается в поиск чудо-препаратов, аксессуаров, гимнастик, компенсирующих питание. Постепенно всё, что связано с пищей (её приём и отказ от приёма) становится главным делом и целью жизни. Помимо гиперфагического поведения применяется диетическое и очистительное поведение. Оно используется для того, чтобы полностью замкнуть реальность на пище.

В конце концов, пищевое поведение, поддерживающее существование искусственной реальности, приводит к развитию серьёзных телесных проблем — ожирение, болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Их лечение требует всех ресурсов, всей энергии человека.

Особые варианты пищевой аддикции

1. Вкусовая зависимость (шоколадная аддикция, зависимость от вкуса кофе, суши и т. д.). Один из вариантов пищевой аддикции — это зависимость от вкуса конкретного продукта. Фиксация на вкусовых ощущениях во время фрустрации помогает вытеснить из своей внутренней реальности неприятное переживание. Как правило, вкусовая зависимость возникает от продуктов, имеющих особый вкус, отличный от вкуса пищи, необходимой для поддержания жизнедеятельности и, следовательно, для достижения цели. Это «особые» продукты, из которых наиболее часто встречаются шоколад, кофе, чай, суши, газированные напитки типа «Кока-кола». Такие продукты перестают быть просто продуктами, а становятся «носителями особого наслаждения».

Из вкусовых аддикций наиболее распространённой является зависимость от шоколада (chocolate addiction, chocoholism). Существует версия о том, что шоколад и продукты из какао бобов вызывают аддикцию из-за присутствия в них соединений, близким к эндогенным каннабиноидам. Именно этим пытаются объяснить усиление положительных эмоций и снижению тревоги, негативных эмоциональных переживаний после употребления шоколада. Однако, концентрация в шоколаде каннабиоидов недостаточна, для того, чтобы признать его наркотическим веществом. Главный эффект, обеспечивающий развитие зависимости — способность шоколада изменять саму структуру своей собственной, субъективной реальности. Это обеспечивается за счёт того, что шоколад — продукт, который обладает выраженным вкусом, вызывающим удовольствие, не соответствующее действиям, которые человек может совершить при помощи шоколада, как источника питательных веществ. Т. е. удовольствие от шоколада больше, чем радость, которую человек может получить, достигая цели при помощи шоколада, как «топлива». Ещё один механизм искажения реальности при помощи шоколада связан с тем, что процесс его поедания превращается в игру. С одной стороны человек понимает, что употребление шоколада — недиетично и, даже, вредно. С другой стороны, он делает это «в тайне от других и себя», «в последний раз», «в награду», «назло». Во всех случаях шоколад несёт в себе послание, которое превращает его из пищи в элемент наказания или поощрения. Аналогичные механизмы имеют место при других вариантах вкусовой зависимости. Их дополняют другие механизмы изменения реальности, подключающиеся в зависимости от варианта (экзотика, престиж, подражание, регрессия и т. д.).

2. Голодание. Голодание может наблюдаться не только при зависимости от внешности, когда оно является следствием отказа от пищи с целью изменения внешности и получения контроля над своим телом. Голодание становится вариантом зависимости от пищи в тех случаях, когда при его помощи человек изменяет свою внутреннюю реальность. Это нередко происходит как результат использования голодания в медицинских целях, т. е. в качестве варианта разгрузочно-диетической терапии. При этом человек, преодолевающий первоначальные трудности, связанные с преодолением чувства голода, впоследствии испытывает состояние «приподнятости», активности, самодостаточности. Такое состояние сопровождается переоценкой своих возможностей и заниженной оценкой препятствий, т. е. снижением критичности. Подобное изменение реальности оказывается легко достигаемым при помощи повторных голоданий и, потому, может стать основой для зависимости от голодания.

3. Обжорство или фидеризм (от агл. feederism — «раскармливание»). Это зависимость, которая включает элементы пищевой аддикции и изменённых, зависимых отношений. В основе её лежит искажённый процесс принятия пищи, который превращается в раскармливание. Как правило, осуществляется в виде игры, когда один партнер кормит другого. При этом оба участника процесса получают взаимное удовольствие. Реже фидеризм представляет собой наблюдение за перееданием или демонстрацию переедания.

Фидеризм заменяет отношения кормлением. Он предполагает два участника. «Фиди» (от англ. — feedee) — партнёр, которого «раскармливают». Выступая в роли «фиди», человек, как правило, стремиться к контролю за отношениями. Чаще это женщина. Второй участник — «фидер» (от англ. «feeder») — партнёр, который получает удовольствие (в том числе и сексуального характера) от активного кормления или наблюдения за тем, как другой партнёр ест.

Проявлением фидеризма или самостоятельным состоянием является так называемый стаффинг (англ. — stuffing, stuff, переедание, набивание живота). Это намеренное избыточное поглощение пищи — «обжорство», получаемое от него удовольствие и фантазии на тему раздувшегося от объедания живота. В случае, если процесс стаффинга никак не связан с отношениями между партнёрами, он не относится к фидеризму.

Фидеризм может быть отнесён к зависимому состоянию, в тех случаях, когда он соответствует следующим критериям:

1. Отношения с партнёром сводятся к процессу кормления и заканчиваются за пределами кормления. Для продолжения отношений процесс раскармливания становится необходим. Партнёр представляет собой «тело для раскармливания».

2. Кормление представляет собой способ бегства от отношений, сокрытия их непонимания и бессмысленности.

3. В результате раскармливания у человека возникают проблемы со здоровьем.

Наши рекомендации