Тренинг перевода зависимости в отношения
1. Отношения — это возможность увидеть себя в зеркале другого человека. Если Вы хотите встретиться с реальностью, Вы должны отбросить предварительные построения и искусственные образы себя и партнёра перед отношениями. Определите свои ожидания по поводу отношений, образы «идеального партнёра». Освободите себя от них при установлении отношений. Не готовьтесь к отношениям заранее, не проектируйте их. Всё, что Вы предварительно выстроили в своем уме, является препятствием для того, чтобы слышать и видеть реальность так, как она устроена на самом деле. Вступайте в отношения «обнажёнными».
2. Точно определите, что Вы хотите получить от отношений, что в них вложить, чем отношения должны сопровождаться и чем закончиться. Отношения не должны быть барьером на пути к себе, к своей цели. Немедленно откажитесь от таких отношений, которые помогают «убежать от себя».
3. Вступая в отношения, предъявляйте свои цели и выясняйте цели другого человека. В отношениях выражайте свои цели и способствуйте выражению целей любимого человека во всём, что Вы делаете. Всё, что Вы делаете в отношениях, в первую очередь делайте для себя, но стремитесь делать то же для любимого.
4. Постоянно следите за тем, чтобы отношения менялись в соответствии с изменением Ваших целей
5. Стремитесь быть максимально открытыми и искренними в отношениях. Любые игры и маски — это барьеры между Вами.
6. Сделайте всё, чтобы не допустить «слияния» с тем в любимом человеке, что отлично от Ваших целей.
7. Ищите чувство любви внутри себя и откажитесь от её поиска в других людях. Стремитесь к чувствам, которые независимы от того, что Вы от любимого получаете, и что ему даёте.
8. Стремитесь к отношениям, в которых Вы будете получать положительные эмоции от совместного развития и выражения. Откажитесь от отношений, в которых Вы получаете положительные эмоции, используя партнёра или позволяя ему использовать себя.
9. Сделайте то, что способствует развитию и росту доверия к Вам любимого человека. Немедленно открывайте всё, что так или иначе приводит к обману в отношениях. Доверяйте любимому человеку то, что Вам нужно с ним разделить, чтобы достигнуть своей цели. Доверяя, контролируйте свои интересы.
10. Перестаньте руководить и контролировать партнёра. Отвечайте за себя и вкладывайте силы, прежде всего, в себя и позвольте партнёру делать то же самое.
Escape № 5 — Homo decorous "Человек прихорашивающийся или зависимость от внешности"
…красота — не потребность, а экстаз.
Это не жаждущие уста и не пустая протянутая рука,
Но пламенное сердце и очарованная душа.
Это не образ, что вам хотелось бы видеть, и не песня, что вам хотелось бы слышать,
Но образ, который вы видите, даже если сомкнете глаза, и песня, которую вы слышите, даже если закроете уши.
Это не смола в складках морщинистой коры и не крыло, сросшееся с когтем,
Но вечноцветущий сад и сонм вечнолетящих ангелов.
Народ Орфалеса! Красота есть жизнь, снимающая покров со своего святого лика.
Но жизнь — это вы, и покров — это вы. Красота есть вечность, глядящаяся в зеркало. Но вечность — это вы, и зеркало — это вы.
Халил Джебран. О красоте.
Видимое предназначено для тех, кто не видит невидимое
Алишер Файз
Он походил на картинку из модного журнала, где тщательно вырисована каждая складка костюма, а лицо только намечено пунктиром.
Эмиль Кроткий
Сказать о то, что в современном обществе активно насаждается стандарт женской внешности, это значит заявить об очевидном. Этот стандарт не просто навязывается, он предлагается в качестве цели для достижения. С обладанием стандартом внешности связываются счастье, успех, привлекательность, семейное благополучие, достаток… Женщина постоянно подталкивается к тому, чтобы сосредоточить все свои усилия именно на том, чтобы придти к определённой внешности. И многие женщины, имеющие отклонения от стандартов, начинают чувствовать себя ущербными. Они связывают своё внутреннее неблагополучие именно с недостатками внешности.
Стандарт предполагает молодую худую особь с проявлениями приближающегося оргазма на лице. Человека подталкивают к выводу, что именно у этой особи «всё есть», причём именно из-за обладания определённой внешностью. Этот стандарт навязывается модой, рекламой, телевидением, кино. На место женской мечты помещен виртуальный подиум, который заселили источающими счастье девушками с параметрами 90-60-90, окружёнными преуспевающими половыми гигантами. Любые отклонения от стандарта безоговорочно считаются угрозой здоровью и счастью. Все, не попадающие в стандарт, обречены на неудачи на работе, измены мужей, некрасивую одежду. Их неудача становиться естественным, заслуженным приговором. Быть вне стандарта — это лишить себя счастья, смысла, любви, успеха, быть больной, фригидной и виноватой.
Такая точка зрения поощряется и выгодно эксплуатируется производителями одежды, лучшая часть которой ориентирована на стандарт, производителями вспомогательных средств для похудения (тренажёров, спецпродуктов, лекарств). Поощрение худобы даёт возможность для услуг, «подгоняющих под стандарт» — разнообразных программ двигательной направленности (фитнесс, тренажёры) и медицинского воздействия (кодирование, операции). Все эти товары и услуги рекламируются со всех сторон, не оставляя сомнения в том, что стандарт — это то, к чему нужно стремиться, то, без чего Вы обречены на неудачу, провал. Стандарт сам создал себя, и стремиться занять в голове человека место его цели, требует связать свою жизнь с достижением стандарта.
«Атака стандартов» проникает во внутреннюю реальность человека, находит внутри подтверждение, если он с детства внешне или внутренне отличался от сверстников, не имел среди них успеха, понимания. И, тем более, если человек с детства отличался от тех же самых стандартов внешности. Проблемы и страдания, связанные с отклонениями от стандарта внешности возникают в детстве, как только человеку прививают саму мысль о наличии стандарта и обучают сравнивать себя со стандартом и с другими людьми. Первыми, кто это делает, оказываются родители и другие родственники, воспитатели. В итоге формируется представление о своей неполноценности, основанное на высказываниях как близких, так и чужих людей, как друзей, так и недругов.
Взрослея, человек подтверждает истинность стандарта воспоминаниями об укорах, унижениях от сверстников и утешениях, сочувствии близких, родителей. И то и другое подтверждает — человек вне стандарта с детства, а значит он вне успеха всю жизнь. И это усугубляется тем, что «внешность в руках человека», т. е. отклонения от стандарта — признак его несостоятельности как человека, не способного следить за собой. В итоге человек начинает связывать успех с навязанным образом.
Главной мишенью для формирования зависимости от внешности служат женщины. Т. е. зависимость от внешности, сопровождающаяся неудовлетворённостью своим телом, чаще развивается у женщин. Это связано с рядом особенностей.
Прежде всего, цели женщин отличаются от целей мужчин. Цель женщины связана с построением отношений. А значит, для женщины очень важно стать «заметной», привлекательной, ценной для построения отношений. Поэтому для женщин внешность имеет гораздо большее значение, чем для мужчин. И здесь женщина попадает под массированное воздействие многочисленных внешних раздражителей, предлагающих «стандарт» как главную ценность в построении отношений.
Стандарт внешности беспрекословно и однозначно объявляется именно тем, что привлекает представителей противоположного пола. Это подтверждается инстинктами и распространённой точкой зрения, согласно которым женщина при построении отношений действительно тем «ценнее», чем более востребована её внешность. Этот глубокий инстинктивный механизм связан с тем, что именно внешность является первым видимым показателем здоровья, а, значит, способности «сдержать хозяйство, зачать, выносить, родить и выкормить ребёнка». Более того, совокупное представление об идеальной внешности носит название «красоты», «идеала», а значит человека, который «лучше, привлекательнее других во всех отношениях, имеет право на ошибку, которого не дают его менее красивым собратьям. Всё это заставляет поверить в стандарт и принять его как цель, к которой надо стремиться и которая автоматически принесёт с собой всё — отношения, работу, счастье…
Но красота, пусть, даже если она и есть стандарт, является лишь одним из достоинств. Презентация товара не заменит самого товара. Кроме того, развитие человечества изменило представления о ценности женщин, в том числе и в их собственных глазах. Женщина перестала быть «инкубатором для вынашивания детей» и «чудо — печкой», главное для которой — физическое здоровье Она хочет большего и от неё требуется большего, поскольку изменились цели отношений — они перестали заключаться только в продолжении рода. Более того, стандарт никак не связан с внешностью, необходимой для продолжения рода. Напротив, достижение и поддержание современного стандарта внешности делает женщину физиологически непригодной для материнства.
Все эти соображения отступают на фоне того информационного давления, которое проталкивает в сознание человека связь «стандарт — успех». И женщина готова пойти на всё, чтобы достичь стандарта, именно из-за ценности, престижности стандарта на рынке отношений. Эта ценность объявляется со всех сторон и, значит, нужно стремиться ею обладать, независимо от того, как ты к ней относишься. В самом деле — можно презирать деньги, но жить без них нельзя. Так и внешность — аналог денег для женщины, именно на неё можно купить лучшие отношения. Во всяком случае, так продолжают и продолжают внушать…
Это закрепляется культом стройного тела, который связывает худобу с образом современной женщины. В том же направлении действуют мода, и реклама с середины 60-х годов XX века. Для достижения стандарта «успеха и востребованности» необходим контроль над своим внешним видом и массой тела. Это приобретает первостепенное значение в жизни женщины, становится центром её реальности.
В итоге, именно женщины склонны проводить параллель между стройным, красивым телом и успехом (в отношениях с мужчинами, в работе, карьере). Для таких женщин характерно полярное восприятие действительности. Толстый человек для них — неудачлив, плох. Стройный — успешен и хорош. Негативное отношение к полноте в обществе ограничивает возможности полных женщин во взаимодействиях с людьми. Полный человек воспринимается как менее привлекательный, менее желанный и приятный во взаимодействии.
Женщине, не соответствующей стандарту, кажется, она не добьется успеха у мужчин и на профессиональном поприще. Выход — переделай в себе то, что не соответствует параметрам стандартной внешности. Предложение разнообразно — от диет до пластических операций.
Образ своего тела составляет для женщины значительную часть её реальности. При этом такие женщины устанавливают для себя недостижимые стандарты. Они страдают от одиночества и страха; мужчины кажутся им властными и склонными к насилию, а позиция женщин в обществе расценивается как позиция слабых и беспомощных жертв.
Помимо этого, современная женщина поощряется в борьбе за равные права с мужчиной. Её поощряют развивать в себе мужские качества и подавлять природные женские качества. Одновременно рекламируемый образ современной женщины связывает успех с внешним видом. Это накладывается на привычную для женщин потребность контролировать себя. Всё это приводит к тому, что наиболее доступным объектом контроля, который служит целям достижения успеха, является образ тела и вес.
В итоге женщина забывает о главном, что делает её привлекательной — внутреннем состоянии. Это состояние готовности на отношения, открытости к отношениям, которое женщина демонстрирует и посылает мужчине в глазах, в жестах, в словах, в поступках. Такое возможно тогда, когда женщина в первую очередь интересуется мужчиной и отношениями с ним, а не тем, как она выглядит и насколько она соответствует стандартам. Женщина забывает, что отношения нужны людям прежде всего для того, чтобы иметь рядом того, кто тебя понимает, принимает и поддерживает в жизни, в достижении цели.
Мужчина отзывается на призыв той женщины, которая готова принять его цели, его способности и идти вместе с ним «по жизни». Если же женщина сосредоточена на своей внешности, на идее сделать себя как можно привлекательнее, то мужчина рассматривает её именно так и никак иначе. В результате женщина не только становится зависима в своих поступках, переживаниях, мыслях от своей внешности. От её внешности действительно становятся зависимы её отношения с мужчиной, его к ней чувство.
Женщина, отклонившаяся от стандартов, полностью сосредоточена на поиске средств, которые её изменят внешне. Она испытывает свою внешнюю несостоятельность, и это передаётся её поступкам, переживаниям. В итоге она сама считает себя недостойной отношений, не замечая даже тех знаков внимания мужчин, которые уже имеет или игнорируя и отпугивая ухаживания мужчин. Женщине не до этого — она озабочена поиском своей идеальной внешности.
Вставая на путь коррекции внешности, женщина обнаруживает, что добиться результата — выше её сил. Всё против неё. Особенности физиологии требуют определённого телосложения и это телосложение «вне стандарта». Чтобы победить физиологию, надо жить и питаться не физиологично. Особенности стиля жизни не позволяют уделять столько времени своему телу, сколько требуют физические нагрузки и диеты. И главное препятствие, которое не состыковывается с требованиями стандарта, приносит всё та же реклама. Человек окружён со всех сторон постоянной рекламой еды. Реклама меняет назначение приёма пищи. Еда становится наслаждением, игрой, престижем, чем угодно, только не питанием. Та же реклама постоянно призывает нас предаться этому наслаждению. Для этого используются образы тех же молодых и худых особей, рекламирующих стандарт внешности. Но, в случае с рекламой еды, они беспрерывно и эротично поедают нечто и приближаются к оргазму с каждым движением челюстей. Едой предлагают заменить то, чего в жизни не хватает — общение, эмоции, цель. Реклама постоянно навязывает восприятие еды как чего-то, не связанного с самой едой, чего-то большего, другого — наслаждения, времяпрепровождения… Человек подталкивается к выводу, что еда — волшебное средство от любого внутреннего дефицита, а вовсе не от дефицита питательных веществ. И так происходит постоянно. Кажется, что все должны постоянно делать то же самое — с одной стороны — худеть, а с другой — есть. И, схлестнувшись, волны образуют в голове водоворот. Чем больше женщина хочет счастья, тем больше она хочет быть молодой и худой и тем больше она связывает наслаждение с едой. И она ест и думает о худобе…
В результате любые действия, направленные на приближение к стандартам требуют сверхусилий и лишают радостей, воспеваемых со всех сторон. Кажется, что для достижения стандарта необходим подвиг… Но реклама продолжает убеждать, что это очень легко… И человек погружается в мысли о своей несостоятельности, неспособности добиться желаемого. Всё это происходит на фоне отказа в поведении и мыслях от нормальных жизненных целей. Женщины отрываются от того, что касается отношений, заняты «подготовкой внешности к отношениям». Они живут в ожидании двух чудес. Первое чудо — что они придут к стандарту и второе чудо, что вместе со стандартом к ним придёт всё остальное, в комплекте.
Но только внутренним дискомфортом погоня за стандартами не ограничивается. Если женщина активно снижает вес, ограничивает себя в питании и изнуряет нагрузками, организм воспринимает это как признак болезни, опасности, покушение на свои запасы и начинает «отдавать» то, что сам считает лишним. А лишним в данном случае будет сексуальное влечение. Оно снижается также и из-за элементарной усталости от диет и нагрузок. В результате снижается сексуальное влечение и способность испытывать яркие сексуальные ощущения, оргазм. Т. е. стремление быть привлекательной приводит к снижению привлекательности, ибо мужчины всегда предпочитают сексуально активных, чувственных женщин. Но, даже если женщина становится привлекательнее с изменением внешности, нередко это воспринимается негативно, особенно при давно существующих отношениях. Это связано с тем, что женщина становится «более ценной», «соответствующей стандартам», а обеспечить возрастающие требования мужчина может не всегда. Это и приводит к дискомфорту в отношениях, ревности. В других ситуациях женщина, напротив, становится «менее ценной», поскольку её муж, как оказывается, «любит пухленьких».
Оценивая последствия сосредоточенности на внешности, женщина в очередной раз делает выбор — в сторону зависимости или против неё. Если она считает, что все негативные последствия обусловлены «сохранившимися недостатками внешности», усиливает свои действия в прежнем направлении, зависимость формируется окончательно. В результате внешность становится целью, идеей фикс, основой для формирования искусственной внутренней реальности. Всё, что не связано с достижением этой цели угнетает, всё, что направлено на её достижение и приводит к временному успеху, приносит удовлетворение. Так формируется зависимость от внешности.
Исходом зависимости от внешности является болезненное состояние негативного отношения к своему телу или его части, называемое дисморфофобией-дисморфоманией. Чаще женщина сосредоточена на какой то части тела — ноги, грудь, лицо, приписывая ей несуществующие недостатки или преувеличивая незначительные. Тело становится источником всех жизненных неудач и личных и профессиональных, а все действия и мысли подчинены изменению внешности.