Составьте максимально полный перечень вопросов и заданий для работы с «лентой букв».

На этапе повторения пройденного:

1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:

- прочитайте гласные буквы (чтение парами: а – я, …);

- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;

- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;

- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);

- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );

- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;

- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);

- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?

Для индивидуального опроса используются задания выборочно.

2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:

- гласная – согласная;

- гласная: назвать звук; обозначает мягкость – твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;

- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости – мягкости (если есть); парный – непарный, звонкий – глухой, назвать пару по звонкости – глухости (для парных).

Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).

На этапе изучения нового материала:

1. Определение места буквы на «ленте букв».

2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.

3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …

На этапе закрепления и обобщения:

1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.

2. Игра «Отгадайте букву»:

1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.

2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.

41. Предложите вариант орфографической работы с данным дидактическим материалом:

У нас живет кот Барсик. Он белый и пушистый. Наш кот любит пить молоко и ловить рыбу в пруду.

* Списывание со вставкой пропущенных букв.

* Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

* Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

* Спиши слова определённой части речи.

* Найди и выпиши слова с орфограммой-буквой гласного после шипящих. Обозначь орфограмму.

* Подчеркни безударные гласные в корне. Подбери еще два слова на то же правило.

* Выпиши словарное слово. Запомни его написание.

42. Предложите вариант работы с данным дидактическим материалом. Укажите цель использования данных материалов.

Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница.

Задание 1. Найди лишнее слово и объясни почему.

Задание 2. Выпиши однокоренные слова и обозначь корень в каждом слове.

Задание 3. Выдели корень и основу в каждом слове.

Задание 4. Какое из данных слов является проверочным, а какое проверяемым.

Цель: формирование умений соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав; развитие умения находить и вычленять корень слова; развитие умения подобрать проверочное слово.

Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.

Задание 1. Выдели суффикс в тех словах, где он присутствует.

Задание 2. Выдели приставку в тех словах, где она присутствует.

Цель: обеспечить запоминание написания некоторых суффиксов и приставок.

43. Составьте тематическое планирование работы кружка «Занимательная морфология» (3 класс). Какие морфологические умения младших школьников можно развивать во внеурочной деятельности?

Тема занятия. Содержание занятия. УУД
1. Проект "Страна морфологии" (1 ч) Беседа о проектах. Этапы проекта в «Стране морфологии». Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Выработка требований к проекту. Раздел русского языка — морфология. Оценка и отметка. Игра «Разгадай» в интеллектуальном тренинге: метаграммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; договариваться и приходить и приходить к общему решению совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации
2. Все, что существует (1 ч) Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного» (нарицательные/собственные, одушевленные/неодушевленные, род, склонение, число, падеж). Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта. - умение распознавать в речи имена существительные; - умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам - умение различать тиена нарицательные и имена собственные -умение определять род, число, падеж, склонение имени существительного  
3. Прилагательное (1ч) Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг. -уметь находить в предложениях, тексте прилагательные; - научиться подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательных как часть речи, сопоставлять их с признаками существительного; - уметь подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи  
4. Местоимение (1ч) Разработка группового проекта "Паспорт метоимения". Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения. " – умение определять признаки местоимения как части речи, - умение находить местоимения в тексте, - умение отличать от имён существительных. - умение классифицировать местоимения.
5. Глагол   Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя». - определять грамматические признаки глагола; - находить в тексте глаголы; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;  
6. Имя числительное Разработка группового проекта "Паспорт имени числительного". История числительных. Числительные в поговорках и фразеологизмах. - умение выделять имена числительные среди других частей речи, - классифицировать и правильно употреблять в речи; - умение правильно писать имена числительные  
7. Наречие Разработка группового проекта "Паспорт наречия". Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности наречия. – Формирование нового понятия – «наречие», - умение выявлять отличительные признаки наречия как части речи, - умений отличать наречие от слов других частей речи. – развитие умения владеть языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий.  
8. Служба частям речи Викторина о предлогах, частицах, союзах. Интеллектуальный тренинг формирование общего представления о частях речи; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;
9. Для чего нужна морфология? Подготовка выступления на защите проекта, мини-тест. Групповая работа по сбору информации к проекту. Повторение требований к проекту. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  
10. Защита проектов по морфологии Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  


Наши рекомендации