Составьте максимально полный перечень вопросов и заданий для работы с «лентой букв».
На этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:
- прочитайте гласные буквы (чтение парами: а – я, …);
- прочитайте гласные, обозначающие мягкость (твердость) согласного звука;
- прочитайте гласные буквы, которые обозначают два звука;
- прочитайте согласные буквы (в порядке следования на «ленте букв», парные прочитываются парами);
- прочитайте парные согласные (называется пара звуков [б] - [б,] );
- прочитайте непарные звонкие (глухие) согласные;
- назовите согласные, которые являются всегда мягкими (твердыми);
- какие буквы звуков не имеют? Для чего используется мягкий знак?
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
2) Характеристика отдельных букв с опорой на «ленту букв»:
- гласная – согласная;
- гласная: назвать звук; обозначает мягкость – твердость; может обозначать два звука в начале слова и после гласных;
- согласная: назвать правильно букву; назвать пару звуков по глухости – мягкости (если есть); парный – непарный, звонкий – глухой, назвать пару по звонкости – глухости (для парных).
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
На этапе изучения нового материала:
1. Определение места буквы на «ленте букв».
2. Характеристика звуков, которые обозначаются данной буквой.
3. Найти буквы, которые имеют похожие характеристики: обозначают два звука, непарные по глухости, обозначают мягкость согласного, …
На этапе закрепления и обобщения:
1. Игра «Что изменилось?» Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2. Игра «Отгадайте букву»:
1 вариант: Учитель дает характеристику букве: «Эта буква обозначает мягкость согласного, но не является гласной». Ученики называют букву.
2 вариант: К доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель показывает молча букву. Характеристику дают дети. Вызванный к доске ученик должен назвать или показать букву.
41. Предложите вариант орфографической работы с данным дидактическим материалом:
У нас живет кот Барсик. Он белый и пушистый. Наш кот любит пить молоко и ловить рыбу в пруду.
* Списывание со вставкой пропущенных букв.
* Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
* Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
* Спиши слова определённой части речи.
* Найди и выпиши слова с орфограммой-буквой гласного после шипящих. Обозначь орфограмму.
* Подчеркни безударные гласные в корне. Подбери еще два слова на то же правило.
* Выпиши словарное слово. Запомни его написание.
42. Предложите вариант работы с данным дидактическим материалом. Укажите цель использования данных материалов.
Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница.
Задание 1. Найди лишнее слово и объясни почему.
Задание 2. Выпиши однокоренные слова и обозначь корень в каждом слове.
Задание 3. Выдели корень и основу в каждом слове.
Задание 4. Какое из данных слов является проверочным, а какое проверяемым.
Цель: формирование умений соотносить лексическое значение однокоренных слов и их морфемный состав; развитие умения находить и вычленять корень слова; развитие умения подобрать проверочное слово.
Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.
Задание 1. Выдели суффикс в тех словах, где он присутствует.
Задание 2. Выдели приставку в тех словах, где она присутствует.
Цель: обеспечить запоминание написания некоторых суффиксов и приставок.
43. Составьте тематическое планирование работы кружка «Занимательная морфология» (3 класс). Какие морфологические умения младших школьников можно развивать во внеурочной деятельности?
№ | Тема занятия. | Содержание занятия. | УУД |
1. | Проект "Страна морфологии" (1 ч) | Беседа о проектах. Этапы проекта в «Стране морфологии». Распределение обязанностей в группе при работе над проектом. Выработка требований к проекту. Раздел русского языка — морфология. Оценка и отметка. Игра «Разгадай» в интеллектуальном тренинге: метаграммы, шарады, хитрые вопросы, логогрифы, перевертыши, песенный марафон, анаграммы, ребусы, загадки. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; договариваться и приходить и приходить к общему решению совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации |
2. | Все, что существует (1 ч) | Разработка группового проекта «Паспорт имени существительного» (нарицательные/собственные, одушевленные/неодушевленные, род, склонение, число, падеж). Мозговой штурм: частотность части речи, постоянные и непостоянные признаки части речи. Интеллектуальный тренинг. Информационный и творческий продукт проекта. | - умение распознавать в речи имена существительные; - умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам - умение различать тиена нарицательные и имена собственные -умение определять род, число, падеж, склонение имени существительного |
3. | Прилагательное (1ч) | Разработка группового проекта «Паспорт имени прилагательного»: грамматические признаки, частотность части речи. Морфологическая задачка «Приключения Буратино». Интеллектуальный тренинг. | -уметь находить в предложениях, тексте прилагательные; - научиться подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательных как часть речи, сопоставлять их с признаками существительного; - уметь подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи |
4. | Местоимение (1ч) | Разработка группового проекта "Паспорт метоимения". Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности местоимения. " | – умение определять признаки местоимения как части речи, - умение находить местоимения в тексте, - умение отличать от имён существительных. - умение классифицировать местоимения. |
5. | Глагол | Разработка группового проекта «Паспорт глагола»: грамматические признаки, частотность части речи. Мини-тест и интеллектуальный тренинг. Творческий продукт проекта: сказка-загадка «Жизнь сказочного героя». | - определять грамматические признаки глагола; - находить в тексте глаголы; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; |
6. | Имя числительное | Разработка группового проекта "Паспорт имени числительного". История числительных. Числительные в поговорках и фразеологизмах. | - умение выделять имена числительные среди других частей речи, - классифицировать и правильно употреблять в речи; - умение правильно писать имена числительные |
7. | Наречие | Разработка группового проекта "Паспорт наречия". Самостоятельная работа по сбору информации к проекту. Особенности наречия. | – Формирование нового понятия – «наречие», - умение выявлять отличительные признаки наречия как части речи, - умений отличать наречие от слов других частей речи. – развитие умения владеть языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий. |
8. | Служба частям речи | Викторина о предлогах, частицах, союзах. Интеллектуальный тренинг | формирование общего представления о частях речи; формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; |
9. | Для чего нужна морфология? | Подготовка выступления на защите проекта, мини-тест. Групповая работа по сбору информации к проекту. Повторение требований к проекту. | активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; |
10. | Защита проектов по морфологии | Защита индивидуальных и групповых проектов по морфологии. Презентация информационных и творческих продуктов. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; |