Поведение на певца сцене как один из исполнительских навыков
Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории – это большое мастерство.
Умение «нести себя» –это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, – это его «инструменты» [38, С.23]
На сцене каждое движение рук, ног, фигуры, мимика лица – все воспринимается зрителем, создавая имидж исполнителя. Иногда отчетливо видно, как неудачная «выходка» исполнителя мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался долгое время. Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и манеры, и сам выход на сцену – все способствует или мешает успеху у слушателей.
«Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям... Это понятно: на подмостках человеческая жизнь показывается в узком пространстве сценической рамки. На эту жизнь, втиснутую в театральный портал, смотрят в бинокли, ее разглядывают, точно миниатюру, в лупу. При этом от внимания зрителей не ускользнут никакие детали, никакие мельчайшие подробности. Если прямые, поднимающиеся как шлагбаумы, руки с грехом пополам терпимы в жизни, то на сцене они не допустимы. Они придают деревянность фигуре человека, они превращают его в манекен. Кажется, что у таких актеров душа такая же, как руки - деревянная. Если к этому прибавить еще и прямой, как жердь, спинной хребет, то получится в полном смысле слова “дуб”, а не человек. Что может выявить такое «дерево»? Какие переживания?» – так говорит в своей книге “Работа актера над собой” К.С.Станиславский [46, С.62] о том, что всякое мастерство, а сценическое особенно, требует выработки соответствующей техники.
Педагог Н.М.Малышева в своей работе «О пении» вспоминает, как К.С.Станиславский работал над постановкой тела актера для сцены, какие предъявлял требования: «нужно прислонится спиной к косяку двери, шкафа, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется. Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)». [28, С.17]
Немаловажным фактором поведения на сцене является так называемая «подача» себя. Поза певца во время пения составляет один из важнейших моментов поведения певца на сцене. Как певец вышел на сцену, как встал у инструмента, как держится во время исполнения, как ушел после исполнения произведения – все это весьма важно для профессионального пения. Весь комплекс этих вопросов входит в исполнительские навыки. У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Лучше постараться этого избежать. Ничто не может испортить настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего не только к слушателям, а прежде всего к своим зрителям.
Выработка навыков поведения на эстраде – одна из задач педагога класса сольного пения, и поэтому педагогу следует обращать на это внимание с первых же шагов занятий. Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе у инструмента, без всяких зажимов внутри и тем более без судорожно сведенных рук или сжатых кулаков, то есть без всех тех лишних, сопутствующих движений, которые отвлекают внимание и нарушают ту гармонию, которую слушателю всегда хочется видеть у артиста, стоящего на эстраде. Певец, умеющий красиво стоять на эстраде, – же много сделал для успеха своего выступления. Привычка к естественному положению корпуса, свободным рукам, выпрямленной спине должна воспитываться с первых этапов обучения. Педагог обязан не допускать никаких лишних движений, сопутствующих напряжений, нарочитой позы. Если их допустить в начале работы, то они быстро укореняются и борьба с ними в дальнейшем будет весьма трудна. Таким образом, эстетическая сторона вопроса уже с первых шагов требует к себе серьезного внимания как певца, так и педагога. [12, С.552]
Е.М.Пекерская в своей книге «Вокальный букварь» [38, С.48] приводит следующие требования к телу исполнителя:
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее – это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче – идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. «Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества». Не случайно старые итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать «ласковые глаза». Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, – нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.