Психология выступления (выхода на сцену)
Успешное выступление начинающего вокалиста на сцене является результатом кропотливой работы, сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить одну из важнейших проблем музыкально-исполнительского искусства – проблему психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению.
На сцене начинающему вокалисту придется столкнуться с некоторыми трудностями – это и волнение, мышечная скованность, что порождает прежде всего голосовые трудности, а так же возможность забыть текст произведения, что на первых этапах, к сожалению не редкость.
Сценическое волнение начинающего вокалиста зависит прежде всего от уровня предконцертной подготовки, а также умения контролировать свое эмоциональное состояние во время выступления. Эмоции певца должны повиноваться его воле, он никогда не должен терять контроль над собой, над своим голосом, действиями. Об этом писали выдающиеся мастера сцены: Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский и др.
Шаляпин писал: «Я до сих пор волнуюсь на сцене, даже когда пою в сотый раз...» [49,C.59]. И это творческое волнение в порядке вещей, оно помогает создавать творческий образ и проявлять эмоции. Волнение вредит, когда перерастает в панику.
Дмитриев Л.Б. в своем основополагающем труде «Основы вокальной методике» пишет: «При исполнении произведений степень эмоционального захвата не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники с одной стороны, и нарушать общее творческое состояние, требующее хорошего контроля своих действий, правдивости переживаний – с другой. Она не должна приводить к действительному натуральному переживанию... Искусство заключается в том, чтобы художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать чувства, эмоции, но не в натуралистическом переживании на сцене.» [12, С.317]
Очень часто психологическое состояние певца оказывает решающее влияние на его пение. Поэтому певец должен обладать устойчивой психикой и владеть приемами психологической регуляции своего состояния. Голосовая функция тесно связана и с нервной системой человека, и с эндокринной системой, и с состоянием внутренних органов. Известно, что при большом волнении голос может перестать звучать, он срывается. Сильные психические переживания могут привести к полной потере речевой и певческой функции. Поэтому деятельность по укреплению и тренировке психологического состояния, выработке умений и навыков преодоления нервного перенапряжения перед ответственными выступлениями имеет для начинающего вокалиста первоочередное значение.
Рене Флеминг в своей книге «Внутренний голос» пишет, что многие известные всему миру, уже состоявшиеся мастера вокального творчества для снятия излишнего волнения перед выходом на сцену имеют своего рода ритуалы. «У одних певцов есть кроличья лапка на удачу, у других – счастливое нижнее белье. Лучано Паваротти, прежде чем запеть, нужно найти на сцене гнутый гвоздь, и помогай господь тому несчастному певцу, который вздумает нарядиться в сиреневое в его присутствии. Ренату Тибальди к кулисам всегда сопровождала помощница Тина с фотографией матери Ренаты Джузеппины и маленьким плюшевым мишкой; перед выходом на сцену фотографию Рената целовала, а мишку щипала за нос... Ну а лично я довожу окружающих до состояния полнейшей истерии – признаться честно, терпеть не могу переживать в одиночку.» [50, С.18]
Это все уловки, позволяющие артисту отвлечься от волнения, переключиться на другую задачу, сконцентрироваться на чем-то другом, и тем самым отвлечься от боязни оценки себя и своих действий на сцене, а потом сконцентрироваться над самим художественным образом произведения.
Станиславский, например, советовал своим ученикам в студии концентрироваться на предметах закулисной обстановки или деталях собственной одежды, например обыкновенной пуговицы пиджака. И Лемешев в своей книге пишет, что переключение на другие задачи помогало ему справиться с волнением.
Прежде чем расслабиться физически, надо расслабиться психически, потому что наше тело отражает состояние нашего мозга, а не наоборот. Если мозг напряжен, то и тело будет таким же, как бы мы ни старались расслабиться. .Е.М. Пекерская приводит такие советы, помогающие справиться с волнением перед выступлением [38, С.53]:
1. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.
2. Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).
3. Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения
4. Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.
Известный российский психотерапевт В. Леви в своей книге «Приручение страха» пишет «Если дыхание свободно, если мышцы расслаблены и сосуды разжаты – вы уже просто не можете чувствовать страх, вы свободны... » [25, С.32]. В этой же книге он приводит советы для всех людей, которым приходится иметь дело с выступлениями, аудиторией, вне зависимости от конкретных целей выхода на публику: «Боишься выступать? Выступай при каждом удобном случае, по каждому поводу. Выступай без поводов! Создавай нескончаемую череду, поток выступлений!... Взяв за правило обязательно делать то, что делать боишься, делай это разнообразно, делай множество раз, делай валом, потоком!» [25, С.41]
В приложении даны методики по устранению чрезмерного волнения при выступлении от психотерапевта и писателя В. Леви.