Формирование исполнительских навыков начинающего певца в условиях концертных выступлений
Формирование исполнительских навыков начинающего певца в условиях концертных выступлений
Выпускная аттестационная работа по программе профессиональной
переподготовки «Сольное академическое пение и методика преподавания сольного академического пения, сценическое движение».
Выполнила:
Слушательница по программе
профессиональной
переподготовки
«Сольное академическое пение и
методика преподавания
сольного академического пения,
сценическое движение»
Власова Ю.В.
Научный руководитель:
Доцент, к.п.н. Павлова М.А.
Москва 2013
Содержание:
Введение…………………………………………….………..……………......4
Раздел 1. Теоретическая часть……...……………………………..……..........8
1.1 Подбор репертуара к концерту для начинающих вокалистов.….......13
1.2 Подготовка выбранного музыкального произведения........................16
1.2.1. Работа над дикцией.......................................................................16
1.2.2. Работа над интонацией и фразировкой произведения..............18
1.3 Значение принципов Станиславского в создании
образа произведения при формировании вокально-
исполнительских навыков ….................................................................19
1.4 Психология выступления (выхода на сцену)........................................20
1.5 Поведение на певца сцене как один из исполнительских
навыков.....................................................................................................23
1.6 Анализ психологических и физических ощущений на сцене.............26
1.7 Гигиена голоса как один из способов обрести
уверенность на сцене...............................................................................27
1.8 Формирование исполнительских навыков путем
повышения общей культуры начинающего певца...............................30
1.9 Советы и рекомендации начинающим певцам
от известных мастеров вокального творчества....................................31
1.10 Выводы по Разделу 1..............................................................................33
Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
исполнительских навыков в условиях концертных выступлений
на примере работы студии классического вокала «Арион»…....…..35
2.1 Условия проведения опытно-экспериментальной работы.........…....35
2.2. Начинающие певцы как объект опытно-
экспериментальной работы...................................................................38
2.3. Формирование исполнительских навыков как предмет
опытно-экспериментальной работы.....................................................39
2.4. Критерии оценки исполнительских навыков......................................41
2.5. Исходная диагностика наличия исполнительских навыков..............42
2.6. Работа над улучшением показателей...................................................44
2.7. Контрольная заключительная диагностика в конце
творческого сезона.................................................................................48
2.8. Выводы по Разделу 2.............................................................................51
Заключение……………………………………………………………..…...53
Список литературы.......................................................................................55
Приложение. ………………………………....……………………….….....59
Введение
Данная выпускная аттестационная работа рассматривает вопросы, связанные с формированием исполнительских навыков начинающего певца-вокалиста в условиях концертных выступлений.
Под концертными выступлениями я предлагаю иметь в виду сцену. Сцену с большой буквы, какой бы она ни была: внутренний концерт среди учащихся, в форме музыкального салона, где под сценой подразумевается участок пола, а зритель сидит почти вплотную к исполнителю.
Данную тему для исследования я выбрала неслучайно, так как считаю ее очень актуальной и важной для любого начинающего певца, так как всю серьезность проблемы первых выходов на сцену ощутила на себе сама, когда начала заниматься в студии классического вокала «Арион» около шести лет назад.
Актуальность и практический аспект данных вопросов связаны с тем, что формирование исполнительских навыков певца невозможно без сцены, невозможно только в условиях классной аудитории, один на один с педагогом, только выполняя певческие упражнения. Навыки тренируются путем вынесения своего мастерства на зрительский суд.
Выбранный по жизни путь и репертуар певца, в итоге, может быть разным по жанру. В зависимости от голосовых данных, исполнительских навыков, интересов – это может быть как оперный репертуар, а могут быть романсы, оперетта или джазовое направление. Классическая постановка голоса дает певцу широкие возможности в реализации своего творческого потенциала. В любом случае певец рано или поздно выйдет на сцену, а значит он должен быть к этому готов. Подготовка немыслима без выходов на сцену в так сказать «младенческом певческом возрасте».
В конце концов, именно ради сцены, ради зрителей певец и живет, живет в своей песне, в своей музыке, в образе, им создаваемом. Сцена, как лакмусовая бумажка, проявляет все то, чему научился певец. И одновременно с этим сцена учит, учит сама, так как нигде, ни в каком классе...
Всё вышесказанное и выявляет актуальность темы нашего исследования «Формирование исполнительских навыков начинающего певца в условиях концертных выступлений».
Актуальность темы аттестационной работы связана со значительным распространением исследуемого явления (проблема каждого начинающего певца) и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Для нашего исследования считаются важными работы в области педагогики, психологии, а также исследования в области теории и методики преподавания вокала. Исследовались работы следующих авторов: Дмитриева Л.Б., Петрушина В.И., Малышевой О.Н., Менабени А.Г., Далецкого О.В., Станиславского К.С., Кантарович В.С., Леви В.Л. и др.; а также научные статьи, написанные в рамках научно-практической конференций, проводимых факультетом культуры и музыкального искусства МГГУ им. Шолохова.
Проделанный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования исполнительских навыков начинающих певцов в условиях концертных выступлений разработана недостаточно. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность данной проблемы, указывается на необходимость ее изучения.
В настоящее время практика вокального творчества в значительной степени опережает свое теоретическое осмысление. Новизна исследования заключается в том, что в нашей работе были подвергнуты исследованию «живые» воспоминания самих признанных певцов, певцов гениальных, известных на весь мир, поскольку мы считаем, что не только теоретические исследования ученых, но и живой, непосредственный и многообразный опыт выступлений, колоссальная певческая практика могут дать объяснения по части внутренних ощущений и работе над концертным выступлением. Это книги С.Я. Лемешева, Ф.И. Шаляпина, Тито Гобби, Галины Вишневской, Ирины Архиповой, Рене Флеминг, Тоти Даль Монте, и др. А также была проведена большая опытно-экспериментальная работа с начинающими певцами на базе студии классического вокала «Арион» в течение творческого сезона 2012-2013 гг., приводятся как анализ выступлений со стороны, так и рассказы самих начинающих певцов о их внутренних ощущениях, изменениях в ощущениях, происходящих от концерта к концерту, по мере формирования их исполнительских навыков.
Объектом исследования являются начинающие певцы-вокалисты.
Предмет исследования – процесс формирования исполнительских навыков в условиях концертных выступлений.
Целью исследования является выявление теоретических и практических аспектов, а также методических средств для эффективного формирования исполнительских навыков начинающих певцов в условиях концертных выступлений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты и решались следующие задачи:
• Изучить сущность и специфику процесса формирования исполнительских навыков и проанализировать научные аспекты его осуществления.
• Выявить необходимость концертных выступлений как эффективное средство формирования исполнительских навыков.
• Выделить комплекс эффективных методик по формированию исполнительских навыков и проверить их в опытно-экспериментальной работе (на примере начинающих вокалистов студии классического вокала «Арион» (взрослая возрастная группа)).
Методы исследования – изучение музыкально-психологической, музыкально-педагогической, специализированной вокальной литературы по проблеме исследования, а так же мемуаров и исторических сведений об известных вокалистов; музыкально-педагогический анализ теоретического материала; опытно-экспериментальная работа с вокалистами, педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, сравнение, обобщение полученных данных и интерпретация результатов экспериментального исследования.
Гипотеза данного исследования заключается в предположениях о том, что формирование исполнительских навыков начинающих вокалистов будет протекать наиболее эффективным образом, если:
• данный процесс будет проводиться на основных принципах воспитания певцов – последовательно, комплексно, с индивидуальным подходом;
• формирование навыков будет осуществляться путем концертных выступлений перед зрительской аудиторией;
• неотъемлемой частью данного процесса будет овладение навыками создания выразительного сценического образа при исполнении вокального произведения.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе даются теоретические и педагогические обоснования необходимости выступлений на публике на начальном этапе обучения. Приводятся необходимые этапы подготовки произведения для исполнения его на сцене. А также приводятся воспоминания известных и заслуженных исполнителей о том, как они сами чувствовали себя на сцене, как справлялись со своим волнением, их работа над творческими образами в оперной и концертной деятельности.
Вторая глава практическая, это опытно-экспериментальная работа, в ней я рассматриваю концертные выступления начинающих вокалистов студии классического вокала «Арион» в течение творческого сезона 2012-2013 гг. с сентября по июнь, привожу их анализ их действий и навыков со стороны, а также рассказы об их внутренних собственных ощущениях, изменениях в ощущениях, происходящих от концерта к концерту, по мере формирования их исполнительских навыков.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении даются некоторые рекомендации практического характера: как работать над дикцией, как вести себя во время исполнения произведений. Также даны рекомендации психологов как справляться со страхом, излишним волнением перед выступлением.
Подготовка выбранного музыкального произведения
«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.» [29, С.17]
Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:
- четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;
- интонация и фразировка произведения.
Работа над дикцией
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.
Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.
Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных. [12, С.504]
Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована. [12, С.504]
«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.» [29, С.10]
Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов. [12, С.505]
Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру... Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит... Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.» [27, С.337]
К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь». [46, С.58]
Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» [38, С.62].
Выводы по Разделу 1
Приобретение вокальных и исполнительских навыков – это процесс, который совершенствуется на протяжении всей творческой ученической и профессиональной жизни вокалиста. Каждый солист – неповторимая индивидуальность, и следовательно, методы подготовки каждого вокалиста должны основываться на индивидуальных качествах человека.
1. Формирование правильных исполнительских навыков протекает наиболее оптимальным способом при использовании основных принципов воспитания певцов:
• единство художественного и технического развития,
• необходимость индивидуального подхода к ученику,
• принцип постепенности и последовательности. [12, С.116]
2. Навыки – это умения, приобретенные упражнениями, опытом, привычкой. Соответственно исполнительские навыки – это «привычка» исполнять. Исполнительские навыки формируются наиболее оптимальным образом за счет многократного исполнения произведений на сцене перед публикой и подготовки произведений к концертным выступлениям.
3. Для формирования верных исполнительских навыков важен грамотно подобранный педагогом, удобный ученический репертуар, не мешающий начинающему певцу в вокально-техническом плане, а помогающий ему добиться эмоционально-выразительного исполнения.
4. Интересное, эмоционально выразительное исполнение произведения, несущее в себе целостный музыкальный образ, формируется при использовании принципов системы Станиславского.
Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
исполнительских навыков в условиях концертных выступлений
на примере работы студии классического вокала «Арион»
Практическая, опытно-экспериментальная часть работы представлена на примере Студии классического вокала «Арион», вокалисткой и ученицей которой я являюсь уже несколько лет. Студия существует 6 лет, в студии занимаются вокалисты-любители, люди, увлеченные классической музыкой, люди разных возрастов и профессий: экономисты, юристы, врачи, актеры, есть даже стюардесса.
Как считает руководитель и педагог нашей студии Варфоломеев Владимир Викторович, практически у каждого человека есть голос, развитый в той или иной степени. Надо только его услышать и помочь ему правильно раскрыться, поэтому в нашей студии занимаются в том числе и люди «далекие» от музыкальных профессий. Приходят заниматься люди, которых по их вокальным данным никогда не приняли б в музыкальные учебные заведения по классу вокала, но у таких людей есть огромное желание выразить себя и свой внутренний мир в пении, в звуке, выступить на сцене, такие возможности и дает им наша студия.
Примерно то же можно сказать и о слухе. Он есть у всех людей, если, конечно, речь не идет о патологическом, врожденном или приобретенном отсутствии слуха как такового. Речь идет о музыкальном слухе, он развивается. Бывает, что поначалу ученик фальшивит, неверно интонирует, но по прошествии времени, при регулярных тренировках, в процессе занятий настраивается внутренняя мышечная координация и люди начинают петь чисто и нормально, верно интонировать. И люди, которые из-за отсутствия слуха могли бы считаться профессионально непригодными, со временем начинают верно и образно исполнять произведения. Все дело только в количестве приложенных для этого усилий.
Выводы по Разделу 2
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показали значительную динамику повышения качества исполнительских навыков у обоих начинающих вокалистов по всем выделенным нами критериям: дыханию, лицевой мускулатуре, интонации, созданию музыкального образа произведения, а также артистичности. Динамику повышения качества исполнительских навыков можно проследить по диаграмме, которая отражает рост показателей от концерта к концерту. В качестве показателей динамики повышения качества была взята средняя арифметическая оценка по всем оцениваемым критериям.
Диаграмма 1. Динамика повышения качества исполнительских навыков
По результатам опытно-экспериментальной работы с начинающими певцами студии классического вокала «Арион» в течение творческого сезона 2012/2013 года можно отметить, что несмотря на совсем еще небольшой певческий и исполнительский опыт, оба ученика студии очень качественно изменились за это время как в вокальном, так и в исполнительском плане. За счет сформированных практикой исполнительских навыков их выступления стали интереснее, образнее. Ушла первичная скованность и зажатость. Оба отмечают, что по-прежнему продолжают волноваться, но ощущение всеобъемлющей паники прошло. Конечно, при этом надо отметить, что публика в зале довольно малочисленна и настроена очень благожелательно, к тому же все концерты проходили в одной и той же, знакомой среде, и на «большую сцену» им еще рановато. Для обоих ребят это очень важный и ценный опыт.
Заключение
Исполнительская деятельность – сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной.
Дать однозначный рецепт успешного выступления не возьмется, пожалуй, ни один из опытных исполнителей. Каждый солист – неповторимая индивидуальность, и следовательно, методы подготовки каждого вокалиста должны основываться на индивидуальных качествах человека. Но все же существуют те принципы, на основе которых подготовка профессиональных певцов проходит наиболее оптимальным способом в наиболее оптимальные сроки.
Мы рассматривали тему «Формирование исполнительских навыков начинающих певцов в условиях концертных выступлений»на основании ее большой актуальности для каждого начинающего певца без исключения. Любой певец живет ради сцены. На сцену, к зрителям, несет он сформированный в себе образ музыкального произведения как результат своих технических и творческих усилий. И умение правильно донести образ произведения, заложенный автором, необходимо ему как воздух.
В соответствии с поставленными задачами, была подвергнута всестороннему изучению сущность и специфика процесса формирования исполнительских навыков, в результате чего мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным образом исполнительские навыки формируются путем многократного исполнения удобных в техническом плане произведений на сцене в условиях концертных выступлений.
В методике формирования исполнительских навыков придается большое значение сочетанию в занятиях технической и художественно-образной составляющей. Важным в методике преподавания является умение педагога ориентировать начинающих исполнителей на осмысливание собственной певческой деятельности: они должны не только петь, но и анализировать свое пение. При этом активизируется не только процесс мышления, но и вырабатывается контроль над голосоведением, дыханием, дикцией, интонацией, эмоциональная отзывчивость на музыку.
В результате проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы можно сделать выводы о необходимости участия в концертной деятельности для успешного формирования и последующего развития исполнительских навыков у начинающих певцов.
В итоге своих практических исследований пришла к еще одному неожиданному выводу, хотя в начале, при формулировке цели и задач, задачи такой и не ставила. Осмелюсь предположить, что, возможно, студентам-вокалистам, получающим профессиональное ВУЗовское образование было бы полезно участие в самодеятельном коллективе подобном описываемой в работе вокальной студии. Так как ученики и участники студии имеют большую практику концертных выступлений, как раз о нехватке которых говорили в своих воспоминаниях и интервью признанные мастера большой сцены.
В дальнейших исследованиях можно было бы рассмотреть вопрос совмещения и наложения самодеятельного творчества и профессионального вузовского образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос. – К.: Штиинца, 1981
2. Архипова И.К. Музыка жизни. – М.: Вагриус, 1997
3. Бабыкин А.А. Основные направления в работе с вокалистами. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 23-28
4. Витт Ф. Практические советы обучающемуся пению. – Л.: Музыка, 1963
5. Вишневская Г.П. Галина / Галина Вишневская. – Изд. дополн. – М.: Вагриус, 2007
6. Гаврилина Л.Н. Вокальная техника Ф.И. Шаляпина: современная интерпретация. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 177-179
7. Герзмава Х. Мне не стыдно быть на сцене смешной [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bftarasov.ru/publ/3-1-0-119. (Дата обращения: 20.06.2013)
8. Гобби Тито. Мир итальянской оперы. – М.: Радуга, 1989
9. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
10. Далецкий О.В. Школа пения. Из опыта педагога. – М., 2007
11. Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях. – М.: Музыкальный сектор, 1926
12. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968
13. Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве:
Диалоги о технике пения. — М.: Московские учебники - СиДиПресс, 2002
14. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – Л.: Медгиз, 1970
15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
16. Иванов А.П. Об искусстве пения. – М.: Голос-пресс, 2006
17. Кантарович В.С. Гигиена голоса. – М., 1955
18. Кох И.Э. Основы сценического движения. – М.: Искусство, 1970
19. Кочарова Д.А. Взаимодействие вокалиста и концертмейстера в классе А.В. Неждановой. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 238-240
20. Д.А. Кочарова. Проблема подбора репертуара в классе А.В. Неждановой: дидактический аспект [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/kocharova.pdf. (Дата обращения: 20.06.2013)
21. Кочарова Д.А. Развитие креативного мышления на уроках вокала на примере методики А.В. Неждановой. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 235-238
22. Кудрявцева В.В. Методы подготовки студентов-вокалистов к участию в конкурсах. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 69-72
23. Курочкин В.И. Краткое руководство по сольному пению для руководителей художественной самодеятельности. – М.: Музгиз, 1952
24. Ламперти Ф. Искусство пения. По классическим преданиям. – СПб.: Планета музыки, 2009
25. Леви В.Л. Приручение страха – М.: Метафора, 2008
26. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. – М.-Л.: Искусство, 1939
27. Лемешев С.Я. Путь к искусству. – М.: Искусство, 1974
28. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977
29. Малышева Н.М. О пении. – М.: Советский композитор, 1988
30. Медведева Н.Ю. Роль актерского мастерства в процессе работы над эстрадной песней. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 75-79
31. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987
32. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002
33. Назаренко И.К. Искусство пения. – М.-Л.: МузГИЗ, 1948
34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010
35. Паваротти Л., Райт У. Мой мир.– М.: Вагриус, 1997
36. Павлова М.А. Музыкальные салоны как эффективная форма вокального обучения студентов. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Рапацкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. – с. 87-90
37. Павлова М.А. Понятие «Вокально-слуховой самоконтроль» как педагогическая инновация Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России: Материалы Международной научно-практической конференции» . Москва, 26-27 мая 2009г. В 2ч. Ч.2. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – с. 54-61
38. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996
39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997
40. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. 2-е изд., испр. – СПб.: Планета музыки, 2013
41. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Граница, 2009
42. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации: – М.: АСТ; 2011
43. Сикур П.И. Воспою тебе. Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. – М.: Русскiй хронографъ, 2006
44. Сонки С.М. Теория постановки голоса. – С-Пб, 1912
45. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: Вагриус, 2007
46. Станиславский и Немирович-Данченко об искусстве актера-певца. Сборник материалов. Сост. Г.В. Кристи и О.С. Соболевская. – М.: Искусство, 1973
47. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М.-Л., 1947
48. Тоти Даль Монте. Голос над миром. – М.: Искусство, 1966
49. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах: Роман / Федор Шаляпин. – М.: Гелеос, 2005. – Доп. тит. л.изд.: Париж: Соврем. зап., 1932.
50. Флеминг Рене. Внутренний голос. – М.: Фантом Пресс, 2008
51. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. – Л.: Музыка, 1967
52. Юдин С.П. Формирование голоса певца. – М.: Музгиз, 1962
53. Юссон Р. Певческий голос. – М.: Музыка, 1974
54. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2002
55. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М., 1981
Приложение
1. Упражнения на отработку качества вокальной дикции по книге
Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» [37, С.55]:
1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать, освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.
2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла
в угол рта.
3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно) говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и объемный рот.
Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка, который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху – «высокое небо». Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. Послушайте и запомните эти ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите, а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагоги-вокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит, полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать комфортное положение и состояние. Здесь помогут глаза и внимание.
5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс» воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»).
А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким «хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы.
Энергично произнесите: П-Б, П-Б, П-Б.
7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.
8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо (лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания. Привыкайте к наблюдению за своим лицом.
9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые вы знаете наизусть. Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки – эстетическое восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и психологического состояния.
10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это касается и литературного, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два правила:
1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».
2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его «съедание» и звучит «М» на конце фразы.
11. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается – активность остается. Утрированное произношение в классе – в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую.
12. Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком (континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных:
белеет парус одинокий
е-ее - а -у -о- и-о-ии
Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток “«вставьте» быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань – свободной, дыхание – активным. Это же упражнение надо делать и перед