Частично это обман зрения – из-за соседства с ярко освещенной областью эта часть кажется более темной, чем есть на самом деле. А так же эта область, в отличие от всех остальных частей шара, не освещается ни прямым солнечным светом, ни отраженным. Главный источник света этой области – небо.
Почему наше небо голубого цвета?
Видимый свет состоит из мельчайших частиц, называемых фотонами. Эти частицы обладают различной длиной волны в зависимости от их цвета: фотоны голубого света имеют более короткую длину волны чем фотоны красного света.
Белый свет солнца представляет собой набор фотонов целого спектра цветов. Традиционно они разделены на цвета радуги – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А смесь этих цветов дает белый цвет.
Свет при прохождении через плотные слои нашей атмосферы сталкивается с атомами и молекулами различных газов. Подобные столкновения отклоняют фотоны и рассеивают свет. Фотоны с короткой длиной волны чаще отклоняются в результате таких столкновений. Именно поэтому наше небо голубого цвета.
В безоблачный день небо освещено голубым рассеянным атмосферой светом
Более длинные волны света (в основном это фотоны красного цвета) рассеиваются медленнее, поэтому могут проходить большее расстояние. Именно из-за этого закаты имеют красный оттенок. Проходя через более плотные слои воздуха, свет рассевает коротковолновые (голубые) фотоны и красный цвет начинает в нем преобладать.
На закате солнце приобретает красный оттенок из-за рассеивания синих фотонов в атмосфере.
Рассеянное голубое освещение распространяется во всех направлениях. Его влияние можно увидеть на любой поверхности, на которую не попадает прямой солнечный свет. Обратите внимание на голубые тени на фотографии.
Тени на этой фотографии имеют голубой оттенок из-за освещения рассеянным светом.
Отраженный свет Цвет отраженного от поверхности света зависит от цвета отражающей поверхности. Белые предметы отражают все световые волны, черные объекты полностью поглощают свет. При попадании белого света на красный предмет синие и зеленые волны поглощаются, а красные отражаются (я рассказываю только об основных цветах для простоты описания). Поэтому красный предмет будет освещать соседние предметы красным отраженным светом. Это явление называется рефлекс. Деревянные жалюзи отбрасывают рефлекс на стену. Отраженный от лепестков мака свет окрашивает брюшко пчелы в характерный красный цвет. Рефлекс проявляет только при ярком свете, в мягком или тусклом освещении этот феномен исчезает. Если рядом расположены предметы одинакового цвета и они освещены ярким светом, то этот эффект усиливается, рефлекс из-за нескольких переотражений становиться очень насыщенным. Насыщенный рефлекс за счет нескольких переотражений в ярком дневном свете. |
Светлые и темные тона В большинстве случаев свет и тень сбалансированы, т.е. светлых и темных цветов примерно одинаково. Однако в некоторых ситуациях в изображении может преобладать больше светлых или темных оттенков. Иногда это происходит из-за объективных факторов, например, мы изображаем снег или туман (светлые тона), или имитируем ночное освещение (темные тона). А иногда это делается умышленно, чтобы передать нужное нам настроение.
Светлые тона На изображениях в светлых тонах преобладают белые и светло-серые оттенки, изображение кажется легким и воздушным. Как правило, это мягкие изображения с легкими размытыми тенями. Фотография с минимальной цветовой палитрой – много белого цвета и немного черного и темно-серого. Темные тона Изображения в темных тонах плохо освещены и имеют, как правило, высокий контраст. Подобные изображения создают мрачное настроение у зрителей и обычно используются именно для этого. Мрачное настроение создано с помощью темных тонов. |
Баланс белого Большинство источников света, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют цветовой оттенок, но наш мозг отфильтровывает эту информацию. Если в источнике света присутствуют все три основных цвета, неважно в каких пропорциях, то мы воспринимаем такой свет как белый. Чтобы продемонстрировать этот феномен, мы взяли цифровую фотокамеру с настроенным на дневной свет балансом белого. Первая фотография сделана в комнате, основной источник света – окно. Погода на улице пасмурная, поэтому освещение практически нейтральное по цвету. Следующая фотография была сделана при зашторенном окне и включенной лампе накаливания 60 ватт. Цвет последней фотографии, наверное, вас удивит. Наш мозг отфильтровывает эту цветовую информацию, обычно мы не замечаем цвет, который добавляют лампы накаливания. Последнюю фотографию мы бы увидели с нейтральным цветовым балансам, похожей на первую. Еще один способ увидеть этот феномен собственными глазами – посмотреть на освещенную лампой накаливания комнату с улицы через окно. Что-то подобное происходит и в ясный солнечный день на открытой местности. Голубой оттенок теней можно увидеть только отстраненным взглядом, наблюдая всю картину, а не только одну тень. |