Практика: щедрый урожай и защита дома
Что вам понадобится:
• свежие плоды по вашему выбору (язычники предпочитают зерновые и тыкву);
• коричневая свеча длиной 5-6 дюймов.
Один из магических обычаев Лугнасада заключался в том, что первый сноп, обладавший огромной магической силой, вносили через порог парадной двери чьего-либо дома. Поселяне обычно отдавали это почетное право тому, кто собрал первый сноп; этот обычай обеспечивал счастье и защиту от болезней и нищеты в наступающем году.
Во время своей сегодняшней работы сходите в продуктовый магазин и выдерите там какой-нибудь товар, обладающий символическими атрибутами, представляющими для вас те качества, которые вы хотели бы привнести в свою жизнь. Например, вы можете выбрать пучок морковки, потому что она оранжевого цвета, а этот цвет символизирует для вас солнечное тепло. Или вы можете предпочесть красный перец, потому что хотите придать «изюминку» и жизненную силу своему жилищу. Вас может привлечь яблоко,
***** Hopman Ellen Everett A Druid's Herbal. Vermont Destiny Books, 1995. P. 76.
потому что оно представляет собой успокаивающую женскую энергию. Проявите изобретательность в процессе отбора; руководствуйтесь своими собственными символическими ассоциациями.
Донеся продукты до дома, прежде чем войти в него, зажгите коричневую свечу (этот цвет символизирует землю и урожай) и возьмите ее в левую руку. Встаньте перед входной дверью, поднимите принесенный плод над пламенем свечи и произнесите следующие слова:
Святой Дуг, Владыка Урожая,
Принеси (скажите свое желание) в мой дом. Вместе с этим плодом Земли.
Перешагните через порог входной двери. Положите принесенный плод около двери, в которую вы только что вошли, и поставьте свечу рядом с ним. Пусть свеча догорит до конца. После этого приготовьте принесенную пищу и съешьте ее в молчании.
День 138
Смысл Ламмаса
Главный символ Ламмаса — это жертва. Но в чем именно состоит природа жертвы? Обычно жертва — это кто-то (или что-то), отдающий себя другим. В таком широком смысле одна форма энергии отказывается от самой себя, чтобы превратиться во что-то иное. Если подходить с такой точки зрения, то, например, почва приносит себя в жертву, чтобы питать семена. Затем прорастающие семена жертвуют собой, чтобы превратиться в растения. Пища жертвует свою энергию, чтобы она могла превратиться в наши тела. Именно эта мистерия жертвоприношения, бескорыстного подношения, составляет самую суть Лугнасада.
Непреложным законом существования является то, что жизнь питается жизнью. Если задуматься над этим условием выживания, то неизбежно возникает вопрос о цели самой жизни. Что же представляет собой эта жизнь, если она питается собой же? Может быть, вас несколько успокоит мысль о том, что не только вы сталкиваетесь с этой ужасающей реальностью. Еще на заре истории люди изо всех старались примирить человеческое сознание с мистерией жизни, пожирающей самое себя*.
На первый взгляд кажется, что один из непоколебимых принципов Викки — «никому не причинять вреда» — полностью противоречит реальности Ламмаса. Этот принцип - центральная догма «Викканских наставлений» (The Wiccan Rede), свода правил, «спорый лежит в основе магии и практики ведьм. В «Наставлениях» ведьмам предлагают «деда то, что они хотят, если это никому не причиняет вреда». Однако вопрос остается открытым: как мы можем выжить, никому не причиняя вреда? Жизнь существует за счет убийства и пожирания другой жизни. Другого способа просто не существует.
Здесь необходимо рассмотреть основные две
* Campbell Joseph, Flowers Betty Sue, ed. The Power of Myth. N. Y.: Doubleday, 1987. Р. 72-73
точки зрения: божественную и мирскую. Божественная точка зрения включает в себя мистическое представление о существовании и жертве, необходимой для жизни. С этой точки зрения между жизнью и смертью, светом и тьмой, здесь и там различий не существует. Жизнь — это функционирующее целое. С точки зрения вселенной, возможно, отстраненной и безразличной, в том, что жизнь питается жизнью, нет ничего личного. Здесь и речи нет о причинении вреда кому-либо или чему-либо, поскольку любая жизнь зависит от какой-то другой жизни. С божественной точки зрения, никто не может причинить вред и никому нельзя причинить вреда. Если мы взглянем на этот же самый природный цикл с мирской точки зрения, мы сразу же навешиваем ярлык — «убей и сожри». Однако божественная точка зрения исключает ярлыки — это просто одна из великого множества функций существования.
Однако и в практической, светской точке зрения, которая признает и видит различия между убийством и не-убийством, тоже есть смысл. Наша повседневная жизнь проходит именно в этом мире. С точки зрения этого мира мы замечаем «вред». Итак, «причинение вреда» существует с одной точки зрения и не существует с другой. В результате мы попадаем в очень затруднительное положение, и празднование Лугнасада обращает наше внимание на эту тайну и приглашает без страха посмотреть на нее.
Заставляя задуматься над этими тайнами, Лугнасад пробуждает в нас чувство осознанной жизни. Он заставляет каждого из нас постоянно помнить о великом целом, когда мы занимаемся повседневными делами. Когда мы понимаем, что обязаны самим фактом своего существования растениям и животным, которых мы употребляем в пищу, наше сознание открывается для чувства глубочайшей благодарности.