Даосская поза в ритуальном половом акте
С фрагмента шелкового свитка начала XVI века
Избранная Дева протягивает стакан теплого благоухающего вина цвета киновари Желтому Императору. Она занимает место Девы Тьмы, которая встает с постели и садится рядом с Девой Пути. Дева Тьмы тихонько напевает под аккомпанемент цитры. Мелодия состоит из пяти нот, повторяющихся в разных последовательностях.
«Пей до дна, Благородный Муж, – говорит Избранная Дева. – Цай Нюй, драгоценная Жемчужная Раковина, и Су Нюй, Персик Бессмертия, сочиняют песни, чтобы восславить Пять Первоэлементов, которые родились из союза инь и ян. Если я могу сейчас быть тебе полезной, скажи мне об этом. Правда, мне больше нравится пурпурный цвет, а не красный, но я сделаю все, что в моих силах, чтобы доставить тебе удовольствие. Может быть, тебе помассировать голову, дабы усилить эффект вина? Если у тебя есть вопросы, я буду рада ответить на них».
Ошеломленный сменой ролей, Желтый Император пьет вино и наблюдает за лицом Избранной Девы, а она чувственно прижимается к нему в такт музыке. Она покачивает головой, ее серьги позванивают, и Император чувствует себя очарованным. Вино начинает действовать.
О НЕДОЗВОЛЕННЫХ СВЯЗЯХ
«Воистину, ты – Многоцветная Богиня, – говорит Император. – Если ты также жрица, посвящающая в тайны секса, просвети меня сейчас же. Расскажи мне о тонком эффекте внебрачной любви и других типах адюльтера. Раскрой мне тайное значение поклонения самому себе, нарциссизма, самоэротики и других форм, которые существуют. Растолкуй мне все о фетишизме и поклонении стопам. Наконец, если ты можешь, расскажи, что означает даосский термин „Небесная и Земная Сеть“. Хотя, я уверен, что эти вопросы недоступны даже для Дочерей Земли».
Эротически поглядывая на него, Сюань Нюй, Избранная Дева, покачиваясь вперед и назад, говорит:
ИЗМЕНА В СЕРДЦЕ
«Так‑так, Желтый Император! Почему тебя так заботит измена и адюльтер? Возможно, сейчас среди твоих жен и наложниц есть те, кто наслаждается такими же мыслями. Любовь вне закона – это несчастье, и от нее происходит множество печалей. Людей притягивает запретное. Если у женщины есть внебрачные связи, семя ее любовников будет сражаться друг с другом, и предки будут недовольны. Если мужчина имеет внебрачные связи, он теряет уважение тех, кто служит ему и любит его. Зачем же тебе нужны внебрачные связи? Люди, которые любят друг друга, не обманывают».
«Измена – это не только телесное действие. Множество женщин совершают измену в своем сердце, как и мужчины. При легчайшем подозрении о том, что партнер им не верен, женщины и мужчины начинают желать других. Они пытаются тем самым отплатить своему партнеру и совершают адюльтер в своем воображении. Занимаясь любовью со своим партнером, они представляют, что любят кого‑то еще. Они даже вызывают перед своим умственным взором любимое имя или образ. Если от подобных союзов рождаются дети, они похожи на того, кого женщина воображала себе во время занятий любовью».
САМОПОКЛОНЕНИЕ
«Самопоклонение увеличивает благородство в человеке и оказывает тайную поддержку духу. Самопоклонение требует знания себя и распознавания своих трансцендентальных качеств. Поклонение себе продвигает человека. В мире все здоровое поведение – это форма поклонения себе, начиная от омовения и еды до секса. Один из высочайших уровней самопоклонения – это медитация и трансцендентальность».
НАРЦИССИЗМ
«Нарциссизм весьма естественен для женщин. Пытаясь воплотить в жизни различные роли, женщина извлекает нарциссизм из своей природы. Для женщины нарциссизм может быть формой самопоклонения, а также источником взращивания, заботы. Хотя, нарциссизм также может проявляться и у каждого мужчины, это – иллюзорная сила, которая не несет никакой пользы самому мужчине. Инь, как вода, является своим собственным зеркалом. Ян, как огонь, не отбрасывает тени. Когда мужской нарциссизм становится доминирующим в культуре, духовный прогресс останавливается. В своих крайних формах нарциссизм – это отход от Блаженства».
АУТОЭРОТИЗМ
«Аутоэротизм – это производная нарциссизма. Это тайный поток энергии чувств. Аутоэротизм делает мягким то, что уже и без того слишком нежно. Это парадокс природы, загадка, рожденная в одиночестве. Земля аутоэротична, но Небо – нет».
НЕВОЛЯ
«Неволя – это бесконечные воплощения души в череде рождений и смертей. Плен – это тело, потому что оно беспомощно и обречено умереть. Великий Император, если вид связанной прекрасной девы возбуждает твою страсть, пускай это будет так. Существуют и среди наших земных сестер те, кого радует узел шелковых веревок, обвивающийся вокруг их изящных запястий и лодыжек. Если инь и ян находят удовольствие в подобных извращениях, пускай связывание будет эротическим искусством, но оно никогда не должно использоваться для того, чтобы принижать душу».
«Существуют люди, которые связывают друг друга в качестве эффективного средства смены ролей. В качестве эротического орудия веревка может освободить ум, ограничив тело. Символизируя тотальное подчинение, предшествующее освобождению, веревка отражает игру жизни. Те, кто использует связывание для удовлетворения своих садистских или мазохистских потребностей, лучше бы устроили драку или отправились на войну. И тогда, захватывая других или попадая к ним в плен, они были вольны распоряжаться своей судьбой. Истинно сказано, веревки, которыми можно связать сильнейшего, находятся в его уме».
ФЕТИШИЗМ
«Фетишизм – это игра призраков, это одержимость отдельными предметами или действиями, она возникает от того, что ум обладает силой идентификации. Фетишизм – это попытка ума наделить смыслом то, чего он не понимает. За счет фетишизма неодушевленные объекты кажутся одушевленными. Сексуальный фетишизм возникает, когда объект или идея, связанные с наслаждением, начинают духовно овладевать человеком. Именно тот ритуал, который окружает фетиш, наделяет его властью и смыслом. Сексуальные фетиши могут принимать форму таких мирских вещей, как шелковые шарфы, чулки, белье, веревки для связывания, меха, перья или другие предметы, связанные с давно минувшими наслаждениями. Когда ум навязчиво сосредоточен на фетише, интимные воспоминания могут сами приходить в голову. Фетишизм обычно бывает связан с ностальгией и болезненными воспоминаниями, часто скрывает неспособность выражать или принимать любовь. Хотя фетишизм может быть искусственным средством самооценки, цена его высока».
СТУПНИ
«С древних времен стопа рассматривалась как микрокосм всего тела. Тонкие нервные каналы соединяют ступню со всеми внутренними органами. Именно стопа несет вес всего тела в течение большей части жизни. Поклонение стопе – это воздание почестей той поддержке, которую мать‑земля оказывает нам, и это обряд, который человек сохраняет для тех, кого он почитает. Когда любимый усталым возвращается с войны, необходимо омыть его ноги, умастить их маслом и выразить почтение при помощи благовонных палочек и цветов. Когда супруга проявляет себя как богиня Земли, ее ноги‑лотосы должны быть почитаемы и вознесены».
ПОКЛОНЕНИЕ СТУПНЯМ
«Поклонение стопе не означает ее связывание или фетишизм – все это было бы неестественно. Существовало мнение о том, что маленькие ступни у женщин являются признаком изящества и благородного происхождения. Говорят даже, что маленькие ступни – это признак особых сексуальных талантов. И все же обматывание ног болезненно и пользы не приносит. В практике эротических искусств стопы могут служить как в качестве Драгоценного Тигеля, так и в качестве Скипетра. Когда подошвы стоп сведены вместе, создается Тайный Грот Наслаждения. Когда нарастает любовный экстаз, носки естественным образом закругляются, и их можно использовать как Пик Добра. Воистину, нога – это микрокосм мужчины и женщины».
НЕБЕСНАЯ И ЗЕМНАЯ СЕТЬ
«Небесная и Земная Сеть – это древний китайский ритуал, направленный на то, чтобы избежать несчастий, которые связаны с дисгармонией между Небом и Землей. В этом ритуале, который совершается ночью, мужчина и женщина занимаются любовью, как птицы и звери, подражая их звукам, движениям и позам. Когда Император не может выполнить свой сексуальный долг, когда Небо и Земля начинают демонстрировать беспорядок, считается, что Небесная и Земная Сеть – это последнее средство. При помощи этого сексуального ритуала восстанавливается естественный порядок вещей и Дао, Космический Порядок».
И тут Желтый Император склоняет голову к ногам Избранной Девы, которая закончила говорить и ласкает свою левую грудь. Су Нюй, Дева Тьмы, перестает петь. Чувство ожидания наполняет всю атмосферу. Дева Пути откладывает в сторону свой музыкальный инструмент.
Дева Тьмы выпивает немного вина, наклоняется к Деве Пути и целует ее в уста, берет ее за руку и ведет за собой, чтобы присоединиться к Избранной Деве и Желтому Императору на постели, имевшей форму дракона.
МЕЛОДИЯ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ МИРОЗДАНИЯ
«Хватит серьезных разговоров, – говорит она. – Все в жизни доступно здравому смыслу. Все знают, что девочки начинают проливать кровь, когда им дважды по семь лет, а мальчики могут зачать детей, когда им дважды по восемь. Немногие, однако, могут сыграть мелодию Пяти Элементов Мироздания. Каждый признает, что облака и туман – это инь‑соки Земли и что нефрит – это ян‑сущность Небесного Дракона. Однако мало тех, кто понимает подлинную функцию трех сексуальных наставниц».
«Цай Нюй здесь зовут Девой Пути, Царицей Белой Реки, она – земное воплощение всего Созидательного Начала. Сюань‑нюй, которая ласкает себя, называется Избранной Девой, Многоцветной Богиней, в ней скрыт земной нарциссизм и изысканный эротизм Охранительного Начала. Что касается меня, Су Нюй, Девы Тьмы, которую зовут Персиком Бессмертия, то во мне скрыты все сладчайшие плоды Земли, и я наделяю человека Вечной Трансцендентальностью».
«Черепаха, единорог, феникс и дракон – это существа, у которых есть свои ипостаси в человеческом теле. Все они называются Лин, что означает „трансцендентальный“. Черепаха наслаждается Землей без спешки, поэтому живет очень долго. Единорог рождается из земли, и его очень любят женщины, он встречается редко, но его рог всегда тверд. Феникс возрождается из земного пепла и навсегда возносится. Дракон, хотя первоначально и отдыхавший в недрах Земли, прячется в Небесах».
ТРЕНОЖНИК БЕССМЕРТИЯ
«В древние времена я, Су Нюй, изготовила магические барабаны для Желтого Императора и так помогла ему избавиться от Пожирателя Времени. И теперь снова монстры угрожают нашей эпохе, а сексуальные секреты утрачены. Сейчас Сын Неба принадлежит нам троим. Ну что же, пришло ли время „взнуздать коня“ или „нанизывать жемчужины“? Объединившись с нашими дополняющими друг друга силами воедино, сочетаясь с нашими телами, образующими Драгоценный Треножник Бессмертия, давайте же усовершенствуем Эликсир Бессмертия прямо сейчас».
Эликсир Бессмертия настаивался восемьдесят одни сутки, во время которых все препятствия легко преодолевались. Затем над берегами озера поднялся Небесный Дракон, неся на себе луну и солнце в затмении, и полетел к горе Меру, освещая под собой всю Землю.
Да будет все благословенно.
Король и королева Непала изображены здесь в облике Вишну и Лакшми. Сидя в интимном тантрическом экстатическом единении, они воплощают архетипы Хранения и Благополучия. Многоголовая космическая змея, прирученная жизненная энергия, символизирует Безграничное Могущество Космоса.
Из коллекции непальского короля.
Около 1830 года
Часть III
Вишну‑хранитель
«Вишну, Хранитель мироздания, поддерживает все существующее и обладает могуществом проявлять себя в разных формах. В Великом Космическом Океане он удобно опирается на Змею Бесконечности и является Духом Существующего, Владыкой Вселенной».
«Вишну‑пурана»
«Лакшми – это супруга Вишну, она прекрасна, как десять миллионов восходящих солнц, и является воплощением чувственности. Ее глаза подобны лотосу, и лотосы обвивают ее. Она – вечная Любовница всего Существующего. Она сидит на коленях у Вишну и покровительствует Благополучию».
«Лакшми‑тантра»
Эротическое чувство
Эротическое чувство – это основа мистицизма. Эта первородная эмоция, выражающая любовь, чувство, которое стимулирует страсти, поджигает восприятие и пробуждает энергию Кундалини в сексуальном центре. Эротическое чувство пробуждается во время контакта органов чувств с внешним миром. Тщательно очищенная и правильно направленная эротика приводит к переживанию трансцендентальности и экстаза.
В тантрической, или тайной, традиции эротическое чувство связано со сладким вкусом. Вишну‑Хранитель, известный также как Владыка Вод, является покровителем эротики. В древних учениях говорится о том, что стихия воды связана с чувством вкуса. Так, слюна необходима для распознавания вкусов и запахов. Индуистские тексты перечисляют множество эротических подвигов Вишну, который, воплощаясь в облике вечно юного Кришны, является прототипом любовника. О его тонкой игре и любовных приключениях будет рассказано позже.
Эротизм пробуждает огонь любви во многих вариациях. Такие древние индийские тексты, как Камасутра и «Ананга‑ранга», описывают четыре различных типа любви: привычная, воображаемая, естественная и чувственная. Конечно, подобная категоризация – это упрощение, так как варианты любви, как правило, представляют смесь этих типов. Однако значимость этой традиционной классификации эроса состоит в том, что в тантрической традиции она несет более глубокий мистический смысл. Мы всякий раз будем встречать это деление на четыре по мере того, как будем изучать мистические учения Востока, которые особенно важны для преображения духовной энергии и стадий экстаза.
Эротическое чувство связано со стихией огня и зрением. Шива – йогический идеал трансцендентальности, всегда связан с огнем и мистическим эротизмом. Чтобы понять, что это значит, мы должны помнить о взаимоотношениях между внутренним огнем в области пупочного центра Тонкого Тела (солнечным сплетением) и третьим глазом в головном центре. Этот скрытый глаз приводится в действие посредством дистилляции и преображения внутренних огней – в желудке, печени, селезенке, сердце и коже. Этот эффект вызывается различными типами йоги. В западной мистической традиции также существует представление о духовном огне очищенных чувств.
В мировых эзотерических учениях огонь и вода отражают солнечную и лунные силы микрокосма. Эти две великие силы могут быть постигнуты через эротику. Постижение сил эротическими чувствами может быть понято буквально или аллегорически, это зависит от контекста, но обычно именно эти две стихии пробуждают эротическое чувство. Тантры утверждают, что огонь и «воду» можно испытать посредством приобщения к телам мужчины и женщины. В занятии любовью – это наиболее прямой путь раскрытия их потенциала. Солнечное и лунное дыхание, как было описано в первой части книги, автоматически приводится в движение переменой позиции на пике сексуальной активности. Если проводится сознательно, силы дыхания могут пробудить солнечные и лунные энергии внутри тела, быстро привести к длительному переживания тантрического экстаза.
«Жена принимает мужа в объятия, они извергают „млечный нектар“, и, отдаваясь, она вскармливает себя могущественным соком любви».
«Ригведа»
На Востоке во время обрядов рождения и свадеб принято веселиться, шутить и смеяться, потому что этот дух порождает не торжественность, а любовь. На Западе концепции любви, похоти и эротизма очень сильно запутаны. Это произошло в значительной степени в силу влияния церкви, которая решилась игнорировать духовное измерение плотской любви. Один древний индуистский текст утверждает: «Чувство комического происходит из эротического и находится очень близко к нему». Другой текст подтверждает, что комическое подражает эротическому. Средства массовой информации давно эксплуатируют тесную связь между комическим и эротическим чувствами. Фривольная, скабрезная комедия часто служит для того, чтобы ослабить напряжение нереализованной сексуальности. Несмотря на то что смех сам по себе целителен, он не является заменой эротизму. Избыточный смех может заблокировать потоки энергии в теле или заставить ее течь неестественным путем.
Нервный всплеск сексуальной революции делает настоящее время достаточно удобным для того, чтобы переоценить значимость эротических чувств в свете тантрических и даосских традиций. Эти учения постоянно подтверждают наиболее революционные открытия современной нетрадиционной психиатрии, медицины и космологии. Остаток этой книги посвящен детальному описанию роли эротизма, особенно в том, что касается сохранения и поддержания высших аспектов духовности мужчины и женщины.
«Женщина – утонченный инструмент, когда на нем искусно играешь. Как способна она создавать наиболее тонкую гармонию, исполнять сложные вариации любви и дарить самое божественное из эротических удовольствий».
«Ананга‑ранга»
Вишну и Лакшми
Божеством в роли Хранителя становится Вишну. Вишну – это сила, которая поддерживает все существующее. Его символы – это раковина улитки и диск. Лакшми – это его женский двойник. Это архетипическая пара, воображаемая в практике как бог и богиня, идентифицируется с высшими аспектами человеческой психики. Стать Вишну и Лакшми – это значит стать владыкой или владычицей Хранения, воплощением духовного богатства и материального благополучия. В тантре пара всегда стремится к персонификации этих двух начал‑принципов.
«Вишну и Лакгими всегда предаются любовным утехам. Для этой цели они принимают различные формы, но их меняющиеся внешние проявления говорят нам об их внутреннем общении друг с другом. Они – вечные возлюбленные».
«Вишну‑пурана»
Вишну воображает в своих грезах игру мира и обучает человека различным способам охранения Высшего «Я» путем извлечения «волны Блаженства» из Великого Космического Океана Существования. Вишну, Владыка Вселенной, обычно воображается как существо синего цвета. В изначальной форме он опирается на огромную многоголовую змею, воплощение Бесконечности, которая поддерживает его в Космическом Океане. Считается, что в мире существовало девять воплощений Вишну.
Похоже, что этот миф отображает самую древнюю теорию эволюции. В первом воплощении Вишну был рыбой, потом черепахой, вепрем, львом, карликом, воином, героем – убийцей демонов, Вечным Юношей (Кришной) и Буддой (в его интеллектуальном аспекте). Десятое воплощение Калки еще не появилось. Это космический всадник Апокалипсиса, который придет, чтобы уничтожить все зло этой эпохи.
В писаниях сообщается о многих других формах Вишну. Говорится, что у него четыре или шесть рук – это отражает множественность его ролей в едином образе. Лак‑шми, женская ипостась Вишну, изображается белой или красной, в зависимости от ее настроения. Она держит в руках лотос – это ее особый символ. Она может принимать различные формы, даже способна создавать копии самой себя, чтобы стать одновременно множеством различных жен своего божественного возлюбленного.
«Прапанчасара‑тантра» предлагает очень подробное описание Вишну и Лакшми, эту визуализацию партнеры могут практиковать для того, чтобы пробудить божественное в себе. Текст утверждает:
«Подумайте о прекрасном саде, где произрастают деревья, исполняющие желания. Он полон аромата цветов, раздается прекрасный звук жужжания больших пчел. И теперь представьте себе Вишну, он сидит на большой птице Гаруда, которая восседает на лотосе. Этот Вишну красного цвета, этот цвет выражает эротические чувства. Он сияет как цветок гибискуса с силой в миллионы восходящих солнц, выглядит прекрасным юношей, источая нектар со сладким ароматом и любящую доброту. Он держит различное оружие, в частности, раковину, палицу, лук и диск. И он смотрит на лицо своей супруги Лакшми, которая обнимает его со всей полнотой любви. Эту божественную пару окружает множество прекрасных женщин с плотными бедрами, тяжелыми грудями, которые любовно улыбаются, сладострастно движутся и создают руками чувственные формы лотоса. Их губы раздвинуты, но они молчат от страсти. Одежды и волосы в беспорядке, тем самым открыто проявляются их эротические чувства».
Подобная визуализация пробуждает эротическое чувство, и это заставляет жизненную энергию циркулировать. Эротические мысли обладают непосредственным влиянием на частоту дыхания, сердечные сокращения и энергетические потоки. Тантра учит, что роль женщины разнообразна. Женщина может легко превратиться во множество женщин. Если она позволяет себе проявляться во множественности обликов (как девочка, жена, госпожа, блудница, девственница), сексуальность ее мужчины тут же возрастает. Это происходит на основном энергетическом уровне, а также на биологическом, физиологическом и психологическом. Расширение сознания женщины естественно порождает множество душ‑характеров. Мужчина изначально пребывает во множестве таких ролей как охотник, герой, муж, любовник или бизнесмен. За счет расширения сознания у него получается объединить эти роли в единую сущность, которая на высочайшем уровне Тантры является йогином, или архетипом, гуру. Способность женщины стать многими женщинами для ее мужчины – это великий источник первородной животворящей энергии, которая очень оживляет взаимоотношения.
Вишну и Лакшми вместе управляют эротическим чувством, особенно в той функции эротизма, которая поддерживает существование Вселенной. Вишну и Лакшми правят также стихией воды, без которой мы не могли бы существовать в мире. Эротическое стремление порождает обильные водянистые выделения – это является важным для нашего благосостояния на материальном и на духовном уровнях. Индуистский текст «Сканда‑пурана» утверждает: «Все происходит от сексуального акта, без физической любви все живое высыхает и чахнет».
Индуистские мифы говорят о том, что у Вишну и Лакшми есть сын – бог любви Кама. Это индийский Купидон стреляет цветочными стрелами из лука, сделанного из цветов и пчел. Пчелы и птицы символизируют органы чувств и эротическую игру. Этот бог интересным образом преобразился в пантеоне западных богов. Кама поразительно красив, так как Шива даровал ему вечную юность и красоту. Кама воплощает любовь Вишну и Лак‑шми. Часто его изображают верхом на голубе, в качестве его союзников выступают кукушка и пчела. Особенно часто его вспоминают весной и при исполнении любовных ритуалов. Именно Кама пробуждается в сердцах любовников. Камасутра – это его песня «Мелодия Любви».
Восьмая инкарнация Вишну – это Кришна, веселый отрок, или Вечный Юноша, которого изображают голубоватым цветом. В современной Индии он является популярным изображением эротического чувства. Тантрические сексуальные ритуалы часто воспроизводят легенду о Кришне, играющем с гопи, женщинами‑пастушками, которые окружают его и требуют внимания. Гопи не только пастушки, они доят коров и сбивают молоко. В обыденной жизни символизируют эротическую игру. Они также символизируют сокровенный вихрь эмоций во время духовных поисков.
Круговой эротический танец Кришны с прекрасными гопи выражает невидимый круговорот сексуальных энергий в психических центрах трансформации и вращение галактик в макрокосме. Это Кришна‑лила, или Игра Кришны, – психокосмическое отражение преобразования энергии в тантрической традиции. Этот эротический танец, происходящий из многоликой природы женщины, ее способности к экспансии, вращению и постоянному изменению вокруг единого абсолютного архетипа бога мужчины, вечно игривого Кришны.
Кришна‑лила в современной Индии очень распространена, несмотря на тенденцию к проведению более пуританских религиозных обрядов и церемоний. Духовная чувственность на Востоке в последнее время была подавлена в большой степени из‑за влияния мусульманских и христианских вторжений. Но тем не менее женщины Индии до сих пор любят думать о себе как о гопи, служащих Кришне, и популярные любовные песни выражают это стремление к освобождению через чувственность.
Гопи – это ипостась Лакшми, так же как Кришна – это воплощение Вишну. Каждая гопи считает, что Кришна принадлежит только ей, и расставание с ним вызывает у нее сильную тоску. Гопи демонстрируют очищенную великую эмоциональную силу эротизма. Тоска, духовное томление – основная составляющая всей мистической трансформации, это эмоциональный подъем, который может пробиться сквозь любые границы дуализма или конвенциональности. Без страсти и без ощущения неповторимости женщина теряет возможность выразить свои разнообразные роли. Это тайна секса, которую в Тантре использовали как мощный метод усиления способности к трансцендентальности. Гопи – это Шакти, заряженные эротическим чувством и желанием, жаждущие внимания своего единственного владыки. Согласно историям о Кришне, он приумножает себя, порождая идентичные ипостаси, и таким образом обретает возможность заниматься любовью со всеми гопи одновременно. Каждая удовлетворена тем, что Кришна принадлежит ей одной. В этой игре нельзя сказать, что Кришна неверен, он просто неконвенционален и проектирует свою уникальность в точные копии себя. Каждая гопи – это ипостась Лакшми. Кришна‑лила – это мистическое выражение божественной любви Вишну и Лакшми, посредством которой гопи, представляющие чувства, очищаются.
Конвенциональная любовь складывается в предсказуемые модели – это любовь между мужем и женой, духовные плоды этого появляются при формировании семьи. Это Мировой Путь. Он состоит в служении между мужем и женой, родителем и ребенком и в служении всей семьи линии предков. Этот Путь высоко почитался в древних цивилизациях Китая и Египта, а также до самого последнего времени и на Западе. В браке рождались дети, мужчина разводился с женщиной, которая не могла родить ему детей, либо брал другую жену. Самым несчастным считался мужчина, неспособный зачать ребенка, потому что он не мог оставить потомка, который продолжил бы его дело в будущем. Конвенциональная духовность во всех культурах означала кровные связи, освобождение через семейное благополучие и настаивала на долге детей перед родителями даже тогда, когда родители уже ушли из этого мира.
Современный всплеск материализма извратил дух конвенциональной любви и не дал никакой обоснованной альтернативы. Конвенциональная любовь в наши дни часто воспринимается как нечто ограниченное и лишенное новизны. Установленные традиции утратили смысл. В современной западной культуре отсутствуют какие‑либо способы духовного укрепления брака и придания ему смысла. Супружеская пара, когда‑то счастливая, теперь зачастую обнаруживает, что с годами они все больше расходятся. Их брачный контракт становится бессмысленным. Сейчас это, скорее, правило, чем исключение, что подтверждает растущее число разводов.
Неконвенциональная любовь непредсказуема и спонтанна, она основана на чистом чувстве, обычно ее считают незаконной или порочной, так как она возникает вне границ любви, благословляемой в обществе. Восточный мистицизм наделяет неконвенциональную любовь огромным потенциалом и возможностью превратиться в трансцендентальную. Утверждается, что она может привести к любви Божественной, если правильно проводить энергии.
В наши дни нетрадиционная любовь уже практически приобрела конвенциональный статус. Но, к сожалению, из этого типа взаимоотношений редко вызревает мистический плод. Спонтанность есть, но никакого духовного направления не осталось. В этом плане тантрические учения могут сориентировать нас.
Граница между двумя формами эротической любви теперь уже не может быть определена точно. Категории конвенционального и неконвенционального утратили смысл. На самом деле, это вопрос отношения к предмету обсуждения, а не категоризации. Тантра учит, что в сообществе возможно совместить конвенциональное с неконвенциональным. Возможно взять лучшее из обоих миров, именно эту позицию следует культивировать в отношениях любви. Когда занятия любовью становятся скучными и предсказуемыми, нарушается общение, сомнения в себе и отсутствие веры начинают править отношениями.
Попробуйте ввести божественные архетипы Вишну и Лакшми в вашу жизнь. Призывайте их в помощь и становитесь ими. Старайтесь развивать и конвенциональный и неконвенциональный способы поклонения в ваших занятиях любовью. Вступите во множественные роли Кришны и гопи, вживайтесь в богатую образную систему мифа о Кришне, чтобы исследовать свой эротический потенциал. Каждая женщина способна превратиться во всех гопи. Внутри каждого мужчины есть божественный любовник Кришна. Практическое применение этой древней истины человеческой психики обеспечивает способ жизни, который может принести самореализацию. Превратитесь в Вишну и Лакшми, возрадуйтесь их вечной игре.
«Желание, известное как Кама, или „Любовь“, опасно только тогда, когда считается Концом. По сути, Кама – это только Начало. Когда сознание удовлетворено культурой Камы, тогда может возникнуть подлинное понимание Любви».
«Расакадамвакалика»