Обращение глаз вверх на задержке дыхания способствует фокусировке энергии в трансцендентальном направлении и контролю оргазма. Эта техника известна как в даосском, так и в тантрическом учениях
В «Гхеранде‑самхите» приводится простая техника для обретения сознательного контроля над глазами. Она называется траттака, или пристальный взгляд, и описывается следующим образом: «Смотрите непрерывно и не мигая на какой‑либо маленький объект, находящийся от вас на некотором расстоянии. Опустошите ум и смотрите до тех пор, пока из глаз не начнут течь слезы. Эта практика излечивает глазные болезни и развивает ясновидение». На Востоке фиксация взгляда на кончике носа является распространенной медитационной техникой, служащей успокоению глаз и соответственно ума. Эта техника позволяет обратить зрение внутрь. При этом нужно концентрировать внимание на дыхании, отмечая вдохи, задержки и выдохи. Ясновидящие способны различать элементы дыхания по цвету и форме. Когда тело сбалансировано и ум спокоен, пробуждается внутреннее видение, превосходящее обычные ограничения времени и пространства.
Эмоции легко читаются по глазам, особенно такие как гнев и радость, насмешка или эротическое чувство. За отражение эмоций в глазах отвечает тонкий нерв, связывающий глаза с пупочной чакрой. Мы можем сознательно вызвать то или иное чувство, используя дыхательные техники и визуализацию. На бессознательном уровне чувства самопроизвольно возникают и меняются. Задержка дыхания порождает в Тонком Теле энергию, которая перемещается из пупочной чакры к глазам. Когда движение этой энергии сочетается с визуализацией, глаза начинают выражать соответствующее чувство. Например, если вы хотите вызвать эротическое чувство, то сначала нужно пробудить внутренний огонь, сделав несколько глубоких дыханий, концентрируясь на задержке и направляя энергию вверх. Затем нужно представить какой‑нибудь эротический образ, фокусируясь на его деталях. Вы заметите, что начинаете эмоционально вовлекаться. Регулируя дыхание и эмоции, вы сможете вывести эротическую энергию наружу через глаза. Обращайтесь с энергией заботливо и осторожно, стараясь наполнять ее глубокой сострадательной любовью. Этого легко достичь путем визуализации еще одного тонкого нервного канала, соединяющего глаза с сердечной чакрой, по которому энергия сострадания выводится наружу, смешиваясь с энергией из пупочной чакры.
Правое полушарие головного мозга связано с левым глазом, левое полушарие – с правым. Головную боль от переутомления можно легко устранить путем мягкого надавливания на точки прямо над глазными яблоками, ближе к носу. Синуситы и мигрени можно облегчить с помощью легкого массажа области прямо над глазами, совершая массирующие движения вовне, от носа. На глаза благотворное воздействие оказывают массаж головы, холодная вода, свежий воздух и особенно перевернутые йоговские позы, увеличивающие приток крови к голове.
Все восточные традиции подчеркивают важность заботливого ухода за глазами. Поскольку жар и высокая температура особенно вредны для глаз, во время принятия горячей ванны или душа рекомендуется покрывать их тканью, смоченной холодной водой. Древнейшим из целебных средств для глаз является сурьма, которая используется на Ближнем и Дальнем Востоке мужчинами и женщинами. Многочисленные искусственные краски, имеющиеся сейчас в продаже, не оказывают целебного эффекта и могут быть даже вредны для глаз. Обычно это вещества черного цвета, получаемые смешиванием темных красящих веществ с какой‑нибудь основой. Настоящая сурьма получается путем сжигания целебных растений, масел или веществ, собиранием сажи с внешних стенок котла, наполненного холодной водой. Лучшие сорта сурьмы получают сжиганием растений, смешанных с камфарой. Правильно приготовленная сурьма охлаждает, очищает и защищает глаза, в то же время создавая красивый и эротически привлекательный темный контур вокруг глаз.
Согласно тантрическому и даосскому учениям, глаза имеют функцию, непосредственно связанную с контролем сознания. Так, для контроля преждевременной эякуляции нужно вращать глазами по кругу. Как утверждают тексты, это позволяет эффективно контролировать «возгорание огня» в пупочной чакре и стабилизирует побуждение к оргазму.
Гармоничные сексуальные отношения благотворно влияют на глаза, придавая им блеск и силу. Открывая в себе внутреннее видение, партнеры приобретают чувствительность и творческую силу. Таким образом, попытайтесь отказаться от своего обычного представления о глазах и познакомиться с их тайной силой.
«Когда мужчина совершает половой акт без извержения семени, его жизненная сила возрастает, тело становится гармоничным, развиваются ясновидение и ясно слышание. Несмотря на подавление страсти, его любовь к женщине будет возрастать; он не пресытится ею».
«Ю фан пи чжу»
Воображение
Сознание обладает огромным даром воображения, которая обычно утрачивается, когда человек взрослеет. Эта естественная способность может быть вновь пробуждена и использована в сексуальных отношениях. Великие поэты и художники, ученые и философы обладают творческим воображением. Величайшие открытия и произведения искусства являются продуктом воображения. Согласно восточным учениям, в мире воображения происходит контакт с истинным источником мудрости и разума. Для совершенствования творческих способностей мистические традиции предписывают специальные техники по визуализации или созданию внутренних картин. Возможность создания внутренних картин значительно возрастает, когда мы мыслим визуально, а не посредством внутреннего диалога, или «болтовни ума».
В древнем индуистском тексте «Кена‑упанишаде» сказано: «Через познание высшего „Я“ мы обретаем силу; посредством внутреннего видения получаем доступ к Вечному». Это метафизическое утверждение помогает понять, почему в тантрических учениях подчеркивается роль визуализации как средства достижения Освобождения. Познание высшего «Я» пробуждает наш огромный потенциал, но для творческого проявления этой внутренней силы необходима развитая способность воображения. К развитию внутреннего видения как средства раскрытия высшего «Я» способен каждый человек.
«Река жизни стремительно мчится. Она состоит из пяти притоков чувств, берущих начало от пяти источников – пяти великих первоэлементов. Ее волны гонимы пятью ветрами, а начало – в пятистворчатом фонтане сознания. Эта река изобилует водоворотами и стремнинами».
«Шветашватара‑упанишада»
В тантре процесс развития воображения включает две стадии: свободное наблюдение образов, самопроизвольно проходящих через ум, и направленная стимуляция воображения путем визуализации. В основе тантрической визуализации лежат два философских принципа.
Первый принцип – это принцип расширения и сжатия. Все существующие творения расширяются, а затем сжимаются, этот процесс повторяется бесконечно. Звезды и солнца, целые галактики, а также атомы и молекулы, органические и неорганические формы жизни, человек – все имеет тенденцию расширяться и сжиматься. В половом акте расширение и сокращение играют решающую роль.
Второй принцип состоит в том, что все феноменальные явления по сути своей пусты. Постигая реальность, мы обнаруживаем, что в основе всего лежит пустота. Однако тантрическое представление о пустоте не носит негативного характера. Согласно этому представлению, из пустоты исходят качества сознания и блаженства. Каким бы противоречивым это ни казалось, тантрическая традиция учит, что для восприятия и переживания пустоты необходимо присутствие сознания. Когда во II–III веке н. э. тантра сформировалась как самостоятельное метафизическое учение, основу ее философской концепции составляло трехчастное взаимодействие пустоты, сознания и блаженства. На каком бы внутреннем или внешнем объекте ни фокусировался ум, пустота является первой характеристикой, сознание – второй, блаженство – третьей. Пустота, или стихия пространства, пронизывает объект и количественно превосходит другие элементы. Так, большая часть Вселенной представляет собой пустое пространство. Атом также по большей части состоит из пустоты. Человеческое тело, если рассматривать его при большом увеличении, представлялось бы обширным пространством, наполненным незначительным количеством пульсирующей энергии. Пустота преобладает также в психической сфере. Однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить, что пустота наполнена сознанием и блаженством. Подобная мистическая концепция реальности присутствует во всех развитых духовных традициях, и это лишь другой способ доказать, что Вселенная поддерживается благостью воли Бога.
Следующее высказывание приписывают буддийскому тантрическому учителю Арьядеве: «Как чинтамани окрашивается цветами окружающих предметов, так и кристалл ума – творческим воображением». Если вы хотите пробудить свое воображение, то нужно лишь «окрасить» свой ум собственными внутренними картинами.
Примите удобную позу, сидя или лежа, успокойте тело с помощью глубокого и полного дыхания. Если вам не удается достичь релаксации, концентрируйте ум по очереди на разных частях тела, двигаясь от стоп вверх, напрягая и расслабляя каждую часть. Напряжение (сжатие) и расслабление (расширение) способствуют гармонизации психической системы. Когда тело успокоится, замедлите дыхание, наблюдайте за входящим и выходящим воздухом.
«Брахма пребывает в сердечном лотосе, где, подобно спицам колеса, сходятся тонкие нервы. Медитируя на Брахме с помощью мантры „ОМ“, переправьтесь через океан тьмы и безвременья».
«Мундака‑упанишада»
Представьте, что ваше тело совершенно пустое, как самые отдаленные области космического пространства. Наблюдайте только поверхность тела, его внешнюю оболочку, удерживая форму мысленным взором. Непрерывно концентрируйтесь на этой естественной пустотности тела, представьте: когда вы вдыхаете, внешняя поверхность расширяется, а когда выдыхаете – сжимается.
Наблюдайте внутренним взором образ своего тела, стараясь оставаться совершенно спокойным и бесстрастным, все больше погружаясь в осознание расширения и сжатия. Осознавая, что внешняя Вселенная также расширяется и сжимается, воспринимайте себя как отражение этого всеобщего процесса взаимодействия принципов инь и ян. Полностью погрузитесь в этот процесс отражения, ощущая свое сердцебиение как центр Вселенной. Представьте Брахму, который пребывает в этом центре как глубочайшее, сокровеннейшее «Я», испуская лучи иллюзорного света, наполняющего внутреннюю пустоту. Идентифицируйтесь с Брахмой (творческим духом) как звуком «ОМ» в центре тела. Проникнитесь сознанием того, что внутренний Брахма не отличается от пребывающего в центре макрокосма.
Созерцая Брахму как центр тела и Вселенной, визуализируйте внутренний пейзаж. Как внешний мир состоит из элементов и энергий, жара и холода, огня и воды, гор и вулканов, океанов и пустынь, лесов и холмов, долин и рек, садов и святилищ, так и внутренний мир. Из центра сердца творящие лучи сияющего света изливаются на внешнюю оболочку тела. Представьте внешние контуры тела как холмы; волосы как деревья; правый и левый глаз как солнце и луну. Визуализируйте артерии и вены как реки и ручьи; внутренние органы как храмы и святилища; головной мозг как гору Меру со своей внутренней вершиной. Представляйте Тонкое Тело с миллиардами тонких каналов; думайте о Кундалини, внутреннем солнце в пупочной чакре и внутренней луне в головной чакре. Визуализируйте то, как Брахма, пребывающий в вашем сердце, создает все это.
Вдыхая, представьте, как из центра Вселенной во внутренний мир тела вливается жизненная сила. На задержке дыхания визуализируйте, как изначальная энергия Брахмы разделяется на прану, апану, саману, удану и вьяну. Каждый из этих потоков принимает вид разноцветных лучей, которые освещают и поддерживают наше внутреннее существование, контролируя жизненно важные функции тела и способности чувственного восприятия. Таблица содержит классификацию этих жизнетоков по цвету, функциям в организме и органам чувств (см. следующую страницу).
Научившись создавать внутренние картины, вы сможете использовать это умение для усиления своего эротического восприятия. Практикуйте расширение и сжатие внутренних картин, увеличивая и уменьшая их масштабы. Например, вместо холмов и долин представляйте отвесные утесы и глубокие ущелья, вместо рек и озер – бурные потоки и бушующие океаны. Если вам удастся включить в этот процесс также эмоции, образы будут ярче и отчетливее.
Представьте, что ваше тело заполняет собой всю Вселенную, а затем визуализируйте его размером с атом. Концентрируйтесь на мельчайших деталях, стараясь сделать образ более совершенным. В результате таких расширений и сокращений ваш образ станет более устойчивым, легко контролируемым и трансцендентальным. В средневековом тантрическом тексте «Праджнепайе» дается добрый совет по этой практике: «Этот процесс должен происходить так, чтобы ум не отклонялся в сторону; когда ум отклоняется от трансцендентального единства и впадает в противодействие, совершенство достигнуто быть не может».
Визуализация внутренних картин может сыграть важную роль в эротических отношениях. Во время полового акта активный партнер должен визуализировать такие объекты, имеющие природу ян, как огонь, горы и вулканы, а партнер, находящийся в пассивной позиции, – объекты, имеющие природу инь: воду, долины, озера. Эта практика оказывает сильное влияние на качество полового акта. Многие люди фантазируют во время любовных отношений, но, когда эта естественная склонность контролируется и сознательно направляется, эффект совершенно другой. Способность визуализации открывает новые возможности для творческого сексуального контакта.
«Вот образы, которые появляются перед мысленным взором того, кому откроется истинное видение: туман, дым, солнце, ветер, искры пламени, огонь, молния, чистый кристалл, луна».
«Шветашватара‑упанишада»
Визуализация
В тантрических учениях широко используются термины, относящиеся к визуализации. Это значительно облегчает понимание глубоких интуитивных истин. Чтобы прийти в соприкосновение с нашей изначальной природой, мы должны научиться отключать «болтовню ума» и сохранять разум в открытом состоянии. В древнем индуистском тексте «Чхандогъя‑упанишада», говорится: «Откуда возникают все эти миры? Они возникают из пространства. Все бытие и объекты возникают из пространства и в конце концов вновь возвращаются в него; пространство – это начало и конец всего». Осознание безграничности внутреннего пространства – основа практики визуализации. Творчески наполняя свое внутреннее пространство образами, мы создаем собственную реальность. Хотя в тантре существуют разные визуализационные техники, их объединяет то, что за основу берется пустота или пространство. Как мы уже говорили в параграфе «Воображение», пустота в тантрическом учении, как это ни парадоксально, наполнена сознанием и блаженством; это полнота пустоты. В подготовительной тантрической визуализации тело воображается как пустое внутри и представляющее собой внешнюю оболочку, состоящую из органов чувств, элементов и энергий. В тантрических текстах описываются разные способы повышенной чувствительности, восприимчивости и спонтанности через визуализацию. В метафизическом трактате «Чакрасамхара‑тантра», написанном в VI–VIII веке н. э., приводится следующая визуализационная техника, предназначенная для пробуждения и активизации чувств:
«Найдите тихое, уединенное место и примите удобную позу. Созерцайте изначальную пустоту всех феноменальных явлений, осознавая, что внутреннее пространство наполнено сознанием и блаженством. Визуализируйте лучи света, исходящие из сердечного центра; эти лучи проходят через тело и выходят во внешнее пространство, освещая все, что встречается им на пути. Втяните лучи обратно и соберите их внутри; включите „мужское“ и „женское“ дыхание через правую и левую ноздри тела, сфокусируйте их в области сердечной чакры. Представьте себя исполненным отваги и героизма, визуализируйте над своей головой линию учителей тантры. Просите их помочь процессу вашего внутреннего пробуждения. Представьте бело‑красный диск в месте соединения нервов в сердечной чакре. На этом диске представьте точку света размером с кунжутное семечко и сосредоточьте внимание на нем. Регулируйте дыхание, уравновешивая правое и левое дыхание, пока не будет достигнут устойчивый баланс. Сохраняйте контроль над разумом, чтобы он не блуждал, и результатом будет блаженная ясность. Затем переключите воображение на другие органы чувств.
Основой в йоговской стойке на голове служит равносторонний треугольник, образуемый локтями и сцепленными кистями рук. Визуализация этого треугольника как символа тройственности сил природы, лежащих в основе всех мировых явлений, позволяет обрести контроль. Внимание необходимо сосредоточить на воображаемой точке в центре треугольника, которая физически расположена в области третьего глаза
„После медитации на Брахме всеми силами души визуализируйте божество, которое выбрали. Непрерывно повторяя мысленно „это я“, вы становитесь этим божеством. Полное слияние себя с божеством и освящение себя как божества происходит после одарения себя цветком. „Я – бог; все подношения – пища и ароматические масла, благовония и цветы – становятся божественными, когда визуализируются. Я – обитель бога; я – бог“. Так следует медитировать, принося богу богово, наделяя все чистотой и вечностью через воссоздание бога в себе“.
„Калика‑пурана“
Представьте две очень маленькие яркие белые точки внутри зрачков ваших глаз. Закройте глаза, представляя, что точки все еще там; когда ум привыкнет к этому образу, начните направлять взгляд на разные объекты, все время мысленно удерживая образ ярких точек света. При должной доле практики точки станут более отчетливыми и яркими, на что бы ни падал ваш взгляд. Когда будет достигнута стабильность, втяните точки во внутреннее пространство сердца, представьте, как оно становится сияющим и чистым. Затем направьте воображение к ушам.
Представьте две маленькие голубые точки внутри каждого уха и медитируйте на них в тихом месте. Когда вам удастся зафиксировать ум на этих точках, перейдите в другое место, где есть какие‑нибудь звуки, сохраняя при этом фиксацию на точках. С практикой точки станут более отчетливыми, независимо от окружающих вас звуков. Достигнув стабильности, втяните голубые точки в сердечную чакру. Затем переключите воображение на нос.
Представьте маленькую желтую точку внутри каждой ноздри и медитируйте на них в таком месте, где отсутствуют всякие запахи. Концентрируйте внимание на них; когда образ станет устойчивым, перейдите в другое место, где присутствуют запахи. Сохраняйте концентрацию на двух маленьких желтых точках невзирая ни на что, и они станут отчетливее. Когда будет достигнута стабильность, втяните точки в сердечную чакру. Далее переходите к языку.
Представьте маленькую красную точку у корня языка и медитируйте на ней, не ощущая никаких вкусов. Сконцентрируйте сознание на красной точке, когда образ станет устойчивым, начните пробовать разные вкусы. Какие бы вкусы вы ни ощущали, сохраняйте концентрацию на точке, и она станет более яркой. Достигнув стабильности, втяните точку в сердечную чакру.
Переключите внимание на тело и представьте маленькую зеленую точку в области половых органов. Сосредоточьте все внимание на ней, ни к чему не прикасаясь. Когда концентрация на зеленой точке будет достигнута, начните прикасаться к разным предметам, сохраняя концентрацию так, чтобы точка стала еще ярче. Когда образ станет достаточно четким и стабилизируется на нем, втяните точку в сердечную чакру.