Экспрессивный лексический повтор
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. |
Многозначные слова | Это слова, имеющие много значений | Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева |
Омонимы | Это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. | Планировать — составлять план Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего. |
Синонимы | Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию !Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными | Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика. | Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. | Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). |
Диалектизм | Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. | Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Историзм Архаизм. | Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии . | Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. |
Заимствованная лексика | это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. | Метро, кофе, пальто, жюри, амбар, артист, авария |
Неологизмы | Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. | Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. |
Канцеляризм | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. | «входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п. |
Термин | От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. | Ноосфера, дебет, кредитор и т. п. |
Профессионализм | Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. | балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков. |
Жаргонизм | Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. | Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Фразеологизм | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. | Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д. |
Следует отметить, что в задании 3 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
Экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).
АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогут и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. Существуют так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). Им противоположны суффиксы преувеличения: -ищ-, ущ и др.: бородища, здоровущий. Есть суффиксы, помогающие выразить неодобрение, даже пренебрежение: -онк- (собачонка), -ишк-. (бельишко), в просторечных словах суффиксы - юг-, -яг- (шоферюга, деляга, ворюга). Вот примеры, показывающие неисчерпаемость нашего языка. Простое существительное кот. Какие суффиксы можно к нему добавить? А вот какие: котик, коточек, котя, котяра, котишка, котище, кошара. К прилагательному белый? Беленький, белёхонький, белёшенький, беловатый, белесый.
Определённые чувства помогут выразить и некоторые приставки. Например, приставка пре- в значении очень покажет превосходство данного качества в предмете, явлении, образе: предобрый старик, пренеприятное известие; усиливает впечатление «нанизывание» приставок для создания какого-то эффекта, например, «Пооткормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт» (В. Белов); «Худяков и вовсе позаглядывал весело» (Ф. Абрамов). Как видно из примеров, к глаголу легче подобрать приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: бегать – добегаться, убегаться, отбегаться, избегаться, выбегаться.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А.С. Пушкин)
Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря.
Семантические фигуры речи
Антитеза - (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами.
Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...
(А.С. Пушкин)
Оксюморон, или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)— соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин).
Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков)
Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.).
Градация - (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). «При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!..»
( Ф .М. Достоевский).
Параллелизм - (греч. идущий рядом) — синтаксическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Пример:
В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут... А. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В. Брюсов |
Анафора - греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... М.Ю. Лермонтов |
А. Пушкин
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
М. Лермонтов
Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.
Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко).
Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин).
"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).
"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).
"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства"
(Ю.Б. Борев).
Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. |
Многозначные слова | Это слова, имеющие много значений | Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева |
Омонимы | Это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. | Планировать — составлять план Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего. |
Синонимы | Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию !Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными | Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика. | Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. | Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). |
Диалектизм | Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. | Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Историзм Архаизм. | Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии . | Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. |
Заимствованная лексика | это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. | Метро, кофе, пальто, жюри, амбар, артист, авария |
Неологизмы | Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. | Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. |
Канцеляризм | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. | «входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п. |
Термин | От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. | Ноосфера, дебет, кредитор и т. п. |
Профессионализм | Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. | балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков. |
Жаргонизм | Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. | Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Фразеологизм | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. | Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д. |
Следует отметить, что в задании 3 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин).