Виды рисунка. способы и принципы рисования.
В основе всех видов изобразительного искусства лежит Рисунок.
Рисунок отличают по:
1) изобразительным средствам;
2) материально-техническим средствам;
По назначению.
По изобразительным средствам:
3) линейный; , бывает как правило светлым, лёгким, обобщённым.
4) Тоновойдаёт более полную характеристику предметов и среды. Один из видов тонового рисунка – силуэт, это контурный рисунок заполненный одним ровным тоном.
По назначению:
1) Академический рисунок- это длительный рисунок с целью обучения рисованию.
2) Творческий рисунок- это произведение изоискусства, образно выражающие мысли, чувства и миропонимание художника.
3) Набросок-краткосрочный рисунок;
4) Эскиз- предварительный рисунок для создания творческого произведения.
По материально-техническим:
Чем и на чем рисует художник (карандаш, тушь, перо,уголь, сангина, сепия,соус и т.д»
Существуют различные СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ:
1.Рисование с натуры— здесь объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим.
2.Рисование по представлению ( воображению)— некогда сформированный в сознании рисующего образ создаётся по описанию или воображению.
3.По памяти— объект изображения отсутствует и воссоздаётся по памяти.
4.Рисование по оригиналам— используется в русской академической школе, где заменяют живую натуру рисунком-оригиналом, то есть копируют.
Принципы рисования:
Последовательность рисования с натуры определяется двумя основными принципами:
1. «От ОБЩЕГО к частному»- предмет изображения является целостным организмом. Поэтому начинать изображение следует не с части, а со всей массы предмета, с общего его вида, определяющего положение предмета в пространстве, его размеры и движение;
2. «От ЧАСТНОГО к общему»- детально разрабатывая форму предмета и концентрируя внимание на частях предмета, отвлекаясь иногда от целого, всё это обычно приводит к дробности, к разрушению большой формы. Для восстановления целостности изображаемой формы каждую часть обобщают и подчиняют целому.
Основные стороны процесса рисования:
Восприятие (наблюдение) натуры и её Изображение.
В процессе изображения выделяют 4 этапа:
1. Схематизация – форма предмета обозначается немногими линиями или в виде геометрических фигур (схематично).
2. Типизация – проявляются предмет или группа предметов, характеризующие типичные признаки (например: любой чайник имеет носик, ручку, крышку).
3. Индивидуализация – показываются признаки, присущие только данному предмету (например: у каждого чайника свой носик, форма ручки тоже различна, крышка более плоская или выпуклая.)
4. Обобщение– предварительная проверка связей между частями, подчиняемые целому. Цельное видение позволяет обобщить детально разработанную форму.(тоном или цветом)
Выразительные средства скульптуры. Скульптурные материалы.
Главными выразительными средствами скульптуры являются:
1. постановка фигуры в пространстве;
2. передача её движения, позы, жеста;
3. светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы;
4. фактура лепки или обработка материала;
5. организация объёмов;
6. зрительный эффект скульптурных масс, весовых отношений;
7. выбор пропорций;
8. характер силуэта;
9. цвет(материалы, или тонировка, роспись).
Назначение и содержание скульптурного произведения определяет характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры.
Существуют мягкие, твёрдые вещества и вещества, способные переходить из жидкого в твёрдое состояние.
Мягкие материалы: пластилин, глина, воск, пластик, солёное тесто, снег. Эти материалы служат для лепки способом постепенного набора объёма.
Твёрдые материалы: камень, дерево. Обрабатываются путём высекания и резьбы, рубки, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления объема, формы, как бы скрытой в нём.
Материалы, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое: гипс, металлы, бетон, пластмасса, стекло. Эти материалы служат для отливки форм, получения точных копий. В скульптуре из металла прибегают также к гальванопластике (электро-химический способ нанесения слоя металла). В нерасплавленном виде металл обрабатывается по средствам ковки, чеканки, сварки, резки.
Каргопольская игрушка.
История возникновения Каргопольской игрушки.
Каргополь– древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. В окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далёком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополи были Свистульки-утушки. А лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары.
В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был не долог. Благодаря усилиям потомственного гончара Ивана Васильевича Дружинина из деревни Гринево в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился. Все глиняные игрушки можно разделить на архаические и сюжетные игрушки нового времени.
Особенности лепки Каргопольской игрушки.
Изцелого куска глины.
Приземистая форма, короткая шея, грубоватая,не свистульки .
Особенности росписи Каргопольской игрушки.
Игрушку белят. Расписывали игрушку натуральными пигментами. Общий колорит игрушки сдержанный, спокойный, землистый. Пиджаки и кофты расписывались локально. Грубыми и крупными мазками пуговки и застежки. Крупный геометрический орнамент располагался на юбке.
Орнамент составлялся из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихами намечены формы одежды, черты лица.
Цвета:
Красный, черный, охра, зеленый, синий (редко)
Используются солярные знаки.
Билет №10.