Линейная перспектива. Воздушная перспектива.
Перспектива-это наука, диктующая законы, которые помогают изображать предметы на плоскости, так, как их воспринимает человеческий глаз.
Существуют различные виды перспектив: линейная, воздушная, купольная, панорамная, театральная, наблюдательная.
Линейной перспективой- называются перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений, контуров,- то есть тех признаков, которые можно изобразить линией.
Для построения какого-либо перспективного сокращения необходимо определить линию горизонта, которая находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью. На линии горизонта находятся также все точки схода горизонтальных линий
Воздушной перспективой- наз. кажущиеся изменения некоторых признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства. Для передачи воздушного пространства, все ближние предметы надо изображать детально, а дальние –обобщённо, контуры ближних предметов надо изображать резче, а удалённых – мягче, ближние – более насыщенными и тёплыми в цвете, дальние – более бледными и холодными, все ближние предметы изображают более многоцветными, а удалённые обобщённые в цвете и т.д.
Законы воздушной перспективы помогают грамотно передавать воздушное пространство, так как его воспринимает человеческий глаз.
Ритм в композиции.
Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве не одно и то же. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве, ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определённую эмоциональность.
Ритм- это чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света, тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции(фигур людей, домов, деревьев...) Ритм может строиться на контрастах объёмов. Особая роль отводится ритму в произведения декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определённом чередовании их элементов. В произведениях изобразительного искусства можно различать активный, порывистый, дробный ритм, плавный, спокойный, медленный. Ритм-это одно из средств выразительности композиции.
Дымковская игрушка
Билет № 4.
Колорит. Понятие гармонизации цветового строя в живописи.
Живопись требует цельного видения, обеспечивающего восприятие цветовых отношений натуры, то есть того цветового единства, которое связывает все её элементы, разные по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Колорит - характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, цветовой строй живописного произведения. Главное достоинство колорита— богатство и согласованность цветов.
Колорит— одно из средств художественной выразительности в живописи и цветной графике, во многих произведениях декоративного искусства. Он помогает художнику передать настроение: грустное, радостное, тревожное и спокойное. . Колорит бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным, а также контрастным.
Единство цветового строя натуры, есть результат взаимосвязей всех цветных поверхностей, среды, источника света. Постоянное взаимодействие света и цветных поверхностей и среды. Например, зимний пейзаж в условиях солнечного освещения или лунного. Цвет снега в каждом пейзаже свой: в одном он золотисто-розовый, в другом оранжевый, в третьем серый, голубоватый и т.д.
Сюжетно-композиционный центр. Золотое сечение.
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр(или смысловой центр).
Центр композиции включает:
1) Сюжетная завязка;
2) Основное действие;
Главные действующие лица.
Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Центр выделяется:
1) Цветом;
Освещённостью
Окружением изображения
Контрастом
5) Тономи др.
Во всех видах изобразительного искусства выделяют композиционный центр.
Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с геометрическим центром холста.
Существует множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения.
Для того, что бы добиться наибольшей выразительности своих произведений, художники использовали при построении композиции закон «золотого сечения» (одной трети), - где наиболее важный элемент изображения располагается на расстоянии одной трети от целого.(«Возвращение блудного сына» Рембранта, «Явление Христа народу» А.Иванова»).
Батик. Виды батика.
Билет №5.