Композиция. Средства выражения в композиции.
Класс
Билет№1
Изобразительные средства.
Изобразительные средства-один из основных компонентов техники и технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приёмами их обработки. К изобразительным средствам относятся:
1. Точка
2. Штрих-в рисовании штрихом пользуются чаще, чем точкой, штрихом можно подчеркнуть форму предмета, создать тональное пятно
3. Мазок-изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения красок.
4. Линия – изображается всеми материально-техническими средствами: карандашом, пером, кистью, резцом
5. штриховка- с помощью штриховки подчеркиваем форму, набираем тональное пятно.
6. тушёвка – в отличии от штриха выполняется не отрывая карандаша от бумаги.
7. Тон – поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту передают штриховкой, тушёвкой или окраской.
8. Окраска –приём нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой.
9. Заливка- применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющийся друг с другом.
10. Отмывка- применятся при окраске поверхностей, имеющих неровную светлоту
11. Цвет – важнейшее изобразительное средство. Хроматические цвета обладают такими основными характеристиками как цветовой тон, насыщенностью и светлотой, ахроматические цвета обладают только светлотой (все оттенки от белого до чёрного).
Композиция. Средства выражения в композиции.
Композиция—составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве Композиция – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением. Главное в композиции— создание художественного образа. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. При создании художественного образа важная роль отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное- главному, от связей всех элементов между собой. Недопустимо,чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным.
Законы композиции:
1. Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.
2. Части не могут меняться местами без ущерба для целого.
3. Ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого.
Средства композиции:
Композиционный центр
Равновесие
Ритм
Контраст
Светотень
Цвет
Декоративность
Динамика и статика
Симметрия и асимметрия
Открытость и замкнутость
Целостность
Формат, пространство
Средства композиции - это всё, что необходимо для её создания.
Правила передачи динамики (движения):
1)- если на картине используется одна или несколько диагональных линий;
2)- эффект движения можно создать, если оставит свободное пространство перед движущимся объектом;
3)- для передачи движения следует выбирать определённый его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. (здесь зритель должен увидеть и понять, что было за мгновение до этого движения, и что будет после).
Правила передачи статики (покоя):
1)- если на картине отсутствуют диагональные направления;
2)- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
3)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
4)- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы(треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), то она считается статичной.
Так же ощущение покоя может возникнуть, если геометрический и композиционный центр картины совпадают.
Открытость и замкнутость в композиции.
1) Замкнутая— изображение с замкнутой композицией вписывается в формат таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкало само себя.
2) Открытая— это уходящие за пределы формата детали, которые легко представить ВНЕ картины. В этом случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции, передается большое открытое пространство.
Билет №2.
Кости черепа
Кости черепа:
1. Лобная кость.
2. Теменная кость.
3. Височная кость.
4. Клиновидная кость.
5. Затылочная кость.
6. Верхняя челюсть.
7. Нижняя челюсть.
8. Скуловая кость.
9. Носовая кость.
10. Альвеолярная дуга верхней челюсти.
11. Альвеолярная дуга нижней челюсти.
12. Скуловая дуга.
13. Надбровная дуга.
14. Глазница.
15. Лобный бугор.
Голова человека имеет сложную форму. Начинать ее изучение необходимо с основы – черепа, который объединяет в себе целый ряд форм. Одни из них образуют форму лица, другие – головы и черепа. Рисуя череп, необходимо знать, что он состоит из 2-х частей: МОЗГОВОЙ и ЛИЦЕВОЙ. Мозговая часть образуется 6-ю костями, соединёнными между собой зубчатыми швами.
Основные кости, определяющие форму мозговой части черепа:
· лобная (одна), располагается фронтально, имеет два лобных бугра;
· височные кости (две), располагаются сверху и сбоку;
· затылочная (одна) – сзади и снизу;
· клиновидная (одна), располагается в центре основания черепа.
В целом все эти кости выявляют форму головного мозга и служат его защитой.
Лицевая часть- состоит из 2-х глазничных впадин, носовой впадины, носовой впадины, снизу глазничную впадину облегает Скуловая кость со скуловым отростком, сверху глазничные впадины облегают выступы надбровий и височных костей, от носовой впадины выступает кость верхней челюсти, и снизу лицевую часть замыкает нижняя челюсть, она состоит из 2-х симметричных половин- правой и левой и является единственной костью в черепе, которая двигается. От характера форм и особенностей их строения зависит характер формы головы в целом и её образная характеристика.
Кости лица, определяющие его наружную форму:
· скуловые (две),
· нижняя поверхность лобной кости,
· носовые кости (две),
· верхняя и нижняя челюсть.
Большое пластическое значение имеет форма глазницы, образованная костями собственно черепа и костями лица.
Билет №3.
Ритм в композиции.
Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни и в искусстве не одно и то же. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве, ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определённую эмоциональность.
Ритм- это чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света, тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции(фигур людей, домов, деревьев...) Ритм может строиться на контрастах объёмов. Особая роль отводится ритму в произведения декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определённом чередовании их элементов. В произведениях изобразительного искусства можно различать активный, порывистый, дробный ритм, плавный, спокойный, медленный. Ритм-это одно из средств выразительности композиции.
Дымковская игрушка
Билет № 4.
Главные действующие лица.
Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Центр выделяется:
1) Цветом;
Освещённостью
Окружением изображения
Контрастом
5) Тономи др.
Во всех видах изобразительного искусства выделяют композиционный центр.
Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с геометрическим центром холста.
Существует множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения.
Для того, что бы добиться наибольшей выразительности своих произведений, художники использовали при построении композиции закон «золотого сечения» (одной трети), - где наиболее важный элемент изображения располагается на расстоянии одной трети от целого.(«Возвращение блудного сына» Рембранта, «Явление Христа народу» А.Иванова»).
Батик. Виды батика.
Билет №5.
Батик. Виды батика.
Билет №6.
Билет №7.
Стилизация.
Билет №8.
Анализ формы предмета.
Если присмотреться к форме предметов, как бы они не были сложны на первый взгляд, в них всегда можно разглядеть совокупность простых геометрических тел, так или иначе сочетающихся между собой и образующих эту форму.
Существует такое понятие как простые и сложные формы предмета.
Простые формы:
1) Шар
2) Куб
3) Цилиндр
4) Призма
5) Параллелепипед
6) Конус
7) Пирамида.
Сложные формы имеют в своей основе 2 или более простых форм.
Разложение сложной формы на простые геометрические значительно упрощает понимание её структурной и конструктивной сущности. Рисуя предмет, представляют себе его общую геометрическую форму, как сочетание отдельных геометрических форм в пространственной и конструктивной схеме.
От структуры предмета зависит приём построения его формы на бумаге. Помимо общей соразмерности одного предмета по отношению к другому, учитывают внутренние соразмерности. В любом предмете детали находятся в подчинённой зависимости от целого; деталь всегда меньше целого и составляет его часть, то есть находится по отношению к целому и к другим деталям в пропорциональной зависимости, что можно проверить сравнением размеров.
Таким образом. Анализируя форму предмета, в первую очередь выявляют закономерность строения или конструкции формы и связь отдельных деталей.
Итак, при рисовании предмета особое значение приобретает:
Цельность в композиции.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты.
Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
При создании художественного образа важная роль отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное – главному, от связей всех элементов между собой.Недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным.
Филимоновская игрушка.
Билет №9.
По назначению.
По изобразительным средствам:
3) линейный; , бывает как правило светлым, лёгким, обобщённым.
4) Тоновойдаёт более полную характеристику предметов и среды. Один из видов тонового рисунка – силуэт, это контурный рисунок заполненный одним ровным тоном.
По назначению:
1) Академический рисунок- это длительный рисунок с целью обучения рисованию.
2) Творческий рисунок- это произведение изоискусства, образно выражающие мысли, чувства и миропонимание художника.
3) Набросок-краткосрочный рисунок;
4) Эскиз- предварительный рисунок для создания творческого произведения.
По материально-техническим:
Чем и на чем рисует художник (карандаш, тушь, перо,уголь, сангина, сепия,соус и т.д»
Существуют различные СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ:
1.Рисование с натуры— здесь объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим.
2.Рисование по представлению ( воображению)— некогда сформированный в сознании рисующего образ создаётся по описанию или воображению.
3.По памяти— объект изображения отсутствует и воссоздаётся по памяти.
4.Рисование по оригиналам— используется в русской академической школе, где заменяют живую натуру рисунком-оригиналом, то есть копируют.
Принципы рисования:
Последовательность рисования с натуры определяется двумя основными принципами:
1. «От ОБЩЕГО к частному»- предмет изображения является целостным организмом. Поэтому начинать изображение следует не с части, а со всей массы предмета, с общего его вида, определяющего положение предмета в пространстве, его размеры и движение;
2. «От ЧАСТНОГО к общему»- детально разрабатывая форму предмета и концентрируя внимание на частях предмета, отвлекаясь иногда от целого, всё это обычно приводит к дробности, к разрушению большой формы. Для восстановления целостности изображаемой формы каждую часть обобщают и подчиняют целому.
Основные стороны процесса рисования:
Восприятие (наблюдение) натуры и её Изображение.
В процессе изображения выделяют 4 этапа:
1. Схематизация – форма предмета обозначается немногими линиями или в виде геометрических фигур (схематично).
2. Типизация – проявляются предмет или группа предметов, характеризующие типичные признаки (например: любой чайник имеет носик, ручку, крышку).
3. Индивидуализация – показываются признаки, присущие только данному предмету (например: у каждого чайника свой носик, форма ручки тоже различна, крышка более плоская или выпуклая.)
4. Обобщение– предварительная проверка связей между частями, подчиняемые целому. Цельное видение позволяет обобщить детально разработанную форму.(тоном или цветом)
Каргопольская игрушка.
История возникновения Каргопольской игрушки.
Каргополь– древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. В окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далёком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополи были Свистульки-утушки. А лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары.
В свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был не долог. Благодаря усилиям потомственного гончара Ивана Васильевича Дружинина из деревни Гринево в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился. Все глиняные игрушки можно разделить на архаические и сюжетные игрушки нового времени.
Особенности лепки Каргопольской игрушки.
Изцелого куска глины.
Приземистая форма, короткая шея, грубоватая,не свистульки .
Особенности росписи Каргопольской игрушки.
Игрушку белят. Расписывали игрушку натуральными пигментами. Общий колорит игрушки сдержанный, спокойный, землистый. Пиджаки и кофты расписывались локально. Грубыми и крупными мазками пуговки и застежки. Крупный геометрический орнамент располагался на юбке.
Орнамент составлялся из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихами намечены формы одежды, черты лица.
Цвета:
Красный, черный, охра, зеленый, синий (редко)
Используются солярные знаки.
Билет №10.
Мезенская роспись.
Билет №11.
Пермогорская роспись.
Билет №12.
Перспектива.
Перспектива-это наука, диктующая законы, которые помогают изображать предметы на плоскости, так, как их воспринимает человеческий глаз.
Существуют различные виды перспектив: линейная, воздушная, купольная, панорамная, театральная, наблюдательная.
Линейной перспективой- называются перспективные изменения пространственной формы, размеров, направлений, контуров,- то есть тех признаков, которые можно изобразить линией.
Для построения какого-либо перспективного сокращения необходимо определить линию горизонта, которая находится на уровне глаз рисующего и возникает в месте пересечения мысленно поставленной перед глазами, бесконечно длинной горизонтальной плоскости с картинной плоскостью. На линии горизонта находятся также все точки схода горизонтальных линий
Воздушной перспективой- наз. кажущиеся изменения некоторых признаков предмета под воздействием воздушной среды и пространства. Для передачи воздушного пространства, все ближние предметы надо изображать детально, а дальние –обобщённо, контуры ближних предметов надо изображать резче, а удалённых – мягче, ближние – более насыщенными и тёплыми в цвете, дальние – более бледными и холодными, все ближние предметы изображают более многоцветными, а удалённые обобщённые в цвете и т.д.
Законы воздушной перспективы помогают грамотно передавать воздушное пространство, так как его воспринимает человеческий глаз.
Купольная используется при построении купольной сферы.
Театральная при изображении декораций.
Панорамная при панорамных изображений. Например (панорама Сталинградской битвы.)
Отдельный вид –наблюдательная перспектива, где все перспективные сокращения выполняются «на глаз».
Хохломская роспись.
Класс
Билет№1
Изобразительные средства.
Изобразительные средства-один из основных компонентов техники и технологии работы художника, связывающий его творческий метод с используемыми материалами и приёмами их обработки. К изобразительным средствам относятся:
1. Точка
2. Штрих-в рисовании штрихом пользуются чаще, чем точкой, штрихом можно подчеркнуть форму предмета, создать тональное пятно
3. Мазок-изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения красок.
4. Линия – изображается всеми материально-техническими средствами: карандашом, пером, кистью, резцом
5. штриховка- с помощью штриховки подчеркиваем форму, набираем тональное пятно.
6. тушёвка – в отличии от штриха выполняется не отрывая карандаша от бумаги.
7. Тон – поверхность каждого предмета обладает своим тоном или видимой светлотой. Светлоту передают штриховкой, тушёвкой или окраской.
8. Окраска –приём нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой.
9. Заливка- применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющийся друг с другом.
10. Отмывка- применятся при окраске поверхностей, имеющих неровную светлоту
11. Цвет – важнейшее изобразительное средство. Хроматические цвета обладают такими основными характеристиками как цветовой тон, насыщенностью и светлотой, ахроматические цвета обладают только светлотой (все оттенки от белого до чёрного).
Композиция. Средства выражения в композиции.
Композиция—составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве Композиция – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением. Главное в композиции— создание художественного образа. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения. При создании художественного образа важная роль отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное- главному, от связей всех элементов между собой. Недопустимо,чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным.
Законы композиции:
1. Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.
2. Части не могут меняться местами без ущерба для целого.
3. Ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого.
Средства композиции:
Композиционный центр
Равновесие
Ритм
Контраст
Светотень
Цвет
Декоративность
Динамика и статика
Симметрия и асимметрия
Открытость и замкнутость
Целостность
Формат, пространство
Средства композиции - это всё, что необходимо для её создания.
Правила передачи динамики (движения):
1)- если на картине используется одна или несколько диагональных линий;
2)- эффект движения можно создать, если оставит свободное пространство перед движущимся объектом;
3)- для передачи движения следует выбирать определённый его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией. (здесь зритель должен увидеть и понять, что было за мгновение до этого движения, и что будет после).
Правила передачи статики (покоя):
1)- если на картине отсутствуют диагональные направления;
2)- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
3)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
4)- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы(треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), то она считается статичной.
Так же ощущение покоя может возникнуть, если геометрический и композиционный центр картины совпадают.
Открытость и замкнутость в композиции.
1) Замкнутая— изображение с замкнутой композицией вписывается в формат таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкало само себя.
2) Открытая— это уходящие за пределы формата детали, которые легко представить ВНЕ картины. В этом случае отсутствует затягивание взгляда к центру композиции, передается большое открытое пространство.