Моделирование игр-сказок (анимация) на песке
Этап игры | Материал для занятия | Стиль поведения взрослого |
1. введение в игровую среду | Теоретическая подготовка детей | директивный |
2. знакомство с игрой и ее героями | Песок Сказка (тема) Анимационный стол | Совместная работа с детьми |
3. работа на анимационном столе - рисование песком | Песок Сказка (тема) Анимационный стол | Помощь, совместная работа с детьми |
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Во время работы необходимо создать естественную среду для работы с ребенком (важен комфорт ребенка), узнать с каким персонажем ребенок хочет поработать («оживление» персонажа), и наконец, реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций, историй, сказок, песенок, музыки вместе с героями.
Занятия можно проводить как с группой детей, так и индивидуально, с родителями и без них. Главное комфорт ребенка и его желание работать с песком.
Материал и оборудование:
-«кварцевый песок» 0,1-0,3(1-2кг)
-стол для песочной анимации с подсветкой,
-возможен песок разного цвета,
-музыкальное сопровождение (аудио сказки, музыкальные файлы на компьютере, мультимедийные презентации, мультфильмы),
-интерактивная доска,
-фото и видео аппаратура для съемки мультфильмов и клипов.
Обновляется песок 1 раз в год, песок прокаливается (меняется) 1раз в 3-4 месяца. Песок можно заменить мукой или манкой.
Ожидаемые результаты:
· позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
· развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
· снижение эмоциональной тревожности;
· повышение самооценки;
· развитие коммуникативных навыков;
· развитие самосознания;
· улучшение детско-родительских отношений;
· закрепление положительных поведенческих реакций.
2.2 Тематическое планирование игр-занятий по песочной анимации в кружке «Волшебный песок»:
Тематическое планирование включает в себя:
-историю возникновения работы с песком (песочную анимацию);
- знакомство с материалом;
- работа в терапевтической песочнице на летних прогулках;
- основы композиции, значение музыки в работе;
- разработка сюжета и сценария.
для детей 3-4 лет (младшая группа)1 занятие в месяц
период | тема | задачи |
сентябрь | Знакомство с песком | Развитие познавательных процессов. Тренировка мелкой моторики рук. Знакомство со свойствами песка. |
октябрь | Моя семья | Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких. |
ноябрь | «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» | Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам. Вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки на примере русских народных сказок. Дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора. |
декабрь | Веселые снеговики | Формирование знаний о свойствах снега.Активизировать речь детей через художественное слово. Развивать мелкую моторику рук. |
февраль | Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу) | Помочь детям понять родственные отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к отцу, желание заботится о родных и близких. |
март | Цветочек для мамы | Оптимизация детско-родительских отношений. Воспитание доброго отношения к маме. Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
апрель | «Быстрые ракеты» | Формировать представления детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине; Расширять словарный запас: космос, звезда, комета, планета, космонавт.. |
май | Индивидуальные занятия с родителями «Мама, папа, я - мы друзья» | Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Становление единения с семьей, положительный эмоциональный настрой |
для детей 4-5лет (средняя группа)2 занятия в месяц
период | тема | задачи |
сентябрь | Знакомство с песком | Развитие познавательных процессов. Тренировка мелкой моторики рук. Знакомство со свойствами песка. |
По мотивам сказки Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации) | Знакомство с произведением В.Сутеева «Под грибом». Развивать умение слушать взрослого, усидчивость и внимание. Формировать умение рассуждать, анализировать причинно-следственную связь. Активизировать речь, развивать мелкую моторику. | |
октябрь | Моя семья | Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких. Формировать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта. Знакомство с жанром искусства – портрет. |
Рисование-релаксация «Музыка дождя» | Развивать у детей умение самостоятельно выбирать сюжет для рисунка, стараясь передавать характер мелодии. Расслабление, успокоение. | |
ноябрь | Сказка «Три поросёнка.» | Познакомить детей со сказкой «Три поросенка». Развитие речи- обогащение словарного запаса прилагательными: соломенный, каменная, лубяная. Закрепить навыки счета до 3-х. Развитие мелкой моторики. |
«Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» | Прививать интерес и любовь к русским народным сказкам. Вызвать эмоциональный отклик на знакомые и любимые сказки на примере русских народных сказок. Дать детям сведения о сказке, как жанре словесного фольклора. | |
декабрь | «Как котенок зиме удивился» | Развивать умение слышать речь взрослого, обращенную к группе детей; познакомить с эмоцией удивление; составлять короткий рассказ по схеме; подбирать слова обозначающие действие, признак; закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает; активизировать произношение звука (у) изолированно; Воспитывать умение совместно выполнять общие действия; Воспитывать любовь к животным и вызвать желание заботиться о них. |
Веселые снеговики | Формирование знаний о свойствах снега.Активизировать речь детей через художественное слово. Развивать мелкую моторику рук. | |
февраль | Птички прилетели, зернышки поели | Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей. Создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций. Формировать умение создавать образ птиц по памяти. |
Папы разные нужны, папы разные важны (песни про папу) | Помочь детям понять родственные отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к отцу, желание заботится о родных и близких. | |
март | По стихотворению Е. Благиной «Посидим в тишине…» | Оптимизация детско-родительских отношений. Воспитание доброго отношения к маме. Развитие двигательных навыков; восприятия, внимания и речи |
По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». (просмотр музыкального клипа «Цветик-семицветик») | Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи. | |
апрель | Кто сказал мяу? (где спрятался котенок?) | Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?». Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. Учить понимать смысл произведения. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы. Побуждать детей участвовать в драматизации наиболее понравившегося отрывка сказки. |
«Земля- наш общий дом» | Закрепить знания детей о первом космонавте Ю.А.Гагарине; закрепить умение рассказывать уже знакомый текст по схеме, активировать слуховые и зрительные анализаторы.. Расширять словарный запас: космос, звезда, комета, планета, небосвод, космическое пространство, космонавт. Совершенствовать знания о природе, ее ресурсах, планете Земля. | |
май | Индивидуальные занятия с родителями «Мы волшебники» | Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Становление единения с семьей, положительный эмоциональный настрой |
для детей 5-6лет (старшая группа)2 занятия в месяц
период | тема | цель |
сентябрь | Знакомство с песком | Вызывать положительный эмоциональный настрой. Тренировка мелкой моторики рук. |
Песочная страна | Дать возможность ребенку раскрыться эмоционально, избавится от отрицательных эмоций. | |
октябрь | «Дом, который построил Джек…» («Дом, который построю Я…») | Активизировать речь. Развитие творческой фантазии, мелкой моторики. Учить рисовать здание, выделяя его конструкторские особенности (стены, фундамент, крыша, потолок, пол, балкон, окно и т.д.) |
По произведению В.Бианки «Сова» | Закрепить у детей понятие о взаимосвязи и взаимозависимости всех живых существ в природе. Заложить в детях в эмоциональной игровой форме экологическое восприятие мира. | |
ноябрь | По произведению В. Катаева «Цветик-семицветик» | Нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи. |
Моя семья «Папа, мама, я…» | Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботится о родных и близких. Учить составлять небольшие рассказы о маме, папе из личного опыта. Знакомить с жанром искусства--портрет. | |
декабрь | «Как котенок зиме удивился» | Закрепить знания детей о характерных признаках зимы, учить передавать в рисунке картину зимы; упражнять в рисовании деревьев. |
«Дед Мороз и золотая рыбка» | Развивать познавательную и продуктивную деятельность. Вовлечение детей в сказочную атмосферу праздника. | |
январь | Кормушка для птиц (просмотр презентации «Зимующие птицы») | Создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах, выявить экологические знания детей. |
«Если только захотим, все вокруг мы превратим в …» (игра-фантазирование) | Предоставить детям простор для развития творческой фантазии. | |
февраль | По мотивам сказки «Кошкин дом» (просмотр мультфильма) | Закрепление правил поведения во время пожара. |
По правилам дорожного движения «Наш помощник - светофор» | Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения. | |
март | Букет для милой мамочки. Снимаем мультфильм для поздравления мамам. | Уточнить знания детей о празднике «8марта». Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами. |
По прослушиванию мелодии «Весенние ручьи» | Создать условия для расслабления, отдыха детей. Погружение в творческий процесс рисования песком. | |
апрель | По прослушиванию мелодии «Птичий пересвист» (релаксация) | Расширение знаний о характерных признаках весны-о прилете птиц. Продолжить создавать условия для расслабления. |
«Сказка-сочинялка» (игра-фантазирование) | Прививать интерес к созданию новой сказки. Развивать речь. | |
май | Занятие с родителями «Песочные сказки» | С помощью сказки заинтересовать и привлечь дошкольников к исследовательской работе по изучению свойств и видов песка. Способствовать укреплению детско-родительских отношений. |
В течении учебного года | Упражнения для самостоятельной деятельности: «Там на неведомых дорожках, следы невиданных зверей…»; «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый…»; Страна «Поездландия» - страна поездов, вагонов, паровозов; «Солнце красное»; «Что (кто) меня пугает»; «Четыре стихии»; «Нарисуй эмоцию». |
2.3 Перспективный план работы с родителями
Период | Цель | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Знакомство с техникой рисования песком. Выявление детей, родителей желающих посещать занятия и детей, которым необходимы эти занятия (по направлению психолога). Сплочение детско-родительских отношений. Информирование родителей о ходе образовательной и коррекционной работе с детьми. | Видеоролик «Волшебный песок» Открытое занятие с родителями Информирование родителей о результатах первичной диагностики детей. Анкетирование «Большой мир маленького человека» |
Октябрь | Консультация «Коррекция детских страхов песочной терапией» Буклет для родителей «Игры с песком» | |
Ноябрь | Статья: «Роль семьи и детского сада в формировании психологического здоровья детей», Открытое занятие с родителями | |
Декабрь | Консультация «Сказочные игры на песке» Видеоролик «Наши мультфильмы» | |
Январь | Открытое занятие с родителями Рекомендации в родительском уголке: «Психофизическая зрелость ребенка и готовность его к школе». | |
Февраль | Круглый стол «Творческие способности ребенка: изучаем, развиваем, радуемся успехам!». | |
Март | Открытое занятие с родителями Индивидуальные консультации с психологом ДОО. | |
Апрель | Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители” | |
Май | Родительское собрание «Арт-терапия в оздоровлении детей». Информирование родителей о результатах итоговой диагностики детей. |