Затвердевшая глина может при прорезании отверстий потрескаться, и игрушка будет испорчена.
Выполнение дымковского орнамента
Нанесение рисунка. Сырая, но уже подвяленная глина благоприятней всего для обработки игрушки острой палочкой или щепочкой, которыми намечают черты лица человечка, морду зверя, проделывая то глубокие борозды, то круглые углубления глаз, ноздрей, прорезывая щелью рот, намечая процарапкой перья птицы, шкуру зверя, цепочкой мелких дырочек -- ожерелье барыни и т. д. Иногда используют рельефные штампики, изготовленные из глины и обожженные; на поверхности игрушки ими оттискивают заглубленный узор.
Глазурование. Такие виды обработки применяются главным образом в тех случаях, когда игрушка будет глазурована, т. е. получит стекловидное покрытие. Для этого подсохшую игрушку погружают в разведенную водой глазурь или поливают ею или наносят глазурь кистью. В прошлом народные мастера применяли способ обмазки игрушки дегтем, обсыпаемым затем сухим порошком глазури. Способ этот небезопасен для здоровья: мастер невольно вдыхал свинцовый порошок. Прозрачная после обжига свинцовая глазурь может быть бесцветной или, благодаря добавлению окислов металлов, окрашиваться в коричневый цвет (окись марганца), зеленый (окись меди), желтый (окись железа) -- это самые распространенные расцветки народной глиняной игрушки.
Роспись ангобами. Существует еще один способ художественного оформления игрушки, также предшествующий обжигу: ангобная роспись. Ангоб -- это жидко разведенная водой глина. Обычно игрушку расписывают ангобом другого цвета, чем цвет глины, из которой вылеплено изделие, иначе роспись не будет видна на ее фоне. Ангоб наносится на сырую поверхность, частично впитывается в нее, а затем закрепляется обжигом.
В русской игрушке ангобную роспись применяли в XVI-- XVII вв., позднее этот способ распространения не получил. Наиболее красиво такая роспись выглядит под прозрачной глазурью, но тогда игрушка должна обжигаться двукратно: первый раз -- с ангобом, а затем -- с глазурным покрытием.
В тех случаях, когда цветной декор наносится на игрушку до обжига, следует хорошо представлять себе, как будет выглядеть поверхность обожженного изделия. Естественная окраска глин меняется в обжиге: рыже-коричневые становятся красноватыми, темно-желтыми, серые и синие -- белыми, кремовыми. Разумеется, цветная прозрачная глазурь будет интенсивно яркой на светлом фоне, а белый ангоб, наоборот, по контрасту прозвучит на темном черепке.
Перед обжигом любое глиняное изделие необходимо очень хорошо высушить, в противном случае оно покоробится или лопнет в пламени. Сушка должна быть постепенной и равномерной, поэтому надо избегать огня и солнца, когда одна сторона глиняного изделия может нагреться более других и оно деформируется. Игрушку сушили в тени по нескольку суток.
Не следует забывать при лепке и декорировании игрушки, что сушка и обжиг уменьшают ее размеры. Значит, нельзя мельчить детали и узор, наносимый процарапкой, -- он может совсем потеряться.
Обжиг игрушки в тех народных промыслах, где она выполнялась в дополнение к посуде, производился вместе с горшками, крынками, плошками в специальных горнах при температуре 850--900°.
Если игрушечный промысел не совмещался с посудным, игрушку обжигали в русской печи, где температура обжига на 100--200° ниже, чем в горне. Игрушка не была рассчитана на долговечность, не являлась хозяйственной утварью, и для нее не обязательна прочность, какую приобретала посуда в более жарком горновом обжиге.
Неглазурованную игрушку клали в печь чуть ли не навалом, перекладывая ее дровами, глазурь же, растекаясь в обжиге, могла неразрывно слепить фигурки, поэтому их размещали так, чтобы они не касались друг друга.
В настоящее время в производстве игрушек применяется также обжиг в электромуфелях.
После обжига глазурь покрывает фигурки цветным стек-ловидным слоем, затекает в углубления, играет на рельефе.
Изделия с ангобной росписью, наоборот, становятся матовыми.
Другие способы декорирования. Фигурки со светлым черепком, предназначенные для холодной росписи, декорируются по этому светлому фону яркими анилиновыми красками, растертыми на яйце.
Темный черепок иногда покрывают светлым меловым грунтом (Дымково, Каргополь), а затем по нему пишут узоры.
Иногда в народном искусстве появлялись и нетрадиционные приемы украшения игрушки, вызванные ложным стремлением облагородить ее. Так, в тяжелый для народных промыслов период конца XIX-- начала XX в. кустари-игрушечники, пытаясь конкурировать с фабричной промышленностью, пробовали подражать ее продукции, делая подобие городских кукол или фарфоровых статуэток. Случалось, что лепную глиняную фигурку некстати украшали натуралистическим кукольным личиком, оттиснутым в формочке, снятой с фабричного оригинала, или сплошь покрывали грубым слоем масляной краски, стремясь скрыть простую, дешевую глину, окаймляли игрушку позолотой, надеясь приблизить ее к городским образцам.
Нетрудно себе представить, что сельского гончара могли прельстить яркость, блеск, разнообразие расцветок холодных эмалей и масляных красок фабричного изготовления, ставших доступными в конце XIX в. Эти краски наносились на обожженную глину и прочно приставали к ней, не требуя, как глазури, длительных и трудоемких процессов -- размола, разжижения, обжига.
Однако для народных мастеров любой отрасли искусства гораздо характернее бережное отношение к материалу, который они знают идеально, и стремление к выявлению, показу его природных качеств. В глине это не только широкое использование ее пластичности в лепке, гравировке, штамповке, но и показ ее фактуры и натуральной расцветки.
Даже в тех случаях, когда игрушка являлась спутником посуды, в ее исполнении обязательно ощущалось творческое начало: совершенное знание материала, врожденный вкус, верное ощущение пластики и цвета способствовали тому, что гончар каждый раз простейшими приемами создавал маленькое оригинальное художественное произведение.
Можно предполагать, что отношение к игрушке как к безделке, детской забаве способствовало в какой-то мере тому, что мастера творили ее, смело воплощая в игрушке свою фантазию, давая волю своим остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Над мастером в этом случае не тяготели строгие требования заказчика, установленные для выделки посуды правила, потребитель игрушки был самый неприхотливый.[3]
2.3Основные этапы работы