IV. Работа с природным материалом.

Тема: Аппликация из бересты.

Тема: Инструкция из бересты.

Вводное занятие.

Береста – один из поэтичных материалов народного д/п творчества. О мастерах Вятской, Казанской, Нижегородской, Костромской областей. Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Демонстрация изделий в материале репродукции, ознакомление с т/б при обработке бересты. Вопросы охраны природы при заготовке бересты. Составление эскиза, работа с пластовой берестой.

Изготовление панно по замыслу.

Особенности и виды орнаментов композиций применяемых для составления панно. Демонстрация изделий народных мастеров. Инструменты, приемы работы с ними Практическое занятие.

Плетение из бересты.

Беседа: «Ах, лапти, да лапти». Освоение технологий плетения. Изготовление цветов из бересты.

Творческое задание. Выбор учащимися темы будущего панно. Перевод рисунка на кальку, нумерация деталей.

Итоговое занятие по теме. Оформление работ.

Тема: Аппликация из соломки.

«Золотая соломка».

Вводная беседа. Эта золотая соломка Показ детских работ из фонда объединения. Подготовка материала к работе. Инструктаж по т\б.

Обработка соломки. Составление эскиза. Беседа: дать знания о злаковых растениях. Сортировка, разрезание, распаривание, глажка соломки.

Аппликация из соломки: «Зимний этюд».

Беседа: изготовление растительных орнаментов. Знакомство с режущими и разметочными инструментами. коллективное выполнение аппликаций подетальным способами.

Оформление готового панно.

Подбор фона. Изготовление рамки, покрытие лаком. Работа по карточкам.

Плетение кукол виды плетения.

Итоговое занятие по разделу. Оформление мини-выставки. Заслушивание сообщений «золотая соломка».

V. Раздел: Вязание крючком.

Тема: «Веселый крючок».

Вводное занятие. История вязания крючком и вязаной игрушки. Просмотр фотографий, иллюстраций. Подготовка материалов к работе. Техника вязания крючком. Работа по технологическим картам. Краткие записи и зарисовки. Практическая часть, освоение приёмов вязание крючком.

Вязание игрушки по выбору.

7.Оформление работы.

8.Итоговое занятие по разделу.

9.Итоговая аттестация. Диагностика уровня воспитанности и обученности воспитанников.

Заключительное занятие. Итоговый праздник в ДДТ. Выставка д\п творчества. Практическая часть. Организация выставки. Создание праздничного настроения у зрителей. Привлечение внимания к работе детских объединений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения на третьей ступени учащиеся должны:

Уметь пользоваться инструментами и оборудованием (согласно программе). Знать т\б.

Иметь представление о д\п. творчестве.

Различать виды д\п творчества, видеть все ценное и понимать прекрасное в природе родного края.

Работать по замыслу и с натуры.

Разбираться в текстуре конкретного материала.

Быть внимательным, аккуратным, усидчивым, доводить начатое дело до конца.

Методическое обеспечение программы

Название темы Форма занятия Технология, методы, приёмы Дидактический материал Средства необходимые детям на занятиях Формы подведения итогов
Аппликация из бумаги. Занятие беседа игра, аппликация по образцу, экскурсия, упражнение. Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические, запоминания. Приемы: вырезания симметрических форм. Зарисовки с натуры, составление эскиза, подбор бумаги, вырезка деталей, раскладывание их на фоне, наклеивание, высушивания. Цветная, обрезная, графическая, иллюстрация, карточки, схемы. Цветная бумага, картон, клей, ножницы. Обсуждение работ учащихся. Оформление выставки.
Оригами Занятие, беседа мастер-класс, упражнения. Технологии: развивающие, игровое обучение, творческая деятельность. Методы: запоминания, словесные, наглядные. Приемы: работа с чертежами, складывание бумаги по линиям. Образцы, шаблоны, работы из фонда объединения Цветная бумага. Выставка детских работ.
Папье-маше Занятия, беседа экскурсия, игра «фантазия», праздник. Технологии: творческой деятельности, саморазвитие. Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, проектно – конструкторские. Приемы: изготовление объемной посуды, роспись, работа с гуашью, акварелью. Работы из фонда объединения видео материал, иллюстрации. Бумага, клейстер. Праздник, ярмарка в городе мастеров.
Соленое тесто Занятие, беседа лепка с натуры по представлению игра. Технологии: творческой деятельности, игрового обучения. Методы: наглядные, словесные, запоминания. Приемы: основные приемы лепки по детально, сравнения, передачи фактуры, роспись. Работа из фонда объединения, таблицы, чертежи. Соль, мука, краски акварельные, гуашь. Выставка детских работ.
Аппликация из пуха, круп. Занятие, беседа игра фантазия, экскурсия Технологии: развивающего, игрового обучения, творческой деятельности. Методы: наглядные, словесные, сравнения, поощрения контроля. Приемы: передачи настроения, характера несуществующих героев, сюжетов. Работы из фонда объединения, мастеров умельцев Приаргунского района, видео материал, диски, фото. Основа ДВП, картон, тополиный пух, бархатная бумага, крупы: манка, рис, овес и т.д. Обсуждение работ учащихся. Мини выставка.
Инкрустация из бересты Занятия, беседа экскурсия на выставку, игра, слушанье народной музыки. Технологии: развивающего, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические репродуктивные, проектно-конструкторские, игровые, контроля. Приемы: изготовления образцов, работа по шаблону, заготовки бересты. Фотографии, изделия из фонда объединения, слайды. ДСП, береста, калька, резаки, ножницы, клей ПВА. Экскурсия в краеведческий музей, коллективная работа по созданию альбома «декоративное искусство».
Инкрустация из соломки Занятие, беседа упражнение, игра, слушанье народных сказок, викторина. Технология: творческой деятельности, развивающего, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проектно-конструкторские, игровые, контроля. Приемы: составление эскиза, работа по замыслу, по шаблону, подбор по оттенкам, наложения цвет на цвет. Видеофильм «Природные самородки», работы из фонда объединения, иллюстрации, фотографии. Соломка, калька, инструменты: скрепка, резак, ножницы, утюг, клей ПВА. Экскурсия на выставку в центральную районную библиотеку, мастер-класс.
Вязание крючком Занятие, беседа упражнение, игра, слушанье народных сказок, викторина Технологии творческой деятельности, развивающего обучения, проблемного обучения, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практический, репродуктивный. Приемы: выполнить по образцу, техническое упражнение Работы из фонда объединения, образцы, фотографии, журналы Крючок, нити, пряжа, Обсуждение работ учащихся. Мини выставка


Взаимосвязь учреждения дополнительного образования с семьей.

Становления личности происходит под влиянием разнообразных факторов: семья, окружающая среда, роли среди сверстников, взрослых. Важное влияние на становление и развитие ребенка, оказывает и педагог дополнительного образования:

- выбирает для себя интересное направление деятельности, ребенок имеет возможность в выборе педагога;

- педагог дополнительного образования, в массе своей профессионал, а значит является образцом в увлекательном деле;

- общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и открытыми.

Работа педагога дополнительного образования может стать на много результативнее, если он сумеет привлечь к совместной работе родителей ребенка. В условиях учреждения дополнительного образования, взаимодействие с родителями происходит в нескольких направлениях:

личностный контроль – общение педагога и родителей;

опосредованный – взаимодействие педагога и родителей во время родительского собрания;

функциональный – социально-ролевые контакты педагога и родителей.

Основная цель – максимально вовлечь родителей в образовательный процесс. Совместная работа с ребенком, обсуждения успехов, преодоление неудач, организация праздников, фестивалей, выставок, позволяет родителям ощутить себя значимыми для ребенка. Для достижения результатов, работа с семьей должна стать одним из приоритетных направлений в деятельности учреждений дополнительного образования.

Список используемой литературы для педагога.

Афонькин С.Ю., афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк – СПБ.: Изд. Дом «Литература» 2005-192с:ил.;

Байдакова И.Н. Серия «Рукодельница», Ростов на Дону: «Феникс» 2000.-166с.;

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1997 г.;

Василенко В.Н., Русское прикладное искусство. – М.: Искусство, 1977 г.;

Вишневский Н. «Хохлома». – М.: Искусство, 1969 г.;

Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987 г.;

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967 г.;

Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1979 г.;

Гульянц Э.К. Базик И.Я. Это можно мастерить из природного материала. – М.: Просвещение., 1987г;

Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. М; 1981.;

Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. – М.: Владос, 2000 г.;

Дополнительное образование детей: сборник авторских программ, Ставрополь, 2004.;

Занкова Л.В. Обучение и развитие. Экспериментально педагогическое исследование. – М., Педагогика 1975 г.;

Кузин В.С. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества. Сборник «Творчество юных». М; Просвещение. 1972 г.;

Кузин В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974 г.;

Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента по специальности «Изобразительное искусство и домоведение»: - Чита; Издательство ЗАБГПУ, 2003 г.;

Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: - М; 1998 г.;

Программа педагога дополнительного образования: Разработки по реализации. Москва, 2003 г.;

Переветрень Г.И. Поделки из шишек – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2005 – 14,(2) С. – Поделки своими руками.;

Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. – М; 2001 г. (серия «Библиотечная педагогика – практика»).;

Переветрень Г.И. Самоделки из различных материалов – М.: Просвещение, 1985 г.;

Сборник авторских программ дополнительного образования детей, Москва, 2002 г.;

Соленое тесто: Украшение, сувениры, поделки – М.: Издательство Эксмо, 2003 – 128 с; 26. Семенова А.С. Охрана труда и техника безопасности. М.; Просвещение 1976 г.;

Список литературы для учащихся.

Афонькин С.Ю., афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк – СПБ.: Изд. Дом «Литература» 2005-192 с:ил.;

Байдакова И.Н. Серия «Рукодельница», Ростов на Дону: «Феникс» 2000.-160 с.;

Гаврилова С.В. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь – М: Вентана-Граф 2003. – 64 с.: ил.;

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада: - М.: Просвещение, 1985 г – 192с; ил.;

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада: Из опыта работы., - М.: Просвещение; 1990 г – 158 с.;

Лубковска К., Загрыхова И. Сделаем это сами:Пособие для воспитателя дет. Сада\Пер. с пол.О.А.Павлович.-М.: Просвещение,1983.-159с.

Переветрень Г.И. Искусные поделки из разных материалов\Г.И. Переветрень.М.:ООО «изд.АСТ Донецк» «Сталкер»,2005-14,(2)С.-(Поделки своими руками).

Переветрень Г.И. Поделки из шишек/ Г.И. Перевертень-М.:ООО«изд.АСТ Донецк» «Сталкер»,2005-14,(2)С.-(Поделки своими руками).

Ченыш И.В.Забавные поделки к праздникам- 2-е издание – М.: Айрис- пресс,2004. – 192с.: цв.Ил.-(Внимание дети!).

Чернова Н. Н. Волшебная бумага/ Н. Чернова.-М.:АСТ,2005-207,(1с.)

Наши рекомендации