IV. Работа с природным материалом.
Тема: Аппликация из бересты.
Тема: Инструкция из бересты.
Вводное занятие.
Береста – один из поэтичных материалов народного д/п творчества. О мастерах Вятской, Казанской, Нижегородской, Костромской областей. Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Демонстрация изделий в материале репродукции, ознакомление с т/б при обработке бересты. Вопросы охраны природы при заготовке бересты. Составление эскиза, работа с пластовой берестой.
Изготовление панно по замыслу.
Особенности и виды орнаментов композиций применяемых для составления панно. Демонстрация изделий народных мастеров. Инструменты, приемы работы с ними Практическое занятие.
Плетение из бересты.
Беседа: «Ах, лапти, да лапти». Освоение технологий плетения. Изготовление цветов из бересты.
Творческое задание. Выбор учащимися темы будущего панно. Перевод рисунка на кальку, нумерация деталей.
Итоговое занятие по теме. Оформление работ.
Тема: Аппликация из соломки.
«Золотая соломка».
Вводная беседа. Эта золотая соломка Показ детских работ из фонда объединения. Подготовка материала к работе. Инструктаж по т\б.
Обработка соломки. Составление эскиза. Беседа: дать знания о злаковых растениях. Сортировка, разрезание, распаривание, глажка соломки.
Аппликация из соломки: «Зимний этюд».
Беседа: изготовление растительных орнаментов. Знакомство с режущими и разметочными инструментами. коллективное выполнение аппликаций подетальным способами.
Оформление готового панно.
Подбор фона. Изготовление рамки, покрытие лаком. Работа по карточкам.
Плетение кукол виды плетения.
Итоговое занятие по разделу. Оформление мини-выставки. Заслушивание сообщений «золотая соломка».
V. Раздел: Вязание крючком.
Тема: «Веселый крючок».
Вводное занятие. История вязания крючком и вязаной игрушки. Просмотр фотографий, иллюстраций. Подготовка материалов к работе. Техника вязания крючком. Работа по технологическим картам. Краткие записи и зарисовки. Практическая часть, освоение приёмов вязание крючком.
Вязание игрушки по выбору.
7.Оформление работы.
8.Итоговое занятие по разделу.
9.Итоговая аттестация. Диагностика уровня воспитанности и обученности воспитанников.
Заключительное занятие. Итоговый праздник в ДДТ. Выставка д\п творчества. Практическая часть. Организация выставки. Создание праздничного настроения у зрителей. Привлечение внимания к работе детских объединений.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения на третьей ступени учащиеся должны:
Уметь пользоваться инструментами и оборудованием (согласно программе). Знать т\б.
Иметь представление о д\п. творчестве.
Различать виды д\п творчества, видеть все ценное и понимать прекрасное в природе родного края.
Работать по замыслу и с натуры.
Разбираться в текстуре конкретного материала.
Быть внимательным, аккуратным, усидчивым, доводить начатое дело до конца.
Методическое обеспечение программы
Название темы | Форма занятия | Технология, методы, приёмы | Дидактический материал | Средства необходимые детям на занятиях | Формы подведения итогов |
Аппликация из бумаги. | Занятие беседа игра, аппликация по образцу, экскурсия, упражнение. | Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические, запоминания. Приемы: вырезания симметрических форм. Зарисовки с натуры, составление эскиза, подбор бумаги, вырезка деталей, раскладывание их на фоне, наклеивание, высушивания. | Цветная, обрезная, графическая, иллюстрация, карточки, схемы. | Цветная бумага, картон, клей, ножницы. | Обсуждение работ учащихся. Оформление выставки. |
Оригами | Занятие, беседа мастер-класс, упражнения. | Технологии: развивающие, игровое обучение, творческая деятельность. Методы: запоминания, словесные, наглядные. Приемы: работа с чертежами, складывание бумаги по линиям. | Образцы, шаблоны, работы из фонда объединения | Цветная бумага. | Выставка детских работ. |
Папье-маше | Занятия, беседа экскурсия, игра «фантазия», праздник. | Технологии: творческой деятельности, саморазвитие. Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, проектно – конструкторские. Приемы: изготовление объемной посуды, роспись, работа с гуашью, акварелью. | Работы из фонда объединения видео материал, иллюстрации. | Бумага, клейстер. | Праздник, ярмарка в городе мастеров. |
Соленое тесто | Занятие, беседа лепка с натуры по представлению игра. | Технологии: творческой деятельности, игрового обучения. Методы: наглядные, словесные, запоминания. Приемы: основные приемы лепки по детально, сравнения, передачи фактуры, роспись. | Работа из фонда объединения, таблицы, чертежи. | Соль, мука, краски акварельные, гуашь. | Выставка детских работ. |
Аппликация из пуха, круп. | Занятие, беседа игра фантазия, экскурсия | Технологии: развивающего, игрового обучения, творческой деятельности. Методы: наглядные, словесные, сравнения, поощрения контроля. Приемы: передачи настроения, характера несуществующих героев, сюжетов. | Работы из фонда объединения, мастеров умельцев Приаргунского района, видео материал, диски, фото. | Основа ДВП, картон, тополиный пух, бархатная бумага, крупы: манка, рис, овес и т.д. | Обсуждение работ учащихся. Мини выставка. |
Инкрустация из бересты | Занятия, беседа экскурсия на выставку, игра, слушанье народной музыки. | Технологии: развивающего, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические репродуктивные, проектно-конструкторские, игровые, контроля. Приемы: изготовления образцов, работа по шаблону, заготовки бересты. | Фотографии, изделия из фонда объединения, слайды. | ДСП, береста, калька, резаки, ножницы, клей ПВА. | Экскурсия в краеведческий музей, коллективная работа по созданию альбома «декоративное искусство». |
Инкрустация из соломки | Занятие, беседа упражнение, игра, слушанье народных сказок, викторина. | Технология: творческой деятельности, развивающего, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проектно-конструкторские, игровые, контроля. Приемы: составление эскиза, работа по замыслу, по шаблону, подбор по оттенкам, наложения цвет на цвет. | Видеофильм «Природные самородки», работы из фонда объединения, иллюстрации, фотографии. | Соломка, калька, инструменты: скрепка, резак, ножницы, утюг, клей ПВА. | Экскурсия на выставку в центральную районную библиотеку, мастер-класс. |
Вязание крючком | Занятие, беседа упражнение, игра, слушанье народных сказок, викторина | Технологии творческой деятельности, развивающего обучения, проблемного обучения, игрового обучения. Методы: словесные, наглядные, практический, репродуктивный. Приемы: выполнить по образцу, техническое упражнение | Работы из фонда объединения, образцы, фотографии, журналы | Крючок, нити, пряжа, | Обсуждение работ учащихся. Мини выставка |
Взаимосвязь учреждения дополнительного образования с семьей.
Становления личности происходит под влиянием разнообразных факторов: семья, окружающая среда, роли среди сверстников, взрослых. Важное влияние на становление и развитие ребенка, оказывает и педагог дополнительного образования:
- выбирает для себя интересное направление деятельности, ребенок имеет возможность в выборе педагога;
- педагог дополнительного образования, в массе своей профессионал, а значит является образцом в увлекательном деле;
- общение детей и педагога происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и открытыми.
Работа педагога дополнительного образования может стать на много результативнее, если он сумеет привлечь к совместной работе родителей ребенка. В условиях учреждения дополнительного образования, взаимодействие с родителями происходит в нескольких направлениях:
личностный контроль – общение педагога и родителей;
опосредованный – взаимодействие педагога и родителей во время родительского собрания;
функциональный – социально-ролевые контакты педагога и родителей.
Основная цель – максимально вовлечь родителей в образовательный процесс. Совместная работа с ребенком, обсуждения успехов, преодоление неудач, организация праздников, фестивалей, выставок, позволяет родителям ощутить себя значимыми для ребенка. Для достижения результатов, работа с семьей должна стать одним из приоритетных направлений в деятельности учреждений дополнительного образования.
Список используемой литературы для педагога.
Афонькин С.Ю., афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк – СПБ.: Изд. Дом «Литература» 2005-192с:ил.;
Байдакова И.Н. Серия «Рукодельница», Ростов на Дону: «Феникс» 2000.-166с.;
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 1997 г.;
Василенко В.Н., Русское прикладное искусство. – М.: Искусство, 1977 г.;
Вишневский Н. «Хохлома». – М.: Искусство, 1969 г.;
Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987 г.;
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1967 г.;
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1979 г.;
Гульянц Э.К. Базик И.Я. Это можно мастерить из природного материала. – М.: Просвещение., 1987г;
Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. М; 1981.;
Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. – М.: Владос, 2000 г.;
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ, Ставрополь, 2004.;
Занкова Л.В. Обучение и развитие. Экспериментально педагогическое исследование. – М., Педагогика 1975 г.;
Кузин В.С. Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества. Сборник «Творчество юных». М; Просвещение. 1972 г.;
Кузин В.С. Психология. – М.: Высшая школа, 1974 г.;
Кузнецова С.Г. Программы регионального компонента по специальности «Изобразительное искусство и домоведение»: - Чита; Издательство ЗАБГПУ, 2003 г.;
Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: - М; 1998 г.;
Программа педагога дополнительного образования: Разработки по реализации. Москва, 2003 г.;
Переветрень Г.И. Поделки из шишек – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: Сталкер, 2005 – 14,(2) С. – Поделки своими руками.;
Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. – М; 2001 г. (серия «Библиотечная педагогика – практика»).;
Переветрень Г.И. Самоделки из различных материалов – М.: Просвещение, 1985 г.;
Сборник авторских программ дополнительного образования детей, Москва, 2002 г.;
Соленое тесто: Украшение, сувениры, поделки – М.: Издательство Эксмо, 2003 – 128 с; 26. Семенова А.С. Охрана труда и техника безопасности. М.; Просвещение 1976 г.;
Список литературы для учащихся.
Афонькин С.Ю., афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк – СПБ.: Изд. Дом «Литература» 2005-192 с:ил.;
Байдакова И.Н. Серия «Рукодельница», Ростов на Дону: «Феникс» 2000.-160 с.;
Гаврилова С.В. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь – М: Вентана-Граф 2003. – 64 с.: ил.;
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада: - М.: Просвещение, 1985 г – 192с; ил.;
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада: Из опыта работы., - М.: Просвещение; 1990 г – 158 с.;
Лубковска К., Загрыхова И. Сделаем это сами:Пособие для воспитателя дет. Сада\Пер. с пол.О.А.Павлович.-М.: Просвещение,1983.-159с.
Переветрень Г.И. Искусные поделки из разных материалов\Г.И. Переветрень.М.:ООО «изд.АСТ Донецк» «Сталкер»,2005-14,(2)С.-(Поделки своими руками).
Переветрень Г.И. Поделки из шишек/ Г.И. Перевертень-М.:ООО«изд.АСТ Донецк» «Сталкер»,2005-14,(2)С.-(Поделки своими руками).
Ченыш И.В.Забавные поделки к праздникам- 2-е издание – М.: Айрис- пресс,2004. – 192с.: цв.Ил.-(Внимание дети!).
Чернова Н. Н. Волшебная бумага/ Н. Чернова.-М.:АСТ,2005-207,(1с.)